Мне понравилась фраза, принадлежащая одной англичанке-садоводу. Мы услышали её, просматривая документальный фильм про сады. У неё прекрасный сад, который возведён в сложной и неблагоприятной местности. Точнее, это английские садоводы сделали такой вывод, ведь в той местности зимой аж -18°С, летом дождь может не пойти пару недель, поэтому сад поливается. Они просто не видели условий, в которых занимаются садоводством создатели Родовых поместий. Для них наша реальность будет той гранью, за которой само понятие садоводства рушится. Ну, теперь, когда мы все себя почувствовали немного героями, я, пожалуй, продолжу. Так вот, оператор спросил её: «Что вы скажете людям, желающим повторить то, что сделали вы?» Она слегка улыбнулась какой-то особенной улыбкой, словно уже видела реакцию всех людей, которые её услышат, и произнесла: «Вы не можете избежать того факта, что трудиться придётся много». В один миг на наших с Панаилой лицах возникла точно такая же улыбка. Эта фраза, её смысл, предсказуемая реакция многих-многих людей… Как же это знакомо.
Многие считают труд разрушителем. Они могут не называть его таким словом, но избегать его будут так, словно убегают от разрушительной сущности, которая готова погубить их молодость, красоту, свободное время, беззаботность, мир и покой. И поспорить с этим трудно. Действительно, когда трудишься, тебе, как говорит само слово, трудно. Ты преодолеваешь что-то, продвигаешь, затрачиваешь энергию, сопротивляешься чему-то. Ты трудишься. Мы всю жизнь либо трудимся, либо отдыхаем. Зачем же трудиться, если можно избежать этого и отдохнуть?!
Вы знаете, только в поместье я ощутил, что такое благородный труд, который возвышает, преобразовывает, видоизменяет к лучшему, который развивает. И это так. Потрудившись физически, чувствую прилив духовных и творческих сил. Они приходят, словно награда за благородный труд. Я много размышляю, и иногда хочется поделиться мыслями с людьми. Так вот, самые глубокие мысли ко мне приходят поздно вечером, после тяжёлого дня физической работы. Не знаю, почему так происходит, но опять и опять ловлю себя на том, что записываю свои мысли, будучи истощённым физически, а время уже за полночь. Но много и часто писать не могу, вдохновение покидает меня. Тогда, устав от умственного труда, иду отдыхать, занимаясь трудом физическим. Наверное, многие скажут нам с Панаилой, что мы много трудимся. Зачем так много? Зачем сменять один труд на другой, а не один на другой отдых?
Приведу пример отношения людей к труду и своему телу, он быстрее донесёт суть. Представим трёх людей. Каждый из них приобрёл автомобиль. Эти люди очень разные между собой, но автомобили у них одинаковые.
Первый человек — очень внимательный, скрупулёзный, идеалистичный, склонен много размышлять перед тем, как что-либо предпринять. Он пытается ничего не делать лишнего в жизни, поэтому много времени тратит на планирование самого рационального подхода ко всему. С ним всё понятно, он будет беречь свой автомобиль настолько, насколько это физически возможно, избегать перегрузов, отправляться в путь только в крайней необходимости и будет стараться тот край, за которым наступает необходимость, отодвинуть как можно дальше. Ведь каждая поездка — вред автомобилю, как он считает. Его автомобиль сейчас такой красивый, такой чистый. Но открывание окон занесёт пыль в салон, каждая кочка будет разрушать подвеску, а торможение стирать колодки. Чем больше ездить, чем больше трудиться, тем больше разрушения. Труд для него — разрушитель.
И хотя я не автомеханик, мне известно, что оставлять автомобиль нетронутым надолго очень плохо. Он начнёт разрушаться совсем по иным причинам, потому что автомобиль не создан для того, чтобы стоять, это не статуя. Его предназначение — движение, и он рассчитан на определённый ресурс, срок службы. Машина может простоять и быть как новенькая снаружи хоть двадцать лет, но заведётся ли она вообще после этого? Сможет (захочет) ли эта машина потрудиться тогда, когда придёт необходимость?!
Такого водителя ждёт разочарование. Он хочет сохранить то, что не предназначено для хранения. Автомобиль всё равно испортится. Человек будет наблюдать, как происходит разрушение автомобиля помимо всех его стараний приостановить процесс старения. Он будет сожалеть, что так мало на нём катался.
Второй человек — противоположность первому. Ему нравится скорость, он ездит постоянно. Он импульсивный, энергичный, нетерпеливый, возбуждённый, немного нервный, очень скоро привыкает к тем возможностям, которые заложены в его автомобиле, и начинает требовать большего. У этого водителя много «плохих» привычек езды, понятно, что автомобиль ему долго не прослужит. Главным образом он использует автомобиль для получения удовольствия от жизни. Если можно получить очередное удовольствие, он не станет жалеть свой автомобиль. В итоге всё удовольствие, которое получил этот человек за годы молодости его автомобиля, оборачивается безконечными хлопотами из-за того, что машина быстро постарела и начинает рассыпаться. А он со своим характером совсем не тот, кто сможет следить за «лежачим больным». И эта неизбежность его тяготит.
Ну и, конечно, третий, легко догадаться — самый разумный и правильный. Он гармонично объединяет в себе двух предыдущих, всё делает в меру: катается, чинит, ездит со средней скоростью, грузит машину разумно. Он даже найдёт способ использовать автомобиль для своей работы, для своего дела — так машина себя ещё и окупит, а потом начнёт приносить доход. К концу службы автомобиля, после разумных и благородных трудов, водитель накопит средства на новую машину. Он заменит транспорт и продолжит свои дела. Такой человек сам себе дал такую возможность.
Думаю, что необходимость стремления к золотой серединке ни для кого не откровение. И всё же отклонения будут в ту или иную сторону, мы же люди. Важно делать те действия, которые в конце обеспечат «новый автомобиль», новое тело, и, трудясь с этим учётом, каждый будет чувствовать уверенность. Ничего, что машина стареет, вы ведь работаете, а не попусту катаетесь или просто бережёте её днём и ночью. И не жалко будет утраченного, а радость от приобретённого не оставит в сознании места для сожаления. Но главное — уверенность, что твой труд обеспечит новую возможность продолжать движение. Если появится такое чувство, то вы не захотите потерять ни одной секунды в жизни. Все секунды этой жизни окупят вам следующую жизнь.
Михаил Белопавлинный
ПРП Милёнки, Калужская область |