Знаете, есть такие дети… Вот приходишь ты за ним в сад, а там висят рисунки всей группы. И ты безошибочно, не читая подписей, находишь картину своего отпрыска, потому что его творение самое неказистое. И перед утренниками и школьными спектаклями даже не чешешься, ведь твоему ребёнку никогда никто не даст и самой маленькой роли, потому что проще зайца научить декламировать.
И физрука обходишь стороной, потому что уже надоело слышать, что все могут три раза отжаться, а твоя — нет. И воспитатели при встрече вздыхают, потому что, хоть ты им и рассказываешь, что дома клей льётся рекой и аппликациями украшен даже унитаз, но они точно знают — врёшь, ибо результата ноль.
Моя статья как раз для тех родителей, которым при этом ещё и стыдно. Или досадно. В общем, не по себе. Если вас такое положение вещей устраивает, не читайте дальше, у вас и так всё в порядке.
А теперь к вам, которые смотрят вечером на нарисованного человечка, больше похожего на эпилептическую клинопись левой ногой по застывшей глине, а потом вздыхают и говорят: «Господи, ну неужели это так сложно?»
Давайте разбираться.
Возьмём детский сад. Лепка, рисование красками и карандашами, аппликации и вырезание из бумаги, счёт и буквы, запоминание и декламация стихотворений, спортивные занятия, пение, танцы, плюс ещё домашние поделки, которые в идеале должны делать не мама с папой, пока дитя спит, а само дитя с небольшой помощью старших. Плюс социализация, усвоение норм и правил, игры и ссоры, свои личные открытия — уйма всего.
В школе то же самое усложняется, плюс за всё оценки, плюс домашние задания, плюс новые дисциплины, и предполагается, что твой ребёнок вполне может справиться со школьной программой, потому что она рассчитана «на всех», и твой, здоровый и среднестатистический, тоже — «все».
Но у него по алгебре высший балл, а по истории еле-еле средний, хотя там считать ничего не надо, просто запомнил пару дат и пару имён — и всё, Господи, ну неужели это так сложно?
Вот, говорит воспитатель, тут кружочек, тут закрасить, а тут рисуем так и вот так, потом сюда синим, сюда красным, а здесь точечки. Ну что там может не получаться, я же уже всё объяснила. Господи, ну неужели это так сложно?
И если вам, родители и опекуны, становится стыдно и досадно, когда воспитатели и учителя показывают вам неутешительные результаты учебной деятельности вашего ребёнка по некоторым дисциплинам, когда вам сильно не по себе оттого, что у всех получается, а у вашего нет, сделайте вот что.
Возьмите нижеприведённый список и честно проверьте, что из этого вы можете сделать быстро и идеально.
• Отжаться от пола (подтянуться) десять раз.
• Нарисовать узнаваемый портрет своего ребёнка.
• Вырезать из бумаги красивую и симметричную шестилучевую снежинку.
• Доказать теорему Пифагора.
• Ну ладно, хотя бы вспомнить законы Ньютона.
• Ну хоть… формулу аптечной марганцовки.
• Спеть любую военную песню от начала и до конца (кроме «Катюши»).
• Станцевать польку.
• Приготовить салат «капрезе» без помощи гугла.
• Рассказать любое стихотворение Блока или Фета.
Продолжать? Давайте продолжим. Что из этого может сделать ваш супруг, любимый и замечательный? Ваш лучший друг, проверенный временем прекрасный человек? Ваша мама? А ведь мы — взрослые, опытные, с высшим образованием и отличной координацией, не то что пятилетки.
И мы не гнобим друг друга за то, что кто-то не умеет рисовать, аккуратно вырезать или решать математические матрицы.
Почему же нам стыдно, когда наши дети, маленькие, несовершенные существа, которые только учатся владеть собой и миром, не могут что-то, что могут якобы «все»? Кто из этих «всех» действительно идеально справляется со всеми заданиями?
Плохо, когда человек (в любом возрасте!) не пытается научиться. Но совершенно нормально, когда у него что-то не получается.
Вполне возможно, что вашему ребёнку никогда не пригодится умение красиво писать от руки. Зато его талант прыгать выше всех однажды принесёт ему золотую медаль на Олимпийских играх. Правда, если вы не отдадите его в спортивную секцию, а вместо этого заставите часами сидеть над прописями, то и медали вам не видать.
Если вам стыдно за то, что у вашего ребёнка что-то получается хуже, чем у других, подумайте вот о чём. Мы не стыдим взрослых за то, что они не умеют чего-то делать. Бегать спринт, точить ножи, шить сапоги, анализировать ротацизм согласных в древнегерманском.
Представьте: приходите вы в ЗАГС заполнять заявление на бракосочетание, а ваша невеста вдруг говорит: «Я передумала. У тебя ужасный почерк. Все пишут красиво, а ты не умеешь. Фу таким быть». И уходит прочь.
А тут: «Господи, ну неужели так сложно запомнить три формулы и два уравнения? Ты неудачник, и что из тебя вырастет вообще!»
Не надо читать уймы книг по психологии на темы: «Как помочь детям добиться успеха» или «Как принимать неудачи своего ребёнка». Просто каждый раз, когда вам стыдно за то, что все могут, а ваш — нет, подумайте о том, сколько всего не умеете лично вы, ваши друзья, ваши родственники и почему вы до сих пор не испытываете к ним по этому поводу отвращения.
Жизнь складывается не из наших неумений, а из того, что у нас получается. Требовать большего от того, кто в силу возраста на большее не способен, — нонсенс. Потому что не уметь — это нормально. Для ребёнка — нормально в степени абсолюта.
Дарья Ивановская, мама двоих детей |