Здравствуйте, дорогие читали «Родовой Земли»! Я не художник по образованию, но с некоторых пор увлекаюсь росписью по ткани, и хочу поделиться с читателями некоторыми секретами и технологией росписи и убедить, что расписывать может каждый.
Для росписи нам понадобится:
• Ткань, лучше лён или хлопок, в дальнейшем можно расписывать и шёлк, но на льне легче начинать. Для пробной росписи возьмите небольшой кусочек ткани. Хотя лично я никогда не тренировалась. Раз уж я начинаю расписывать, есть образ и идея, и вдохновение, а вдохновение не повторить, и пробы ему не нужны. Подумайте, что вы хотите сотворить, что это будет — рушник из белого льна, шторка или что-то из одежды. Расписывать можно ткань и уже готовое изделие. Если это новая ткань, обязательно её нужно выстирать в горячей воде, высушить и тщательно отгладить. Чем лучше вы отгладите ткань, тем легче будет наносить роспись. Льняную ткань при сушке не пересушиваем (не держим по два дня возле горячей печки), отгладить легче слегка недосохшую ткань.
• Пяльца по размеру ткани. Маленькие пяльца используем для росписи небольших фрагментов, большие — для полотен побольше. Можно использовать рамочки для фотографий — больших и маленьких.
• Краски по ткани. Они есть в продаже во всех художественных магазинах, бывают в магазинах ткани, рукоделия и творчества. Также можно заказать через интернет. Я пользуюсь фирмой Decola. Это средние по стоимости краски, есть и подороже, покачественнее. Краски бывают всех цветов и оттенков, а также глянцевые, матовые, с блёстками, золото, серебро, медь, бронза… Выбирая краски, ориентируемся не на название, а на цвет в самой баночке. Хороший совет: покупать краски лучше не с закручивающейся крышкой, а с открывающейся типа «флип-топ»: из таких баночек можно накапать сразу на палитру, они экономичные, а баночки с откручивающейся крышкой залипают и каждый раз крышки нужно отковыривать ножом. Краски одной фирмы могут быть подешевле и подороже.
• Кисти. Самое важное в росписи — хорошие кисти. Покупать дешевле через интернет-магазины, потому что в магазинах они довольно дорогие. Я расписываю кистями из синтетических волокон разных номеров и форм. Кисти могут быть круглые, плоские, с косым, округлым кончиком и
т. д. Советую взять для начала круглые и плоские кисти № 2, 6 или 5. Выбор кистей зависит, конечно же, от того, какой площади поверхность вы собираетесь расписывать и какие детали у вас будут. Также существуют валики и другие всевозможные приспособления, но всё можно написать просто кистью или изготовить их самим.
• Палитра. Удобны и практичны пластиковые палитры, они со временем «самоочищаются», слой краски снимается до поверхности палитры, и она становится как новая. Но можно использовать деревянные и самодельные палитры, а также кусок картона.
• Баночка с водой для ополаскивания кисти.
Итак, готовимся к росписи. Сначала рисунок можно обозначить карандашом или расписывать свободно, от руки, или же использовать трафарет для начинающих или детей, в том числе, когда нужно повторить рисунок многократно. Трафарет можно вырезать самим, например, бабочку из картона и «размножить» её на полотне. Есть краски в баллончиках, которыми можно брызгать по трафарету, но это уже мало напоминает творчество и загрязняет окружающую среду.
Расписывая, нужно учитывать, что если рисунок сплошной, с довольно большим слоем краски, то он стянет ткань. А если разрисовывать всё полотно полностью, то стягивания ткани не происходит. Изделие, густо расписанное, становится более жёстким. Например, платье или штора будто «стоят» и не мнутся.
Для росписи мелких деталей или точек можно использовать карандаш, обмакивая его в краску. Краски можно затирать на холсте, придавая эффект размытости. Ещё важно учитывать цвет холста и краски при росписи. Например, чтобы наложить белый на яркий или тёмный цвет ткани, нужно нанести несколько слоёв белой или светлой краски. Можно нанести сначала другой, более плотный цвет, а сверху уже белый. Например, при росписи синей ткани наносим рисунок синий, а по нему после высыхания — уже белый. То есть накладываем сначала «грунтовку». Кстати, можно купить её отдельно в магазине, у меня её просто не было.
Поверьте, всё это может сделать каждый! У меня после росписи прошёл страх перед вышиванием, и я начала вышивать, хотя это гораздо дольше, но, как сказала Василиса Новикова, автор статьи «Жить в поместье и менять Мир к лучшему» («РЗ» № 5, 2017 г., стр. 16), «изделие с вышивкой обладает поистине обережными силами!». Хотя и в роспись мы вкладываем свои силы и энергию, и птичка, нарисованная на платье, будет оберегать вас и отвлекать взгляды. Ведь что такое роспись или вышивка, а также украшения, обереги-талисманы? Это отвлекающий манёвр. Интересно наблюдать: человек разговаривает с тобой, и его взгляд непроизвольно переходит на вышивку или украшение. Поэтому даже после общения с большим количеством людей, если ты находишься в вышитой или расписанной одежде, гораздо легче. Такое ощущение, что всю дисгармоничную энергию, если она была, одежда взяла на себя. И желательно потом прополоскать одежду, даже если она была негрязная, или проветрить.
После росписи необходимо ткань загладить утюгом через ткань без пара по несколько минут каждый рисунок. Нужно признать, что это занимает довольно много времени. После этого ткань можно стирать (лучше не сразу, через несколько дней) щадящим способом — вручную, без растирания в области рисунка. Шторы можно стирать в режиме полоскания в машине-автомате. Если есть какие-то пятна, то застирывать их нужно отдельно вручную. Но, как правило, шторы нужно лишь избавить от пыли, и вполне подойдёт полоскание в мягком мыльном растворе. С этим хорошо справляется натуральное мыло без добавок; щёлок лучше не использовать для стирки тканей с росписью.
Я начала практиковаться с больших полотен.., со штор. Когда ещё не был достроен наш дом в поместье, меня спас рулон ткани, из которого я потихоньку сшила и расписывала шторы, представляя и рисуя наш будущий дом, визуализируя образы. Мне кажется, нам очень сильно помог тот образ, который я рисовала. Рисовала днём, когда маленькая дочка засыпала, ночью и вместе с ней. И это отвлекло меня от негативных мыслей, заняло время и настроило на светлые мысли долгой зимой, когда не было возможности приехать на свою землю.
Некоторые особенности. Также можно использовать пяльцы, зажимая один за другим маленькие участки ткани. Но мне это было неудобно, хотелось видеть весь большой холст сразу, следуя за порывом вдохновения. Для этого я использовала большой лист фанеры 1,5 на 1,5 метра. Его можно покрыть лаком или краской. Приставляла лист к стене наклонно, чтобы ткань лучше держалась на нём, разглаживала руками и… следовала за кистью.
Не бойтесь расписывать! Я держала кисть и говорила себе: меня никто не видит. Можно писать всё, что угодно. И просто начала выводить узоры. Я расписывала и с каждым движением вспоминала и выкидывала из головы все фразы о том, что талант либо есть, либо его нет, что в моей семье художник не я, что я «вообще же не рисую» и так далее.
Рисуйте, расписывайте, забывайте обо всём, представляйте живые образы, которые вы хотите вложить в рисунок, и пусть всё остальное отойдёт на задний план.
Дерзайте, и у вас всё получится! Воплощайте на ткани волшебные образы, и пусть они дарят вам обережную силу! И да прибудет с нами осознание самого важного — куда эту силу направить.
Анастасия Арямнова
СРП Чик-Елга, Башкирия
anisim1989@gmail.com |