Река Кара, Карское море. Их название обычно производят от ненецкого слова «хара» — «извилистая», другие же — от слова «хоре» («торосистый лёд»). Но есть и другие гипотезы, увязывающие корневую основу с древним ностратическим языком, бывшим в древности общим для большинства современных народов Северной Евразии. Например, Александр Асов — известный исследователь российских древностей — этимологически сопрягает с названием Карского моря имя древнеславянского солнцебога Хорса.
Действительно, данный топоним очень древнего и, несомненно, доарийского происхождения, так как лексема «хор» является общей не только для доиндоевропейских, но и для семито-хамитских языков, а русский Хорс родственен древнеегипетскому Хору (Гору).
Того же корня и современные русские слова «хорошо», «хоромы» и производного от них — «храм», далее — «хоробрый» («храбрый»), «хоровод», «хоругвь», «хорон(иться)», «хорохор(иться)» и др.
В честь солнцебога Хорса наименован древнерусский крымский город — Хорсунь (Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь, по-видимому, от исконно-русского наименования, хотя корень «херс» общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя бога Гермеса — Hermes). Более того, он уходит вглубь доиндоевропейского прошлого и обнаруживается в семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте явился Бог, — именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) — по названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай. (см. Толковую Библию, т. 1). Общеизвестно, однако, из Несторовой летописи, что имя одного из трёх братьев — легендарных основателей Киева — тоже было Хорив. Удивительное это совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот же доиндоевропейский и досемитический корень «хор», восходящий к общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий, относящихся к солнцу, свету и благу («хорошо!»).
К этому же этимологическому гнезду относятся слова с корнем «хар» (с учётом чередования гласных «а» и «о»). Вспомним Харит — благодетельных древнегреческих богинь милости и добра, дочерей солнцебога Гелиоса (вот он, искомый солнечный смысл). Того же значения устаревшее русское слово «харный», «гарный» (ср.: украинское «гарний»), означающее «хороший», «красивый». Строго говоря, по своему происхождению слова «хороший» и «харный» однокоренные. Отсюда же слова «ухать» и «харя» с диаметрально противоположными смыслами (последнее первоначально не имело ругательного смысла и означало «маску», «личину»). К этому же этимологическому гнезду, возможно, относятся слова «харчи», «характер». А также название города Харьков, причём вполне допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени древнерусского князя — Кия.
Классический обрядовый танец — хоровод (у болгар он называется «хоро», у румын — «хора») имитирует солнечный круг и в старину несомненно был связан с поклонением солнцу. Но точно такой же архаичный танец у евреев именуется на иврите «хора». Между прочим, традиционный круговой обход вокруг буддийской ступы также именуется «хора». Что касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической основы, то их нетрудно установить путём сопоставления с соответствующими санскритскими словами. Аналогичный корень фигурирует в новоперсидских словах, означающих «сияющее солнце» и «петух». Персидское обозначение обожествленного сияющего солнца — Xurset. По сообщению Плиния, скифы персов именовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и ираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм.
Данный топонимический ряд может быть продолжен и в других пространственно-временных измерениях: достаточно вспомнить название столицы древнего тангутского государства — Хара-Хото, разрушенной дотла Чингисханом, или манчжуро-китайский город Харбин. Одна из коренных народностей Тибета именуется так же.
Тем не менее вряд ли в эту этимологическую цепочку можно вставить ещё и Карское море. Происхождение наименования этого действительно русского моря, как уже сказано, более чем просто: от названия впадающей в него реки Кары. А вот тут-то и впрямь есть над чем поразмыслить. Лексема «кара» наверняка тоже доиндоевропейского происхождения. В русском языке данная корневая основа входит в слова «карать — кара», «карга» и др. В свою очередь зловещее понятие «кара» созвучно фонетически и близко по смыслу древнеиндийской кар[м]е — неотвратимой судьбе, року. Можно вспомнить и Карну из «Слова о полку Игореве». Но индоевропейское слово «кара» сопряжено по своей вокализации и с тюркским словом «кара» — «чёрный», входящим в качестве составной части во множество названий: каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др...
Из книги «Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография». В. Демин, С. Зеленцов. Издательство «Вече».
|