Суббота, 04.05.2024, 15:16Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №07(168)2018

Семейное и домашнее образование. К чему быть готовыми?

Из личного опыта
Сейчас многих родителей по той или иной причине волнует вопрос перехода на семейную (очно-заочную) или домашнюю форму обучения. Так как мы с сыном прошли тернистый путь семейного образования до сдачи экзаменов в тот момент, когда это движение только зарождалось, и получили огромный опыт в самообразовании и общении с разными школами, то хотелось бы поделиться этим опытом.
Нет смысла выяснять причины принятия решения перехода каждого ребёнка на такой вид образования, так как они у всех разные: замкнутость ребёнка, состояние его здоровья, постоянные переезды или что-то другое — это не имеет значения. В любом случае возникает много вопросов: «как выстроить учебный план? Как организовать учебный процесс более эффективно? Сколько предметов в день нужно брать в оборот? В какое время суток лучше заниматься и как выстроить режим дня? Как и чем помочь ребёнку в учёбе, чтобы облегчить ему и себе жизнь? Какие интересные детали можно использовать, чтобы увлечь и заинтересовать ребёнка изучением любого предмета? Какие использовать настольные игры по разным предметам из тех, которые уже существуют, и тех, что можно сделать дома из подручных материалов своими руками? Сколько времени в день уделять урокам? Какие трудности могут встретиться во время самообразования? Где в интернете можно найти материалы, которые помогут обучаться? Как строить отношения со школой и учителями?»

Ответственность и самоорганизация
Если вы решили, что ребёнку лучше будет обучаться дома на семейной, то есть очно-заочной форме, вы должны соизмерить свои силы с тем грузом забот, который на вас свалится. Если вы даже имеете возможность не ходить ежедневно на работу, это не значит, что всё будет легко, ведь учить и учиться самостоятельно не каждый умеет, так как этот процесс требует очень большой самоорганизации, самоотдачи и огромной ответственности. Но этому можно научиться, если есть желание. Однако нужно понять, хватит ли у вас терпения и сил, чтобы учить ребёнка всем предметам совершенно самостоятельно? Когда нет ежедневного школьного контроля, это сделать не так-то просто. Плюс ко всему прочему криками, насилием, без заинтересованности дать ребёнку качественное образование будет абсолютно невозможно. Готовы ли вы к такому испытанию на прочность? Вот в чём вопрос.
Конечно же, вам никто не может запретить посещать какие-либо занятия в школе, так как у вас вольный режим из-за очно-заочной формы обучения. То есть вы можете по выбору посещать те уроки, что вам нравятся или необходимы. Но чаще всего на дому обучаются те детки, которые по тем или иным причинам не могут или не хотят ходить в школу. Этот вопрос очень индивидуальный, но решить его придётся. Обязательно нужно будет договориться со школой о выбранной форме обучения и закрепиться там для последующей сдачи зачётов и экзаменов. Помните, что не все школы пока готовы к такому сотрудничеству, поэтому выбирайте школу, где вас без проблем оформят. Вам составят график сдачи предметов, а дальше дело за вами.

Простота и сложность
В чём-то будет проще, чем в школе, а в чём-то сложнее. Проще в том, что во время индивидуальных занятий тратится время на объяснение, понимание и закрепление темы гораздо меньше, чем на целый класс, значит, высвобождается больше времени на что-то другое. Проще в том, что вам, как учителю, не нужно будет искать подход к каждому отдельному ребёнку, как это должно происходить в классе. Подход нужно найти только к собственному ребёнку, но найти его нужно обязательно. Легче всего на дому начинать заниматься с младших классов, так как родители чаще всего достаточно легко справляются с заданиями начальной школы. А по ходу взросления ребёнка родители плавно входят в курс дела по каждому школьному предмету, повторяя и вспоминая то, что когда-то проходили сами или, осваивая новые методы обучения, критерии оценки знаний, перестраиваясь постепенно под современный вариант образования. Когда идёшь по программе вместе с ребёнком, то обучение и объяснение нового материала даётся легче и быстрее. 
Сложнее начинать сразу со средних или старших классов, так как часто, почти не помня свою школьную программу, родителям бывает очень сложно сразу вспомнить, понять и объяснить ребёнку материал, тем более, что многое сейчас в программе даётся по-новому. Тогда придётся самим родителям сначала повторить базу, а уж потом браться за обучение своих детей. 
И, безусловно, интернет вам сегодня в помощь. Но чтобы интернет оказался действительно полезен, нужно чётко понимать, что вы хотите отыскать, и сообразить, где это нужно искать (на каких ресурсах). Сейчас есть огромное количество обучающих ресурсов, но в них нужно уметь хорошо ориентироваться. 
Вы должны оценить не только свои силы, но и силы и способности своего ребёнка. И способности не умственные, а скорее самоорганизационные (трудолюбие, быстрота при выполнении заданий, старание, аккуратность, внимательность, желание учиться) и самоограничительные (страхи, блоки, упрямство, неуверенность в себе). Если самоорганизационных способностей особенно не наблюдается, то нужно срочно браться за дело и начинать их развивать. А если побеждают самоограничительные, то их нужно быстро устранять, но ненавязчиво, в мягкой игровой форме, чтобы придать ребёнку уверенность в себе и собственных силах. Здесь родителям непременно придётся быть отличными и терпеливыми психологами. 

Не готовы учить сами — найдите достойного учителя
Если вы не готовы по каким-то причинам сами обучать своего ребёнка, но есть желание учить его индивидуально, вам придётся позаботиться о поиске для него достойных учителей, которые будут не только квалифицированными специалистами по предметам, но и смогут найти, на какой «козе» можно подъехать к вашему ребёнку, чтобы ему было комфортно и он с нетерпением ждал следующего занятия. Если же контакт учителя с ребёнком не налаживается, смело меняйте этого учителя, толку всё равно не будет. Если у учителя горят глаза, и он может заинтриговать, заинтересовать, увлечь ребёнка и тот полюбит учителя, значит, он будет любить учиться. Считайте, что вам крупно повезло. Держитесь за такого человека обе­ими руками. 
Моему сыну было интересно и весело со мной учиться несмотря на мою справедливую строгость, поэтому он тянулся к знаниям, просил добавки, совал свой нос в разные науки (даже не по возрасту в общепринятом смысле). Я ему просто по ходу его научных изысканий постоянно подкидывала новые темы для размышления и объясняла то, что было непонятно.
С теми, кто находится на домашнем обучении по состоянию здоровья, вопрос выбора учителя решает школа. Кого назначили, тот и учит. Тут вам придётся выкручиваться самим, чтобы восполнить то, что, может быть, не додаст учитель. 
Важное преимущество любого самостоятельного образования — нет ненужных дополнительных заданий, занятий и мероприятий, которые, возможно, неинтересны или абсолютно безполезны ребёнку.
Кстати, можно создать группу родителей-семейников, которые разделят между собой предметные обязанности, а детей можно объединить по классам. Каждый родитель проводит свои уроки параллельно с другими. Это очень облегчает учительский труд и экономит время. Каждый учит детей тому, в чём лучше разбирается. Тогда не нужно будет преподавать все школьные предметы одному человеку, так как это достаточно сложно и занимает много времени. Тут уже будет удобное разделение труда, да и образование у детей будет качественнее. Ведь не каждый готов стать учителем-универсалом.

Важно мнение и готовность ребёнка
Нужно обязательно очень хорошо взвесить все «за» и «против» перед тем, как ответственно принять это серьёзное решение и сделать важный шаг не только в своей жизни, но и в жизни вашего ребёнка, так как его мнение при этом тоже обязательно должно учитываться. 
Не забывайте, что оторванность от социума порой делает детей замкнутыми, стеснительными, закомплексованными и асоциальными, особенно, если они не холерики. Холерики нигде не пропадут и всегда найдут, с кем пообщаться и во что поиграть. Замкнутость и нелюдимость — серьёзная проблема для ребёнка. Чтобы этого не случилось, сами чаще общайтесь с ребёнком, ходите с ним на разные мероприятия, в театры, музеи, на выставки, запишите его в разные развивающие кружки и секции, но выбирайте то, что нравится самому ребёнку, а не только вам, тогда он будет заниматься с удовольствием, а не из-под палки. 

Общение в семье
И ещё очень важный вопрос — общение в семье. Если вы будете заниматься с ребёнком только уроками да ещё и с наездами, то станете для него просто злым монстром, а не другом и помощником. С детьми обязательно нужно не только делать уроки и ходить гулять, но и играть в разные игры (словесные, настольные, подвижные и спокойные, весёлые и интеллектуальные). 
Будучи маленьким, мой сын говорил: «Мама, давай с тобой поиграем!» На что я отвечала: «Мы же с тобой только что пришли с четырёхчасовой прогулки, там играли в разные игры». А он в ответ: «Прогулка — это прогулка, это не считается. Настольные игры — это другое». Ну что тут сказать? В чём-то он был прав. Я выбирала разные развивающие игры (готовые или самодельные) по школьной программе или за её пределами и садилась с ним играть, совмещая приятное с полезным, отрабатывая незаметно нужные в данный момент темы. Если этого не делать, ребёнок будет уходить с головой в гаджеты при каждом удобном случае, ведь дома на это высвобождается больше времени и возможности, чем в школе. А значит вырвать его из виртуального мира потом будет либо гораздо сложнее, либо вовсе невозможно. Возникнет стойкая зависимость, и нервная система достаточно быстро расшатается, так как при любом запрете или ограничении на «игралки» будет дикое сопротивление и невроз, а значит, у родителя будут все шансы стать для ребёнка врагом номер один. 
Не стоит допускать такой вариант разворота событий. Поиграть можно, но недолго, нечасто и желательно в какие-нибудь познавательные, развивающие, полезные игры, а не в стрелялки и убивалки, чтобы не стать злобным и кровожадным монстром в будущем. Ведь именно в детстве закладывается будущее. Ребёнок — это информация, которую в него заложили. 
И это только начало. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Дальше появляются новые вопросы и задачи, которые нужно героически преодолеть и решить. Есть люди, которые считают, что быть, например, грузчиком гораздо легче, чем воспитывать и учить детей. Но есть и те, кто легко и играючи учит и воспитывает, как бы тяжело это не казалось со стороны. Выбор всё равно остаётся за вами. 
А наша Универсальная Родительская Академия (УРА) будет стараться (при вашей поддержке) помогать вам учиться и учить, давая подсказки и создавая новые разработки и настольные игры по разным предметам для более интересного и лёгкого обучения как дошколят, так и школьников, по мере надобности отвечая на ваши вопросы. 
Желаю всем удачи, огромного терпения и радости!

Алёна Амелина
Руководитель Универсальной Родительской Академии (УРА),
член Ассоциации творческих учителей России, поэтесса, автор образовательно-игровой методики преподавания «Смотри, Играй, Читай, Считай, Слушай и Запоминай», педагог семейного и дополнительного образования, тренер по позитивному мышлению
https://vk.com/amelinaalena,
amelinaalena@mail.ru

Категория: №07(168)2018 | Добавил: winch (13.11.2023)
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024