Хороший учитель должен учиться у своих находчивых учеников. А одно из популярнейших пособий ученика — шпаргалка. Вот и я решил предложить несколько формул-«шпаргалок» для тех, кто намерен работать в Родовой школе.
Когда учитель заканчивается? Когда он уверен, что его должны слушать, потому что у него педагогическое образование и стаж.
«Должен» — формула взрослого. Формула ребёнка — «хочу». Настоящий учитель помнит, когда ребёнок не хочет — никакое «надо» не поможет. Настоящий урок начинается, когда встречаются одинаково заинтересованные друзья.
Когда учитель начинается? Когда человека, даже без педагогического образования, хотят слушать дети. И ему есть «что» сказать, и он знает «как».
Кстати. Это и есть формула «волхва», кочующего от одного поселения к другому. А главное — это формула так успешно практикуемого семейного обучения.
Когда урок можно считать успешным? Когда ученики с радостью слушали и с интересом запоминали не потому, что они на уроке, а потому, что им это хочется вспомнить.
Какие уроки помнят дети? Яркие, то есть окрашенные эмоцией.
Разумеется, только позитивной, потому что негативная приводит только к стрессу, а безэмоциональный урок часто приводит к потере времени учителя и учеников. Запомнят только то, что почему-то нужно.
Где материал отлично усваивается? На уроке, который детям запомнился и понравился.
Когда начинается настоящее обучение? С той секунды, когда ребёнку становится интересно постигать. Главная задача настоящего учителя — найти ту форму, в которой ребёнку его предмет интересно постигать.
Просто сидеть и слушать — это когда ничего другого предложить невозможно.
Уроки сотворчества
В Родовой школе на Доброй земле дети одновременно постигали географию, историю, архитектуру и творчество — поездка во Владимир к чудесным храмам с их загадочными украшениями. Дети затем рисовали и сами рассказывали о том, что видели. И они захотели прочитать о том, что видели, а в помощь — былины и древнерусские тексты.
Есть ли сомнения по поводу того, как они усвоили материал?
Родовая школа даёт уникальную возможность, когда учитель вместе с учениками радостно создаёт учебное пособие и по ходу, даже не задумываясь — это и есть истинное «погружение», — они могут пройти весь учебник за месяц. Понять, запомнить. Переосмыслить.
На моих уроках мы просто рисовали события и персонажи истории. Я был «рассеян и забывчив», и ребята всё время во время рисования напоминали мне имена тех, кого мы рисовали. Даты из их биографий. А я «путался», называл неточно, и меня так радостно, хором поправляли.
Те уроки, когда дети меня радостно «учили», остались в их памяти навсегда. А изготовленные ими учебные пособия стали многофункциональными.
О связанной картине мира
А дальше... Краски, которыми рисовали дети на уроке истории, — повод рассказать о химии. Рамка, которую сделали дети, — повод для урока ботаники. Изображения животных на рисунках — чем не урок биологии, заодно и зоологии. А то, как ребята сами объясняли свой рисунок на конкурсе, — одновременно и урок ораторского мастерства, и повод для разговора о литературе. Некоторые объясняли в стихах!
Чувствуете, как Родовая школа вымещает учителя-предметника и на смену ему идёт готовый заново вместе с детьми, и сам как ребёнок, постигать мир во всех его проявлениях?!
Повод для общения с ребёнком гораздо важнее объяснения ему, что он обязан до конца четверти что-то там кому-то там. Повод — это «хочу» узнать и рассказать, потому что это интересно. А «четвертями» мыслят сотрудники государственной школы. В Родовой школе нет задачи получить оценку. Там есть желание показать ребёнку богатство и красоту мира.
Чему учит работник образования? Предмету, который он освоил и методика которого разработана, описана и утверждена.
Чему учит настоящий учитель? Тому, что можно использовать. Тому, что формирует личность. Что отвечает детям на вопросы: зачем делать, что делать, как делать...
И ещё десять советов
1. Урок начинается с интереса ученика к предмету.
2. Прежде чем обьяснять — обрадуйте.
3. После того, как ученики заулыбались, заинтригуйте.
4. После того, как заинтриговали, объясните, зачем это им нужно.
5. Передавайте своё удивление и восхищение тем, что вы объясняете.
6. Запоминается неожиданный пример.
7. Запоминается наглядное и то, что можно использовать.
8. Высший класс — когда ученик хочет переосмыслить вашу информацию и объяснить другим.
9. Хотят учиться не у того, кто хорошо знает предмет, а у того, кто показал, как он нужен ученику.
10. Урок — это не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся хорошо и полезно быть вместе.
Какой истории я учу
Сегодняшним жителям селений Родовых поместий интересен опыт экопоселений в нашей стране и в мире. Но в России — больше.
Я начинаю разговор с того, что насущную необходимость создания поселений мы видим у скифов. Показываю вещи, предметы, пробуждающие родовую память. Показываю, какое было у наших предков-славян удивительное отношение к земле, к природным стихиям. Как оно давало результат: благодаря ему люди вели счастливую жизнь. Рассказываю, как «вещие»-ведающие вроде Олега создавали общину по имени Киевская Русь.
Уникальный опыт создания поселений — у казачества. И тогда им противодействовали чиновники, и раздрай был у собравшихся, пока они не научились договориваться, строить духовный лад в общине, создавать артели и прочие экономические механизмы для совместного выживания на свободной территории...
Эти записи — просто наблюдения, которыми хочется поделиться с друзьями. У нас единая цель. Правильно образованные дети — это не только счастливые дети. Это ещё и счастливые родители и счастливые дети этих детей!
P. S. Благодаря «Родовой Земле» у меня прибавилось дорогих друзей, а это безценный подарок. Низкий поклон всем.
Юрий Круглов, Академик СВА, приглашённый учитель школы
М. Щетинина. Краснодарский край. |