Одним словом Айзека Азимова можно описать так: плодовитый. Чтобы сравняться по количеству повестей, писем, эссе и других текстов, которые Азимов выдал за всю свою жизнь, вам необходимо будет писать полноразмерную повесть каждые две недели в течение 25 лет.
Как Азимов умудрялся выдавать столько хороших идей, в то время как у всех остальных их наберётся 1–2 штуки за всю жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучил его автобиографию.
Азимов писал тексты 8 часов в день 7 дней в неделю. Он разрывал страницы, отчаивался, и периодически у него случались неудачи. В автобиографии Азимов делится тактикой и стратегией, выработанной им для того, чтобы идеи больше не заканчивались.
Никогда не прекращайте учиться
Азимов был не просто автором научной фантастики. У него была докторская степень по химии в Колумбийском университете. Он писал работы по физике, по древней истории, и даже написал книгу о Библии. Каким образом он умудрялся покрыть такой диапазон в век близорукой специализации? В отличие от современных профессионалов, Азимов не заканчивал обучение, получив степень.
«Я в принципе не смог бы написать такие разносторонние книги на основании только образования, полученного в школе. Мне нужно было постоянно заниматься самообучением. Моя библиотека книг росла, и мне приходилось постоянно рыться в них, боясь, что я неправильно пойму какой-то вопрос, который для знающего человека покажется абсурдно простым».
Чтобы рождать хорошие идеи, необходимо поглощать хорошие идеи. Дипломом дело не заканчивается — только начинается.
Когда Азимов рос, он читал всё.
Читайте разнообразные книги, поддавайтесь любопытству, инвестируйте в себя без остановки.
Не боритесь с тупиком
Интересно, что Азимов также часто застревал.
Застревание — это нормально. Профессионала от любителя отличает то, что происходит после того, как он застрял. Азимов не давал этому событию остановить себя. С годами он выработал стратегию.
«Я не пялюсь на пустые листы. Я не провожу дни и ночи, колотя по пустой голове. Я просто оставляю роман и берусь за один из десятка других ждущих меня проектов. Я пишу статью в журнал, эссе, рассказ, работаю над документальной литературой. Когда я устаю от них, моё сознание успевает поработать и вновь заполниться. Я возвращаюсь к роману и обнаруживаю, что вновь способен легко писать».
Опасайтесь сопротивления
Всем творцам — предпринимателям, писателям, художникам — известен страх оформления идей. Как только мы что-то предъявили миру, оно становится вечной мишенью для отвержения и критики со стороны миллионов глаз.
Иногда после публикации статьи я жутко пугаюсь и не читаю комментарии и письма о ней. Этот страх — величайший враг творца. В книге «Война искусства» Стивен Прессфилд называет этот страх Сопротивлением. Азимову тоже было знакомо Сопротивление.
Страх быть отвергнутым превращает нас в «перфекционистов». Но это лишь защитный панцирь. Мы прячемся в него в трудное время. Он даёт нам ощущение безопасности, но оно ложное. На самом деле, у всех есть идеи. Семена творчества прорастают через подоконники разума. Разница между Азимовым и нами в том, что мы отвергаем наши идеи, не давая им шанса.
Если у вас нет идей, то у вас не будет и провалов.
Понижайте стандарты
Азимов был ярым противником стремления к идеалу. По его словам, пытаться с первого раза всё сделать идеально — это большая ошибка. Вместо этого обратите внимание на основные детали.
Представьте себя художником за созданием наброска. Вам необходимо чётко представить композицию, цветовые блоки, баланс и всё остальное. Сделав это, можно начинать безпокоиться о мелочах.
Не пытайтесь с первого раза нарисовать Мону Лизу. Понижайте стандарты. Сделайте проверочный продукт, временный набросок, грубый черновик.
В то же время Азимов настаивает на уверенности в себе:
«[Писатель] не может сидеть и сомневаться в качестве написанного. Он должен любить свои работы. Я люблю».
«Верьте в то, что создаёте. Это не значит, что вы не должны стараться сделать всё каждый раз как можно лучше. Вера в себя — это выйти за пределы, потерпеть жёстокую неудачу и найти в себе силы снова подняться.
Мы терпим неудачи, мы боремся, и потому достигаем успеха.
Делайте БОЛЬШЕ
Что интересно, в качестве лекарства от перфекционизма Азимов рекомендует создавать больше.
Если каждые несколько недель у вас выходит новый продукт, у вас не остаётся времени ныть над неудачами. Меньше тревог от неудач. Разнообразие — это страховка для разума.
Секретный ингредиент
Друг Азимова, писатель, боровшийся с отсутствием идей, спросил его однажды: «Где ты берёшь свои идеи?». Азимов ответил: «Я думаю, думаю, думаю до тех пор, пока не появляется желание убить себя. Ты что, считал, что до хороших идей легко додуматься?..».
Многие ночи он проводил наедине с собой.
Никто не обещал, что придумывать идеи легко. Если бы это было легко, этим не стоило бы заниматься.
Вячеслав Голованов. |