Дорогие друзья, знакомые и незнакомцы, все те, кому интересны глубинные знания построения своей жизни и наследие наших предков! Хочу рассказать, как мы с супругом Романом открыли для себя источник ценнейших знаний нашей славянской народной культуры и как применяем эти знания в жизни и передаём.
Несколько лет назад мы собрались на фестиваль-слёт на озере Еланчик. На этом фестивале и познакомились с Алексеем Алнашевым, человеком, передающим знания стариков — хранителей хозяйского уклада на Матушке-Земле, с которыми он жил с 5 до 18 лет.
Первое впечатление о нём: какой-то странный бородатый дядька, который не так-то прост, как кажется. В глазах мальчишеская улыбка, а разговаривает мало, словно проверяет, кто мы такие и можно ли иметь с нами дело. На пустые вопросы не отвечает, разговор заводит только тогда, когда видит неподдельный интерес к разговору по душам.
Так слово за слово и разговорились. Оказалось, не человек, а просто кладезь знаний, да ещё каких! Но на словах-то много чего можно наговорить, а ты на практике покажи... И мы открыли для себя хороводы. Раньше для меня хороводы были достаточно скучным занятием, частью фольклорного наследия, в общем-то не очень интересная штука. После первого же хоровода моё мнение резко изменилось.
В словенской (от «слОво») народной культуре хоровод является не только неотъемлемой частью праздника, это способ очищения души, духа и плоти от дум, навязок, наворотов, манер поведения, обид, конфликтов, претензий, злости, то есть от всего чужеродного и разрушительного. Через движения в хороводе можно наглядно увидеть, что происходит с человеком и его жизнью, находится ли человек в хозяйском состоянии или его мысли погрязли в проблемах других людей, видит ли он себя и мир вокруг или блуждает в потёмках, слушает ли он себя, свою душу или ищет, на кого бы положиться.
Всё это и многое другое, даже скрытое, покажет хоровод. А когда знаешь, с чем имеешь дело, легко скорректироваться. Задача хоровода — показать человеку реальность происходящего с ним и дать возможность САМОМУ поправиться. Важно увидеть, по какой мысли человек влетает в ту или иную проблему и кто эту мысль ему навязывает.
У каждого живого только одна мысль — ЖИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, всё остальное — мусор, навязанный тьмой. Это ярко выражается в манерах поведения: упрямство, твёрдолобие — это коза или козёл; своенравие и манипулирование — властелин/властелинша; истерики, скандалы, упрёки и претензии — сука/кобель. Это лишь некоторые примеры тех сущностей, которые мешают нам идти по своему жизненному пути. Многие из них настолько прижились в нашем мире, что стали считаться «хорошими» человеческими качествами.
Однако это не так. На помощь приходит хоровод, который показывает реальность происходящего и даёт возможность поправиться и наладить каждому СВОЮ ЖИЗНЬ! Через хоровод можно наладить взаимодействие в любой сфере: сделать семью крепче, найти общий язык с детьми и родителями, наладить дело, приносящее достаток, и многое другое. Хоровод помогает набраться сил, ощутить праздник в душе и радость жизни. Не зря хороводы наши предки водили как можно чаще. Кроме того, хоровод является одним из свадебных обрядов, проверяя готовность молодых создать крепкую и ладную семью! Когда заводится хоровод, в него включается всё вокруг: растения, животные, сама Матушка-Природа и даже то, что нам кажется неодушевлённым, — столы, стулья, стены, дома... Самый первый хоровод жизни каждый из нас заводит со своей душой, со своим родным духом и со своей плотью, затем к каждому из нас присоединяется хоровод жизни наших вторых половинок, а далее и весь мир!..
С той самой не случайной встречи прошло уже четыре года, которые кардинально изменили нашу с Романом жизнь! Мы побывали на нескольких семинарах Алексея, который стал для нас просто Лёшей и добрым другом. Несколько его семинаров мы организовывали у себя в Кирове, параллельно начали вести свои семинары, опираясь на уже СВОИ раскрытые знания. Меня тогда очень удивил и порадовал подход Алексея. Он не запрещал нам вести семинары по тем методикам, которые давал сам, как это делали другие учителя: мол, «молоко ещё на губах не обсохло», а, наоборот, говорил, что эти знания необходимо нести в мир! И я увидела, отчего именно так! В этих практиках привлекает то, что они не зависят от каких-либо социальных статусов, ни от пола и возраста, вероисповедания и национальности. Меня поймёт каждый, кто готов к собственному развитию и движению по своему жизненному пути. Основа нашего движения — это хозяйский уклад и хозяйский подход к любому делу. Это значит опора на себя и свои знания, совершение своих ошибок и развитие на них, а не на чужом опыте, поиск своих путей для решения своих задач (а не маминых-папиных или чьих-то ещё), умение договариваться с самим собой, с каждым человеком и даже с тем, с чем на первый взгляд договориться невозможно: с природой, животными, любой вещью материального мира, разумный подход к любому делу или действию. А также создание крепкой и ладной семьи, создание своего хозяйства на своей земле, со своей второй половинкой, детками и родителями, освоение ремёсел и многое другое, нами ещё пока не познанное. А ещё привлекает то, что эти практики — мгновенного действия: поработал — получил результат, который можно расширять до безконечности.
В нашей культуре есть много практик на очищение от боли: душевной, духовной, физической, как убрать претензии, навороты, чужеродные программы, страхи, как разрешить проблемные ситуации, причём не только, те, которые имеются на сегодняшний день, но и те из прошлого, которые до сих пор с болью отзываются в душе. Есть также много практик на устроение своей жизни, да не абы какой, а ладной да складной, в любви и радости, в ежедневном празднике, когда любое дело интересно и спорится, а наша плоть только молодеет с каждым прожитым годом... Для примера впечатления от свадебных обрядов, с которыми мы на практике знакомились на семинарах Алексея и некоторые опробовали на себе.
Обряд «Жизнь на коромысле, или Раскрытие своей жизни да выявление отношения к ней». Задали нам задачку воды в роднике набрать полные вёдра и, повесив их на коромысла, пронести около ста метров по песчаной дороге да посмотреть, как мы к своей жизни относимся. Супруг мне и себе воды наливает, берёмся мы за коромысла и в путь свою жизнь рассматривать. Вёдра тяжёлые, нелегко мне, городской девчонке, которая и коромысло-то впервые носит, идти по дороге! И тут подруженьки песнь заводят, а парни подхватывают, да и я подпевать стала. А как полилась песня, так вёдрышки свой вес и растеряли. Наши предки песней любое дело сопровождали, с ней сил набирались да благодатную жизнь себе устраивали. Песнь — помощница наша, проверила на себе!
Как прошли мы весь путь, поставили вёдра с коромыслами на землю и вернулись к началу нашего пути, чтобы пройти вновь и посмотреть, какова дорога наша — сухая иль сырая. В древности так сказывали: коль дорога мокра — видно, молодые к своей жизни спустя рукава относятся, силы свои попусту разбрасывают; коль суха дорога — жизнь молодых ладная да благодатная, берегут они её, как сокол око своё! У нас дорога местами сырая оказалась, знать, есть ещё пока в нашей жизни безхозяйственность. Но это не беда-печаль, а себе заметка, что поправить необходимо.
И пошли мы следующий обряд проходить — «Раскрытие видения единой мысли жизни».
Завязали мне глаза да нарекли меня: «Стань в этом обряде «слепой» Хозяйкой. Да душой и сердцем смотри на жизнь свою, а на других не полагайся. Свои силы береги да на цельный путь прохождения за Хозяином свои силы распределяй, какие бы препятствия на пути ни встретились». И вручили мне один конец пятиметровой верёвки. А другой конец верёвки моему супругу отдали, нарекая его: «Стань в этом обряде «зрячим» Хозяином. Да видь душой и сердцем мысль жизни, исходящую от «слепой» Хозяйки. Да веди её, развивая мысль жизни, проходя через самые большие жизненные препятствия, которые на самом деле и не препятствия вовсе. Да «слепую» Хозяйку не жалей!»
И повёл меня супруг сквозь валежник да кусты, меж густого молодняка да коряг витиеватых, под брёвнами упавшими пролазил, через раздвоенные деревья протекал, и я за ним, через пеньки перепрыгиваю да по брёвнышку упавшему, как по канату, иду. Ходили-бегали мы так по лесу, не обошлось дело без синяков и шишек, да только это по мыслям дурным и страхам надуманным, которые в этом обряде сразу же и убрать можно.
Когда завершилась первая часть обряда, нам показалось, что прошло минут двадцать, а на деле вышло, что на два часа мы себе проверку устроили!
Затем мы поменялись местами, я стала «зрячей» Хозяйкой, а супруг «слепым» Хозяином, и снова в лес самих себя да друг друга познавать.
А просматривался обряд так. Коли Вестушка, проходя вслед за Женихом, стонет али ворчит, а ещё более плачет или ругает Жениха, то на это Старейшина деревни сказывает: «Слепа Хозяйка. Обряд не проходит. Не Хозяйка она в доме, а голова иль тряпка у порога». А коли Жених жалеет Вестушку да ищет места, менее тяжёлые для прохождения, то на это Старейшина сказывает: «Хоть «зряч» Хозяин «слепу» Хозяйку ведёт, но обряд не проходит. Хозяин не Хозяин, а помойна тряпка одна».
А коли Вестушка обряд проходит, зная, что её Хозяин по мысли жизни, исходящей из неё же самой, ведёт и они при этом себя не жалеют, а идут через каждое препятствие, видя и убирая его в себе, то Старейшина сказывает, что семья их крепка да сплочёна. А если ещё и с песнями Хозяюшка идёт, Старейшина говорит: «Та семья нежна и ласкова, где бережны друг к другу. Семья Света и благодати во плоти складывается». Так же рассматривают и вторую часть обряда, когда Веста Жениха ведёт.
Очень по душе пришёлся нам этот обряд, хоть местами и жалели мы друг друга. Зато во время прохождения обряда душа поёт, жар такой внутри разгорается, что на месте не устоишь, пятки горят да в пляс просятся! Радость, пробудившаяся в нас, помогла нам увидеть мир сказкой, то есть таким, какой он есть на самом деле!
Третьей проверкой нам стал обряд «Пробуждение воли». И вновь Вестушке глаза завязывают да в лес её отправляют: «Иди на хлопки или стук ложек своего Жениха да выведи его из тёмного леса. А то он за кикиморой увязался, а она над ним злую шутку учудила, в самую чащу леса увела, через дальние луга, за далёкие поля, за три десятка болот. А сейчас его Леший по кругу водит, к тебе его не пускает... Веди Вестушку через чащобы да ухабы, через реки да болота, через овраги да холмы. Помоги Вестушке разжечь в себе жажду жизни, да так, чтобы с тобой одним... Пусть она часа два по лесной чаще «слепой» походит да свою вольную волю закрепит». И коли Хозяин свою Хозяйку на меньшие препятствия выводит, то Хозяин не Хозяин, а собачка на поводу у Хозяйки. Коли ждёт, если та отстаёт, то в семье лад да подмога, радость да благодать. Коли Хозяйка остановится, в семье нет силы волюшки. А коль бегом бежит, боль из себя убирает да жизни радуется, то вольна Хозяйка, на Хозяина своего опирается да о себе не забывает». Затем Жених с Вестой местами меняются и снова в лес идут...
Ох и набегалась я в этом обряде! Поначалу с десяток пеньков насобирала, с деревьями пообнималась, ветками сосновыми-еловыми причесалась, да супруга своего таки споймала, как на то наказ был. Поймала, сама не ожидала, что получится...
Вот такие в слОвянской народной культуре свадьбы справляли. А чтобы не угасал огонь жизни в семье, а любовь крепла с каждым днём, свадебку устраивали каждые десять лет!
Теперь мы и сами знакомим каждого, кому интересна наша русская культура, со свадебными обрядами, способами очищения духа, души и плоти от разрушительного хороводами. Ведение семинаров, народных практик, мастер-классов по ремёслам стало нашим с Романом семейным делом.
И в завершение хотим пожелать вам, дорогие друзья: пусть свет семейного очага станет вам оберегом и стражем вашей жизни.
Варвара ПОНОМАРЁВА. д. Нагоряна, Кировская область.
Адрес ВКонтакте: https://vk.com/varvaraponomareva |