У каждого бывают моменты в жизни, когда, словно по музею, из зала в зал переходя, просматриваешь прожитые дни, годы. У меня такое началось с тех пор, когда ещё не научился вылезать из своей детской колыбельки. Так и продолжается периодически до сих пор с пользой для меня.
Одним из результатов такого путешествия в своё прошлое является осмысленный отказ от употребления в пищу мяса убитых животных, птиц, рыб, всего, что имело в своём теле кровь.
Моя память сохранила чувства внутренних переживаний, безысходности, борьбы, сочувствия, горечи и ненависти к собственным родителям, когда меня 2–3-летнего малыша отец посадил на взрослого поросёнка. Поросёнок постоял, немного прошёлся со мной на спине по двору. Я слышу слова мамы, которую очень любил: «Осторожней. Сними его». Она взяла меня на руки и отнесла в дом. Сама вернулась во двор. Я знал, что этого поросёнка сейчас убьют. Не подходя к окну, стою и слушаю. Вдруг воздух наполнился резким криком того поросёнка. Во мне всё закипает. Зачем? За что? Хотелось броситься к поросёнку, защитить его и вместе с ним убежать из этого дома. Скоро всё стихло. Выхожу во двор и вижу, как отец разделывает тело поросёнка, который только что меня прокатил по двору.
Не раз подобные чувства приходилось мне испытывать в дальнейшем. Много лет спустя я прочёл в «Известиях» статью «Шапка». Мальчик двенадцати лет сбежал из дома вместе с шапкой, сделанной его отцом из дворовой собаки, друга этого мальчика. Его нашли во Владивостоке, измотанного, с туберкулёзом лёгких. Тот мальчик оказался сильнее меня.
За столом сижу, обедаю вместе с семьёй. Вижу, как они поедают с наслаждением мясо убитого поросёнка. Мама кладёт мне кусок попостнее, знает, что я и в лучшем куске стану копаться. Так продолжалось всегда, пока жил и рос в родительском доме.
В 20-летнем возрасте я испытал ещё одно потрясение. Не такое сильное, по причине притупления чувств окружающим бытом. Отец и старший брат решили есть сырое мясо, доказывая при этом, что наши предки были сыроедами. Аргументы приводил брат, вспоминая картинки из учебников по истории, как древние люди забивали мамонта. Про обезьяну, которая впервые взяла палку в качестве орудия. Благо такое продолжалось не долго. У них прекратилось желание есть сырое мясо.
В 27 лет я переехал жить в свой дом. Так как жил один, то готовить пищу пришлось самому. Вот тут-то и возникла проблема. Дело в том, что, живя в родительском доме, я всегда испытывал неприятные чувства, когда кто-то готовил обед из мяса, курицы или рыбы. В сыром виде всё это лицезреть и вдыхать запахи было для меня невыносимо. И я уходил из дома. И вот запах и вкус жареного мяса вызывали двоякое чувство: и приятное на вкус, и ощущение сытости, и в то же время что-то отталкивающее. Пришлось перебороть себя. Стал покупать мясо, варить любимые щи с мясом. Более 10 лет получал удовольствие от поедания шашлыков из карбоната свинины, приготовленных собственноручно в своём камине. Мои шашлыки нравились всем, кто ел. Но чувство борьбы с самим собой не угасало.
Однажды в доме священника за столом я предложил ему ответить на вопрос: «Как поведут себя дети лет пяти, если их вынужденно переселить одних на необитаемый остров, где тёплый климат, изобилие растительной пищи, много птиц, есть козочки, в реках плещутся рыбы. Станут ли они убивать животных — с целью поедания их тел?». Он, не задумываясь, ответил, что нет. Я ему: «Согласен. Тогда то, что написано в Ветхом Завете о пищи для человека после грехопадения, надо упразднить». Надо ли говорить, что после этого он изменил своё мнение? Тогда я снова задаю вопрос: «Как вы думаете, что испытает большинство детей детсадовского возраста, если их повести на экскурсию на мясокомбинат, чтобы показать весь процесс приготовления колбасы, которую они поедают за обедом? И показать весь процесс появления вкусных фруктов и ягод?» Он нехотя, но всё же согласился со мной, что некоторых детей после увиденного в убойном цехе придётся отвезти на «скорой» в реанимацию. А процесс выращивания плодового дерева, цветение и созревание плода не вызывает у детей ни чувства страх, ни других отрицательных чувств, а только положительные эмоции и желание самому вырастить своё плодовое дерево.
Годом позже моя жизнь наполнилась мыслями, изложенными Анастасией в «зелёных книжках». Наступил момент, когда перестал бороться со своими чувствами, вызывающими отвращение при виде свежего мяса. Зачем бороться с собственной душой? Исключил из пищи мясные блюда. Пару лет ещё не мог обходиться без таранки. Потом и её исключил из своего рациона.
Почему я должен уподобиться хищному зверю, поедающему мясо убитой жертвы? Работоспособность и активность я не потерял. Мне стало понятно, почему штангисты не употребляют мясо перед соревнованиями, почему римских гладиаторов кормили растительной пищей. Стало понятно, почему любящая бабуля, в гостях у которой находится моя малышка-дочка, подсовывает ей за обедом лучший кусочек мяса и приговаривает: «Ешь, внученька, тебе надо расти, а то слабенькая будешь!». Да просто эта бабуля, поедающая тела убитых животных и любящая мою дочку, пытается оправдать себя, её организм приучен к такой пище. Она будет испытывать чувство голода без мяса.
Для меня стал ближе и понятнее мой праотец, живший несколько веков тому назад в уединении. В его рацион питания входила только растительная пища. В преклонном возрасте он перестал принимать и такую пищу, не потеряв при этом остроты ума и физических сил.
Я благодарен человеку, который рассказал мне о моём предке. В каком же вакууме мы все пребываем, мы, считающие себя цивилизованными людьми, потерявшие связующую нить со своими прародителями, жившими всего несколько веков, тысячелетий тому назад! И не подозреваем, что не только отдельные люди, но и разные народы в недавнем прошлом были вегетарианцами, и что наших предков-вегетарианцев заставили использовать в пищу мясо «кочевники», победившие их в кровопролитнейших войнах и уничтоживших их уклад жизни.
Любопытнейшие строки я прочёл в Ветхом Завете. Исход (34), 13 «… вырубите [священные] рощи их…». Второзаконие (7), 5: «… и рощи их вырубите…». Второзаконие (12), 3: «… и сожгите огнём рощи их…». Второзаконие (20), 19: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можешь питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление, только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить…».
Мы, стремящиеся показаться культурными, высокодуховными, что оставляем после себя? Ни один живой организм на Земле не портит среду своего обитания так, как это делает современный человек, а большинство и не задумываются над этим. А может, в этом отчасти повинен рацион нашего питания?
Мамы и папы, дедушки и бабушки! Обратитесь к собственным чувствам, к чувствам вами любимых детей, не производите насилие над ними!
Анатолий. г. Липецк. |