29 апреля 2013 года в Государственную Думу РФ внесён проект Федерального закона «О Родовых усадьбах» № 269545-6. Этот проект вместе с пояснительной запиской сейчас РАЗОСЛАН ПО РЕГИОНАМ для получения отзывов, предложений и поправок.
Проект Федерального закона о РП находится в областных законодательных собраниях каждого субъекта РФ в комитете по земельным (аграрным) вопросам и природопользованию.
Основной вопрос, который ставит перед регионами Государственная Дума РФ, — НУЖЕН ЛИ СТРАНЕ ЗАКОН О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ ВООБЩЕ.
В сентябре этот закон будет рассматриваться в Госдуме с учётом мнения регионов.
Парламентом Кабардино-Балкарии представлен отрицательный отзыв на проект закона о Родовых поместьях. Положительных отзывов регионов пока не представлено.
Встречи жителей поселений с депутатами в Нижегородской, Калужской, Владимирской и Тверской областях показали, что в областных законодательных собраниях о Родовых поместьях практически ничего не знают.
Эту ситуацию требуется исправить.
Сегодня настала пора знакомить депутатов с тем, что в каждом регионе России существует по нескольку поселений, состоящих из Родовых поместий.
Сегодня пришло время выходить в областные законодательные собрания и к губернаторам областей с предложениями о разработке и принятии ОБЛАСТНЫХ ЗАКОНОВ О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ. (Концепция Закона на стр. 5 — Ред.).
Составной частью механизма реализации этих законов должны стать областные целевые программы развития сельских территорий на основе Родовых поместий.
Примером такой программы сегодня является программа развития сельских усадеб Краснодарского края (утв. 29.04.2013 г.). Согласно этой программе, на развитие всего одной сотни сельских усадеб краевой бюджет в течение 2014–2015 гг. выделяет 232 миллиона рублей. Эти деньги выделяются тремя частями:
1) на строительство жилого дома;
2) на освоение земельного участка;
3) на рождение в сельской усадьбе ребёнка (детей).
Эту программу можно брать за основу и в других субъектах РФ, дополняя её механизм другими мерами государственной поддержки жителей поселений Родовых поместий.
Конкретные меры областной государственной поддержки будут определяться Правительством области на основе областного закона о Родовых поместьях. Поэтому от того, будут ли приняты в областях законы о Родовых поместьях и какими эти законы будут, зависит: будут ли выделяться денежные средства на строительство автодорог и в каких размерах; будут ли разрабатываться проекты (генпланы) поселений РП за счёт собственных средств граждан или за счёт средств областного и муниципального бюджета; будут ли относиться на счёт государства расходы на топосъёмку, межевание и подготовку градостроительной документации; будут ли областные власти проводить инвентаризацию неиспользуемых земель и зачислять их в фонд перераспределения, чтобы предоставлять для обустройства РП желающим гражданам; будет ли организовано бесплатное обеспечение жителей поселений саженцами редких и краснокнижных растений или люди будут закупать их на свои деньги; будут ли поселенцы получать поддержку региональных и муниципальных властей в открытии магазинов, устройстве медпунктов и организации автобусных маршрутов; будет ли организована информационная поддержка созданию Родовых поместий, каким образом это будет сделано и кто конкретно будет этим заниматься.
Об этих вещах сегодня и нужно договариваться с представителями государства, объясняя им важность Родовых поместий для устойчивого развития района, области и государства в целом.
ВАЖНО, ЧТОБЫ ЧИНОВНИКИ УВИДЕЛИ И СВОЙ ИНТЕРЕС В ПРИНЯТИИ ЭТОГО ЗАКОНА.
Поэтому депутатов и государственных служащих нужно приглашать в поселения РП в гости, предлагать им брать земельные участки для обустройства Родовых поместий и подряды на строительство дорог при организации новых поселений РП, а в нынешних поселениях РП оставлять несколько участков для представителей администрации и депутатов, чтобы у них тоже появилась Родина.
При обсуждении закона о РП на переговорах с властями желательно озвучивать, что депутаты и государственные служащие смогут по этому закону стать организаторами поселений Родовых поместий.
Это означает, что каждый депутат областного законодательного собрания или государственный служащий сможет безвозмездно получить из фонда перераспределения не менее 150 гектаров земли, которую он и будет далее распределять людям.
При этом важно разъяснять, что ДО 30% ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В НОВОМ ПОСЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАТОР ПОСЕЛЕНИЯ СМОЖЕТ РАЗДАТЬ КОМУ ОН ПОЖЕЛАЕТ, в т. ч. своим родственникам, друзьям, знакомым и т. п.
Тогда у депутатов и чиновников появится заинтересованность в разработке и реализации этого закона. А мы получим постоянный контакт жителей поселений Родовых поместий с представителями власти и знание ими нужд людей по собственному опыту проживания в данной среде.
Крайне важен диалог по линии исполнительной власти: администрация сельсовета — администрация района — администрация области. Именно они будут выполнять закон о Родовых поместьях и программы его реализации.
Для постоянного диалога с работниками администрации поселениям РП потребуются постоянно функционирующие органы территориального общественного самоуправления (ТОС).
ТОС — это наглядное проявление самоорганизации поселения, повышения самосознания его жителей, готовности поселенцев к совместной работе с государством, осознания СЕБЯ как главного источника власти и местного самоуправления.
Готовность жителей поселений самостоятельно решать вопросы жизнеустройства и жизнеобеспечения своего поселения; заинтересованность жителей поселений в развитии своих территорий; их активность в решении вопросов поселкового и районного значения; умение выстроить рабочие отношения с местной администрацией; наладить диалог с местными жителями; выдвижение инициатив, которые поселенцы готовы самостоятельно выполнять, — от всего этого и зависит реализация областных законов о РП и программ развития Родовых поместий.
Устойчивые рабочие отношения с органами местного самоуправления на уровне сельсовета и района могут помочь поселенцам в выдвижении областного проекта закона о Родовых поместьях от имени главы местной администрации или депутатов законодательного собрания района.
При отсутствии таких отношений с предложениями о разработке и принятии областных законов о родовых поместьях можно обращаться:
• К ГУБЕРНАТОРУ ОБЛАСТИ, который может дать команду на разработку закона.
Этот путь оправдал себя в Белгородской области, в которой губернатор Е. Савченко после неоднократных обращений полковника ФСБ А. Толстова инициировал разработку и принятие закона «О Родовых усадьбах в Белгородской области» и программ его реализации.
• К ДЕПУТАТАМ ЛДПР и другим депутатам, чтобы они внесли закон от своего имени.
Именно так в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона «О Родовых поместьях». Точно так же можно обращаться к депутатам ЛДПР — координаторам в регионах — с предложениями о разработке и внесении областных законов о Родовых поместьях.
• В ОБЛАСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в рамках общественной законодательной инициативы, собрав необходимое количество подписей в поддержку проекта областного закона.
В частности, в Нижегородской области для того, чтобы предложить законопроект, гражданам достаточно собрать 2 тысячи подписей, а не 10 000, как было раньше. Такие же процедуры есть и в других областях.
Исходя из опыта общения представителей поселений РП с депутатами законодательных собраний в Нижегородской и Калужской областях, цели первой встречи следует определить примерно так:
1) познакомить депутатов с новым направлением развития сельских территорий;
2) показать необходимость законодательной поддержки поселениям Родовых поместий;
3) начать переговоры о разработке и принятии областного закона о Родовых поместьях.
На встречу с депутатами законодательного собрания желательно пригласить представителей от нескольких поселений Родовых поместий. Особенно желательно присутствие на встрече организаторов поселений, юриста и жителей поселения с большим опытом ведения сельского хозяйства.
Следует понимать, что депутатский корпус не владеет сутью вопроса о Родовых поместьях. Поэтому каждому поселению РП желательно подготовить хорошую ИНФОРМАЦИОННУЮ СПРАВКУ, в которой осветить о себе следующее:
1) Дата создания, название, расположение, генплан.
2) Общее количество Родовых поместий.
3) Принципы организации.
4) В чьей собственности земля.
5) Построено дорог, колодцев, сетей ЛЭП и проч.
6) Построено домов.
7) Живут постоянно … семей.
8) Родилось детей …
9) Как решаются социальные вопросы (школа, медицинские услуги).
10) Сколько млн. руб. граждан затрачено на обустройство поселения (на дату встречи).
Образец такой справки от ПРП Родное размещён на сайте Автопробега. Аналогичную справку от других поселений РП желательно и вручить депутатам при встрече.
Для грамотного изложения законодательной инициативы можно использовать обращение к депутатам и губернатору, подготовленное рабочей группой по закону о РП. Это примерный текст-образец, в котором детально излагаются предложение о разработке областного закона о РП и программы развития сельских территорий на основе Родовых поместий. Его можно править и дорабатывать, заменять фамилии и использовать в каждом регионе, учитывая при этом свои особенности (плотность населения, распределение земельных угодий, климат, плодородие почв и т. д.).
Приложениями к обращению могут служить действующие документы по Родовым поместьям (усадьбам) Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Курской и Нижегородской областей (см. Обращение, на примере Владимирской области ниже. — Ред.).
В случае успеха встречи и начала работы с депутатами по существу желательно связаться с рабочей группой по закону о РП (В. Петров, А. Рашидов, В. Мирошников, В. Лобачёв, В. Матвеев, И. В. Волкова, Н. В. Ващенко и др.).
Важно понимать, что областной закон о РП может быть принят как на основе, так и в опережение Федерального закона. В последнем случае, после вступления в силу Федерального закона областной закон будет скорректирован. Поэтому сейчас нужно продвигать областные законы о поместьях и усадьбах в любом виде и под любым названием.
Василий Петров, ПРП Родное, Владимирская область.
vassilijus@mail.ru |