Беру на себя смелость продолжить знакомство моих друзей, читателей газеты, с тем, что такое психология. Эдакий ликбез по моей любимой науке для интересующихся.
В Россию недавно приезжала умнейшая женщина, профессионал, по учебникам которой учились и учатся все наши специалисты, — Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams). Она многие годы исследует аспекты психического здоровья и предлагает удобные и понятные критерии и классификации. Мне кажется это интересным и полезным. Ведь, при всей своей божественности и уникальности, в каждом из нас живут страхи, сомнения, вопросы. Здоров ли я? А как же тогда все вокруг? Что есть норма или, точнее, здоровье?
Привожу предлагаемые Нэнси Мак-Вильямс 16 элементов психического и эмоционального здоровья.
Только давайте сначала проговорим важную, но часто упускаемую разницу между нормой и здоровьем. Норма — это среднестатистическое значение, среднее по популяции. Здоровье (в том числе и психическое) нормой давно не является. А приведённое ниже — попытка описать именно здоровую психику, позволяющую успешно эволюционировать и просто жить счастливо. Итак.
1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обезценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнёрской любви между мужчиной и женщиной.
Список можно продолжать: это и про любовь к земле, Родине, друзьям, идее...
2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.
Для многих в наших рядах этот критерий может показаться спорным. Не раз приходилось встречать людей, уверенных, что делать ничего не надо, и подводящих под это некую идейную базу. Например, человек говорит: «Я не буду копать и сажать — это нарушение, строить тоже не буду — это вмешательство в пространство». — «А что будешь?» — «Пока не знаю...» А человеку — 40, а то и 50. Возможно, это пауза, поиск дела, а возможно...
3. Способность играть. Здесь речь идёт как о прямом смысле игры у детей, так и о способности взрослых людей играть словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.
На семинарах Вероники Гаврилёнок, да и у нас на праздниках не раз встречались взрослые люди, не способные к самым простым играм, отказывающиеся даже встать в круг. Довольно часто это как раз те, кто готов упорно учить окружающих жить, люди, зажатые в узком коридоре своей реальности.
Доказано уже, что игра имеет большое значение для развития мозга. Это касается «простых» телесных игр, и тактик, и стратегий. Ну и, конечно, игра незаменима в развитии общения. Важность эта не ослабевает с возрастом, а может быть и наоборот.
4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях.
Это одна из самых распространённых причин обращения к психотерапии. Но чаще, к сожалению, люди воспринимают такие отношения как неизбежные.
В своей книге «Любовь. Психология Бытия» я пытаюсь описать спектр отношений близости: зависимость — привязанность — любовь. Другие психологи чаще говорят о привязанности, которую легче классифицировать.
Например, Джон Боулби описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить другого, но при этом остаётся с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился ещё один тип привязанности — дезорганизованный.
К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространённое явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия. Но, возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений.
5. Автономия. У людей, обращающихся и не обращающихся в психотерапию, часто отмечается её недостаток. Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни.
И с этим в нашей братии особенно интересно. С одной стороны, люди, прочитавшие В. Мегре и загоревшиеся идеей выйти из матрицы, вроде покидают социум, разрывая привычные связи. С другой, в отсутствие привычки к психической автономии идёт активный поиск новых контактов, часто не совсем здоровый. И тут годятся все: соседи по поселению и дальше, авторитеты из книг и тренингов, жрецы и жидомассоны (ведь авторитеты могут быть +/–).
6. Постоянство себя и объекта, или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребёнком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать всё, что дано природой, и то, что я в себе сумел развить. Это способность принимать своё тело и свои фантазии, свою злость и слабость наравне с силой и умиротворением.
Трудности в этом пункте у нас всегда, вопрос в том, как мы с ними справляемся. Например популярные идеи вроде «телу моему 60, но душе 25». Или неприятие теневых сторон нашей психики и жизни. К сожалению, почти во всём обществе принято скорее поддерживать расщепление. Так что справляться тут приходится в одиночку или с поддержкой любящего человека.
7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает. Как бы мы ни стремились к гармонии, стрессы неизбежны, неизбежны конфликты с погодой или полицией. (Пусть будут реже!)
У Эго не самый лучший имидж. Многие и сейчас считают его злом, для поиска ресурсов силы и здоровья обращаются к Богу или в другие инстанции. А зря, может быть? Эго — костяк, основа психики.
8. Реалистичная и надёжная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жёстко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация — наоборот, завышенная самооценка.
Уверенное и спокойное понимание того, кто я и на что способен, — это то, что, безусловно, даёт нам опыт жизни в Родовом поместье, опыт реального взаимодействия с природой и самообеспечения. Однако на это нужно время. Умная родительская любовь также может помочь человеку в обретении надёжной и точной самооценки.
9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В XIX веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьёзная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов.
Ну, это вообще про нас. Мы же только этим и заняты, этическими нормами. А вот с гибкостью частенько проблемы. Я, например, использую такой термин: «агрессивный вегетарианец»... Или русофильство, которое сейчас на множестве флагов подняли. Ценности вроде есть, а вот смысл? Гибкость?
10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
Когда мы строились, я ввела у нас термин «строительная брань». Бывают ситуации, когда нездоровым будет не разозлиться, не расстроиться или т. п. Бывает, дети выведут из себя, бывает, наоборот, — эйфория такая, что летаешь, да мало ли что ещё. Эмоции — жизнь нашей души, и она многогранна. Важно, выходя из себя, не терять из виду обратной дороги.
11. Рефлексия. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно обходиться с ней таким образом, чтобы решить её, максимально эффективно помогая себе.
Думаю, если вы до этого места дочитали, то сейчас уже потренировались в рефлексии хорошенько.
12. Ментализация. Или, по-русски, способность думать, понимать.
Обладая этой способностью, люди умеют понять, что другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов, и тем, что хотел ли на самом деле другой человек их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями. Так же и в другую сторону: здоровый человек понимает, что ощущение единения — наше личное переживание и способность, а другой (каким бы родным ни был)...
13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.
Я уже как-то писала про защиты. Это основной инструментарий нашей психики. В стремительно меняющемся и непредсказуемом мире нам нужно за что-то держаться, на что-то ориентироваться. Защитой может быть сон и юмор, агрессия и изоляция, убеждения и теории, защитой может быть болезнь и Бог...Без них существуют лишь будды. А пока не достигли, важно иметь арсенал побольше и поздоровее.
14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнёра, с которым есть отношения. Баланс между альтруизмом и эгоизмом, я для всех и я для себя...
15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Д. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.
Жизнь в тесном социуме многих приводит к частичной омертвелости. Именно поэтому тем, кто уже ожил на земле, бывает тяжело с вновь приезжающими.
16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, что бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.
Это, конечно, про смерть в первую очередь, но и про множество других больших и малых ограничений...
Ну как? Потренировались в п.11? Или, может быть вы соседа или бывшую оценили? (а у нас «всё нормально»).
У каждого человека присутствуют в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. Развитие и совершенствование идёт всю жизнь.
Успехов!
Юлия Жемчужникова. Милое, Калужская область. youzhe@yandex.ru |