Воскресенье, 17.02.2019, 19:06Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №08(133)2015

Загадка соловецких лабиринтов

Северные «вавилоны»

Знак лабиринта в России наиболее широко представлен в Дагестане и Беломорье. Сегодня больше известны беломорские лабиринты или, как их ещё называют, «северные лабиринты». Их проблематика выражается в трёх вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» — это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде «северных лабиринтов» считается Соловецкое скопление. В его состав входят 35 лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага. Его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На острове насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Местные жители именуют лабиринты «вавилонами», у которых один вход, одновременно являющийся и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время выйдешь там же, где и вошёл.

 

Учёные спорят

Существует большое количество научных гипотез о назначении данных сооружений. Так, учёный-энциклопедист Николай Виноградов связывал их с культом мёртвых. Он считал, что каменный лабиринт являлся символическим входом в царство мёртвых, открывавшим душам умерших вход в «потусторонний мир». Вино­градов пришёл к выводу, что лабиринты — это не просто погребальные сооружения, но святилища, погребальные алтари, цельные комплексы. Следуя по спиралям лабиринта, душа умершего должна была «потерять ориентировку» и уже никогда не найти выхода назад, в мир живых.

Археолог Нина Гурина, описывая северные лабиринты, пришла к выводу, что они связаны с рыболовными промыслами. Основанием для такого предположения явилась схожесть схемы построения лабиринта и рыболовных ловушек-убегов, применяемых в южной части Белого моря во время осеннего лова наваги.

Карельский краевед Иван Мулло творчески развил гипотезу Гуриной, предположив, что лабиринты — это лишь планы рыболовных ловушек. Краевед считал, что первобытному рыбаку для существования были необходимы надёжные орудия лова, а не их «магические аналоги». Для того, чтобы соорудить в опредёленном месте это сложное орудие, он должен был иметь его чёткую схему. Для этого и создавались планы ловушек — лабиринты.

Архангельский археолог Анатолий Куратов производил на Соловках «стационарные исследования». Раскоп одной из каменных куч на Большом Заяцком острове принёс удачу: археолог обнаружил под ней не до конца истлевшие частицы обожжённых человеческих костей и несколько обработанных отщепов кварца. Он  предположил, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды умножения добычи, инициации, — то есть о полифункциональности святилищ. Находка Куратова  соотносила строителей северных лабиринтов с «культурой арктического неолита».

Ученик Куратова археолог Александр Мартынов указал на явную осознанность выбора Соловецких островов в качестве места родовых и племенных погребений, связав этот выбор с представлениями древнего беломорского населения о потустороннем мире и смерти. Удаление тела за водную преграду, его сожжение, закладка останков каменной курганной насыпью совершались с одной целью: обеспечить невозвращение души умершего из потустороннего мира. Одновременно Мартынов предположил, что на некоторых святилищах могло проходить отправление обрядов поклонения солнечному божеству.

Не менее сложным для науки оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те времена. После обнаружения на Малом Заяцком острове кремниевой фигурки тюленя удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря.

 

Особенности кладки

Выделяют пять особенностей формы кладок лабиринтов:

1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.

2. На протяжении всей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также есть утолщения, обозначенные кучками камней или более крупными камнями.

3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.

4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетённого клубка.

5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.

 

Клубок из змей

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно чётко и выразительно образы змей с продольно удлинёнными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было чёткой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличие могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта, в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи.

Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;

2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта получает ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмот­ря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдалённый прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.

Археолог Владимир Буров заметил, что в концепции семантики лабиринтов недостаёт важного звена. Обратившись к этнографическим материалам (прежде всего — к карело-финскому эпосу «Калевала»), Буров фактически привёл к кульминации все гипотезы о связи лабиринта с «царством мёртвых».

Итогом его работы можно назвать несколько дополнений:

1. Выложенные из валунных камней спирали обозначали змей подземного царства смерти, а размещённые в центре сооружений каменные горки символизировали Мировую гору, в недрах которой, в представлении древних, находилось царство смерти.

2. Изображения змей — это художественные образы, следовательно, лабиринт — это произведение первобытного искусства.

3. Лабиринты, имевшие чётко выраженную солярную направленность, были связаны с культом солнца, его заточением в скалу, гору подземного царства, куда оно было спрятано злыми силами.

4. Соловецкий архипелаг — это крупнейший первобытный культовый центр Беломорья, являющийся эпической «Страной Мёртвых», описанной в «Калевале». Лабиринт является «входом» в царство смерти Маналы-Туонелы.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии.

Загадочные лабиринты продолжают манить своей тайной. Будет ли она раскрыта когда-нибудь?

Па материалам сайтов http://earth­chronicles.ru, www.inguide.ru.

Категория: №08(133)2015 | Добавил: winch (12.02.2019)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2019