Суббота, 23.11.2024, 14:00Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 62
Гостей: 62
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №08(133)2015

«Территория». Рождение булата

Этого фильма ждали давно. Ждали, порой даже не осознавая, не обращая внимания на душевные муки внутри себя. А душе ведь нужен выход из серости, нужны идеалы, сильные характеры, надёжное плечо. Вот таким плечом и становится для зрителя фильм Александра Мельника по роману Олега Куваева «Территория».

Такое кино не заигрывает с тем, кто пришёл его смотреть, а целенаправленно поднимает планку духа человека, пытаясь с ним говорить честно.

Герои фильма — настоящие люди, твёрдый характер которых позволяет совершать каждый день маленький подвиг преодоления, созидания в себе настоящего Человека. Когда ты один на один остаёшься с неспешной, безконечной мощью природы, и только от тебя одного зависит: подняться над собой до её масштабов, где Люди как Боги, или вернуться в минутную и безличную суету «цивилизации». Так же порой происходит и при организации Родовых поселений. Не секрет, что не всё и не у всех в период становления проходит гладко. Но если в человеке есть стержень, то всё обязательно получится: и будут прирастать Родовые поместья в России, а затем и в других странах, и всё больше людей поймут, что нельзя безпощадно эксплуатировать Землю, а нужно помогать и заботиться о ней.

В финале картины на экране в течение нескольких минут идут титры с именами людей, названиями десятков министерств, учреждений, организаций и предприятий, помогавших авторам снять эту ленту. Начинается список с Президента Российской Федерации. И это как раз тот случай сегодня, когда деньги государства вложены были в настоящее дело.

Редакция «Родовой Земли» очень рекомендует посмотреть вам «Территорию». Сделать это неспешно, вслушиваясь в суровые разговоры людей, честно исполняющих свой долг. Выводы делать вам самим. А пока мнение о фильме нашего читателя.

 

Сталь подчиняется покорно,
Её расплющивает молот,
Её из пламенного горна
Бросают в леденящий холод.
И в этой пытке, и в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный!

«Романс Теодоро»
из к/ф «Собака на сене».

 

Недавно снятый фильм «Территория» живо обсуждается в российском рунете. О нём спорят, и спорят не по-детски. Такое событие не могло и не осталось без внимания, чему следствием данная статья. Тем более, как мне кажется, здесь подлинный общественный интерес, а не целенаправленно спровоцированная рекламная шумиха. Итак, о чём речь?

 

Страсти

Фильм «Территория» снят режиссёром Александром Мельником в 2014 году (премьера состоялась 16 апреля 2015 года, съёмки проходили в 2011–12 годах) и повествует о «масштабных приключениях»: это «драма о воле, сильных характерах и любви» (из одной аннотации). Однако непонятно, что тогда вызвало столько споров? И на первый план выходит многообразие героев — ярких, неординарных, неоднозначных.

Действительно, фильм просто удивляет многочисленными «северными суперменами» на любой вкус. Причём это не какие-то «человеки-пауки» и тому подобные «люди-икс», а настоящие, почти осязаемые Характеры. Я, например, увидел в интеллигенте Монголове (если отбросить бероевскую мягкотелось) практически своего отца-геолога, также первооткрывателя месторождения, в подвижнике Чинкове — черты бабушки-медика, без колебаний входившей в 1940–50-е в чумной покосившийся барак и спасавшей сотни аборигенов Средней Азии, а в Кефире, Седом, Фениксе и других работягах — бичей из родного геологоотряда, в котором проводил школьные лета с кайлом и лопатой «средь альпийских лугов».

В откликах на фильм было много споров, кто же является главным героем и, соответственно, о чём кино. Большинство считали таковым Чинкова, другие — Монголова, третьи — Баклакова, некоторые даже Гурина (что отрадно, нашлись даже «феминистки», поставившие «женский вопрос»). Я (пока — кручу интригу) не могу сказать точно, но, поскольку персонажи фильма существенно отличаются от героев одноимённой книги, давайте остановимся кратко на их характеристике.

 

Герои

Илья Николаевич Чинков (актёр Константин Лавроненко) своей угрюмой фразой на совещании главных инженеров «Северстроя» «Территорию я вам не отдам!» начинает лихую по внут­реннему напряжению, но размеренную по внешнему изложению (в классических традициях мирового кино) интригу фильма: что теперь будет и чем всё это закончится. На это, видимо, все и повелись: если показали в начале, значит — главный герой. Действительно, волевой, фанатично преданный своей идее идеалист Чинков — идеальный претендент. Он готов погибать сам, но и нещадно ломать других, следуя неписаному правилу северстроевцев — «Умри, но сделай!» (видимо, здесь сказалась игра Лавроненко, «переборщившего» с жестокостью: его герой скорее груб, чем легендарен; я даже после пяти или шести просмотров так и не смог отделаться от ощущения, что это немецкий диверсант Гаврин из «новодельного» боевика «Приказано уничтожить. Операция «Китайская шкатулка»»).

Справедлив вопрос: а что если бы золота найдено не было? У Чинкова — третий инфаркт и место на одном из ленинградских кладбищ, остальным — поломанные судьбы и искалеченные карьеры. Однако без таких людей не делается история: человек, чтобы творить её, должен подняться над своим личным «Я», и его цель должна совпасть с историческими потребностями нации, страны, государства. Здесь не до щепок, что в стороны летят (Баклакову: «Ваша задача… Методы меня не интересуют»). Быть беспощадным к себе и к другим. Плюс удача. Именно поэтому таких людей не может быть много, и лучше, чтобы они были патриотами.

Но может ли фанатик быть героем, если он обречён? У Чинкова нет будущего — его сын погиб в Ленинграде во время блокады, пока он «искал золото тут»…

Владимир Монголов (актёр Егор Бероев) — второй персонаж, претендующий на роль главного. Мягкий и интеллигентный, но тем не менее ставший непререкаемым и уважаемым руководителем партии разведчиков, он тоже подвижник своего Дела, но принцип его иной: «Государство сказало надо — значит, сделаем!». Здесь нет фанатизма, но есть преданность «своему» делу, основанная на разуме, знаниях и опыте. И, несомненно, колоссальном трудовом энтузиазме. Особенно важно его уважительное и просто человеческое отношение к людям — от геолога Баклакова (фактически воспитанника) до простого бича Кефира или «преступников» Малыша с Седым.

Но может ли он быть главным героем? Ему не стать министром — для этого ему слишком претит «руководящее» положение. Ему не быть «Буддой» Чинковым, поскольку его философия не «быть безпощадным», а «искоренять Зло», на совесть делая своё дело. Да и с будущим у него тоже проблемы.

Тогда кто? Предпоследний романтик Андрей Гурин (актёр Евгений Цыганов)? Признаюсь, поначалу он показался мне самым симпатичным и «перспективным» на роль главного (я ведь тоже с ходу не смог понять — «кто же вы, мистер Х?»). Интеллигент, эстет, «единичный философ» и «странник», пытающийся сохранить себя в мире фальши и «приобретательства». «Предпоследний романтик» и немножко мот, сибарит и прожигатель жизни… Но при этом великодушный и готовый дать дельный совет, ибо знает свою профессию «на уровне среднего доктора». Он бежит от унылости жизни, ища свободы и полноты. Но… у него тоже нет будущего. «Агрегаты».

Идея романтики и воля деда привели в «Северстрой» и «викинга» Жору Апрятова. Несмотря на весь свой «суровый» имидж «северного волка», он всё время делает что-то «не так», получает то выволочки, то ультиматумы, и лишь критические обстоятельства заставляют и в нём раскрыться настоящему мужчине.

Нельзя не сказать и о старике Кьяе. Это пример слитного, цельного, «вписанного» в среду человека. Философ-сказочник, с одной стороны, но, с другой — пытающийся спасти (и не раз) «глупого белого человека» — сначала Баклакова, затем Гурина.

Наконец, «типический» женский персонаж — «Люда Голливуд» (актриса Ольга Красько). Прекрасная внешность и отличная фигура. Она — самая популярная девушка в Посёлке, ждущая принца (мечта каждой современной «продвинутой» и хоть немного привлекательной внешне девицы). Но этого мало. Ведь вокруг люди, не терпящие дешёвку. Она жаждет личного счастья и находит его — Монголов (ну а кто? Других-то нет). Однако у ТАКИХ, как она, нет будущего. (Актуально!)

Калейдоскоп характеров. Таких ярких и разных. Возникает закономерный вопрос: что все они делают здесь — на самом краю света? Чтобы понять это, надо взглянуть на взаимоотношения героев, на проблемы и, главное, темы, которые затрагивает фильм.

 

Темы

«Передовой» здесь, несомненно, выступит тема «Труда на благо Родины». Тем более, что книга в своё время выходила и получала премии в серии «Производственный роман». Только вот «романа» как-то народ не увидел. Классический роман — столкновение человека с обстоятельствами — природными и социальными, «повествование, сосредоточенное на судьбах отдельной личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её характера и самосознания» (Энциклопедический словарь).

И здесь вновь на первый план выходит Чинков: его железная воля, даже жестокость «танка, въехавшего в берёзки», безудержное стремление к Цели как абсолютной истине, в которую он верит, да и незаурядный ум («Он единственный умный среди вас, суперменов» — саркастически замечает Баклакову Гурин), казалось бы, ставят его на вершину. Но «Будда» неизменен на протяжении фильма. Он умён, суров с подчинёнными (Апрятов, Баклаков) и начальством (Фурдецкий, Робыкин, Сидорчук), но неизменен как сама Территория. Казалось бы, самый конфликтный человек этой истории, он так и не создаёт основного конфликта фильма.

Другая тема — «Природа и человек»: потрясающе органичный старик Кьяе, размышляющий о сущности жизни и поражающийся «неизбежности смены лета и зим, снегов и дождей, человеческих жизней»… Жизнь не «хорошая» или «плохая». Она просто разная. Смешно думать, что деньги могут улучшить её. Он добр, бескорыстен, наивен. Но иначе не выжить здесь.

Ещё тема — патриотизма и «подвига поколений»: герои, практически не говоря об этом, всей своей жизнью показывают и доказывают — личные интересы реализовать можно только совместив, посвятив, подчинив их интересам общего дела. Иначе ты либо оступишься, как Малыш, либо предашь и пойдёшь на преступление. Но если мы все вместе, сообща, ради единой цели готовы взяться, то любое Дело будет решено.

Тему «человек перед лицом самого себя» тоже нельзя не затронуть. Достаточно вспомнить Сергея Баклакова: «Сердце ровно отстукивало свои 60 ударов в минуту. Кровь ровно и мощно бежала по жилам. Вокруг него уже создался тот особый уют, который везде сопровождает бродячего человека. Прекрасна страна из разноцветной тундры, тёмных гор и блёклого неба. Прекрасно одиночество рекогносцировщика среди неизученных гор и долин. Прекрасно, что ты никогда не умрёшь. А в том, что он бессмертен, Баклаков ни на минуту не сомневался. Нет никаких пределов, и нет никаких границ. Идёт нормальная, вечная жизнь…». Заметьте, герои проявляют себя именно тогда, когда остаются один на один с обстоятельствами или Делом.

Особенно актуальная сегодня для России тема — как «страны безграничных возможностей». Ну, сегодня это пока в потенциале…

Однако есть и ещё одна, мало на первый взгляд бросающаяся в глаза тема. Её озвучил Бог Огня: «Почему много людей, которые хотели жить нормально, но не смогли?» Если присмотреться, бросается в глаза факт того, что в фильме нет практически ни одного человека, у которого была бы нормальная, налаженная жизнь. Герои — некие «сколки» общества, мятущиеся, бегущие или только обретающие себя. Пассионарии, никак не сумевшие «включиться» в «нормальную» материковую жизнь.

Особенно ярко это видно на примере женщин. Мне кажется ясно, о чём думает Лидия Макаровна, но Чинков не обращает на неё внимания — его интересует золото Территории. Яркой вспышкой проходит начальница прииска, предлагающая Баклакову оклад, жильё, устроенность личной жизни: «Небось, голые снятся?» Увы, подвижниками движет Дело… «Везёт» лишь ленинградской журналистке — «глубокоуважаемому товарищу Сергушовой» (актриса Ксения Кутепова), натолкнувшейся на Гурина. Но… «Любить тебя, как будто в прорубь…». Кстати, могу ответить на вопрос, часто задаваемый в Интернете: что же сталось с романом Сергушовой с Гуриным? Варианта два: либо, осознав случившееся, он остаётся с ней и у них всё, по крайней мере временно, хорошо, либо он упорствует, и судьба не оставляет ему шансов. Карма, однако.

 

Балансы

Итак, герой романа — это человек, преодолевающий социальные, природные и личные (внут­ренние) обстоятельства, в ходе чего он формирует свой характер и самосознание. То есть формируется как личность.

Так о ком же фильм? Кто есть истинный герой сего «производственного романа»? Кто, начав «последним, сделался первым», преодолев себя, судьбу и обстоятельства?

Да, на мой взгляд, это Сергей Баклаков, прекрасно сыгранный Григорием Добрыгиным.

Он перенял интеллигентность и уважение к людям Монголова, не сломался под давлением Чинкова, взяв от него беспощадность к себе и преданность Делу, воспринял от Гурина умственную самостоятельность и свободу мышления и приобрёл естественность и гармоничность мышления Кьяе. Он единственный нашёл Любовь. Он победил себя.

Он тот, кто научился и СТАЛ жить «по Мечте». По которой большинство из нас жить трусит.

Осталось отметить то, что никем замечено не было, хотя удивление у некоторых критиков косвенно и вызвало. Это смешение времени событий: реальных 50‑х и добавленных 60-х (Гагарин). Мне кажется, это логично, поскольку речь идёт о факте смены эпох, что на уровне простого люда ощущается как общая смутная тревога, а на деле — как очередная «реструктуризация» на работе. Весь фильм проходит под угрозой расформирования «Северстроя» и разгона «староверов» Управления.

Что же это за смена эпох? Это фактически завершение героической и легендарной «эпохи Сталина» и «сталинских соколов» (после его фактического убийства) и замена её периодом хрущёвских «реформ», подорвавших отлаженный механизм функционирования государственного аппарата. Подрыв сельского хозяйства, развал армии и флота, безсмыс­ленные прожекты и кукуруза в Архангельске — это, кажется, совсем иная история. И, позже, история другой наступающей эпохи. Эпохи, презрительно называемой профанами эпохой «застоя», когда страна на самом деле, пусть и со скрипом, но шла вперёд и обеспечивала своим гражданам «большую, мирную и счастливую жизнь».

А держалась эта жизнь на таких вот, закалённых в жизненных «пытках» 50-х, булатных серёгах баклаковых. И не было в мире крепче гвоздей.

А что снимут о своих «героических» современниках нынешние дети?

Андрей Леонидов.
г. Орёл.

Категория: №08(133)2015 | Добавил: winch (12.02.2019)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024