«Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом. Кроме того, за обедом я ем щи или суп, гречневую кашу или картофель, варёный или жаренный на подсолнечном или горчичном масле, и компот из чернослива и яблок. Обед, который я съедаю вместе с семьёй, может быть заменён, как я это пробовал делать, одной овсяной кашей, которая составляет мою основную пищу. Здоровье моё не только не пострадало, но значительно улучшилось с тех пор, как я отказался от молока, масла и яиц, а также сахара, чая и кофе», — писал Лев Толстой.
Великий писатель пришёл к идее вегетарианства в 50-летнем возрасте. Это было связано с тем, что именно этот период его жизни ознаменовался мучительными поисками философского и духовного смысла человеческой жизни. «Сейчас, на исходе четвёртого десятка, у меня есть всё, что обычно понимается под благополучием, — говорит Толстой в своей знаменитой «Исповеди». — Но я вдруг осознал, что не знаю, зачем мне всё это нужно и зачем я живу». К этому же времени относится его работа над романом «Анна Каренина», отразившим его размышления о нравственности и этике человеческих взаимоотношений.
Толчком к тому, чтобы стать убеждённым вегетарианцем, послужил случай, когда Толстой явился невольным свидетелем того, как резали свинью. Зрелище настолько потрясло писателя жестокостью, что он решил отправиться на одну из тульских боен, чтобы ещё острее пережить свои чувства. На его глазах убивали молодого красивого быка. Мясник занёс кинжал над его шеей и ударил. Бык, как подкошенный, упал на брюхо, неловко перевалился на бок и судорожно забил ногами. Другой мясник навалился на него с противоположной стороны, пригнул его голову к земле и перерезал горло. Чёрно-красная кровь хлынула, как из опрокинутого ведра. Тогда первый мясник начал снимать с быка шкуру. В огромном теле животного ещё билась жизнь, а из залитых кровью глаз катились крупные слёзы.
Эта ужасная картина заставила Толстого многое переосмыслить. Он не мог простить себе того, что не помешал убийству живых существ и потому стал виновником их смерти.
Для него, человека, воспитанного в традициях русского православия, главная христианская заповедь — «не убий» — приобрела новый смысл. Употребляя в пищу мясо животных, человек становится косвенно причастен к убийству, нарушая таким образом религиозную и нравственную мораль. Чтобы причислить себя к категории нравственных людей, необходимо снять с себя личную ответственность за убийство живых существ — перестать есть их мясо.
Толстой говорит о том, что в человеческом обществе насилие будет царить до тех пор, пока не прекратится насилие над животными. Вегетарианство поэтому — один из основных способов положить конец злу, творящемуся в мире. Жестокость по отношению к животным — это признак низкого уровня сознания и культуры, неумение по-настоящему чувствовать и сопереживать всему живому.
В течение последних 25 лет своей жизни Толстой активно пропагандировал идеи вегетарианства в России. Он способствовал развитию журнала «Вегетарианство», в который писал свои статьи, поддерживал публикации различных материалов о вегетарианстве в прессе, приветствовал открытие вегетарианских трактиров, гостиниц, являлся почётным членом многочисленных вегетарианских обществ.
Однако, по мнению Толстого, вегетарианство — это только одна из составляющих человеческой этики и нравственности. Нравственное и духовное совершенствование возможно лишь при условии, если человек откажется от огромного количества различных прихотей, которым он подчиняет свою жизнь. К таким прихотям Толстой относил прежде всего праздность и обжорство.
Если бы люди не были так агрессивны, считает Толстой, и не уничтожали то, что даёт им жизнь, в мире воцарилась бы полная гармония.
n |