Суббота, 23.11.2024, 13:25Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №07(096)2012

Когда дети учатся у детей

Здравствуйте! Слежу особенно пристально за статьями на тему образования детей, поскольку сама по образованию учитель, но из школы несколько лет назад пришлось уйти — не вписались мои взгляды и подходы в существующую систему подгонки детей под один стандарт. Да и ребята городские, за немногим исключением, уже с детства «подогнаны» под систему, иным, «неподогнанным», сложно.

Так вот, статьи в «Родовой Земле», особенно про такие наработки, как «Живая Школа» Смаглинки, напрмер, радуют и обнадёживают. В экопоселениях, селениях РП действительно зарождается Живая Школа, живые астрономия, физика, химия, ботаника и т. д. Хочется внести свой вклад, точнее, не свой, а то, что хранится у меня в «школьном портфеле», в частности статья про разновозрастное образование, которая, как мне кажется, может пригодиться в селениях Родовых поместий, где взращивается именно разновзрастные дети .

Всего доброго всем!

Ирина Соколова.

Краснодарский край.

Правильнее начать с того, что разновозрастное обучение — это самое естественное из всех возможных типов обучения. Идея посадить в одном помещении детей приблизительно одного возраста с одинаковым уровнем развития и учить всех вместе одному и тому же пришла Яну Коменскому только в XVII веке. А до того именно разновозрастное и доминировало. Например, навыковое (делай как я) в связке мастер и подмастерье. Или гувернёрское в связках сверхкомпетентных в своей области преподавателей и ученика, набиравшегося знаний насколько хватает талантов. Ну и традиционная крестьянская семья, в которой мал мала меньше. И все учатся друг у друга.

Одновозрастное обучение отличается едиными стандартами, единой программой и единой скоростью обучения. Отсюда и слово «успеваемость». Надо успеть за всеми. Кто не успевает без надежды догнать, — того за борт. На второй год, в специальную школу, куда угодно, но отстающих либо подтягивают до общего уровня, либо исключают из процесса.

Ровно так же и с теми, кто обгоняет. Написал раньше других — сиди и жди, пока остальные напишут. Тех, кто уверенно обгоняет сокашников, — за другой борт. В спецшколу для особо одарённых, в спецкласс с повышенной нагрузкой и т. д.

Унификация. Взаимодействие только с людьми одинаковой компетенции (сверстниками). Из года в год. Борьба за одни и те же социальные ниши и, как следствие, высокий уровень детской жестокости (надо же и одногодкам выяснять, кто главнее). Соревновательная мотивация. Частое принудительное внешнее переключение с задачи на задачу. Очередь ожидающих решения жёстко поставленных задач. Необходимость решить задачу в заданный срок и заданным способом.

Сверхзадачей образовательного процесса становится удержание единого ритма и единого темпа любой ценой (иначе просто всё рассыпется). Идеальная система подготовки к решению одних и тех же извне заданных общих для всех задач. Парты, парты, парты и учитель, дающий задание. По завершении образования — станки, станки, станки и мастер. Одновозрастная система обучения — это идеальная система подготовки к индустриальным производственным отношениям.

Разновозрастное обучение отличается прежде всего разным возрастом обучающихся, а значит, иной формой социализации. Деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками.

И уже отсюда следует отсутствие единой внешней задачи. Каждый решает ту задачу, которая посильна для него и решает её до полного исчерпания. Решает сам или вместе с другими.

Полное исчерпание задачи — это важная составляющая учебного процесса. Дети, воспитанные в духе «любое дело должно быть доделано до конца», — принципиально иначе относятся к своей деятельности. Обучение — это творческий процесс. Лимитирование убивает творческое начало в любой области.

Сам факт достижения индивидуального предела при решении той или иной учебной задачи уже стимулирует к дальнейшей деятельности, то есть совершенствованию. Человеку надо знать, на что он способен. Надо учиться находить приемлемый индивидуально для себя оптимум между качеством и ресурсными вложениями (трудовыми, временными, интеллектуальными). Надо быть довольным результатами своего труда не периодически, а каждый раз (когда этот труд не вызван необходимостью). Это гораздо больше, чем знать, на что он способен в течение определённого времени.

Некоторые методики предполагают постановку задачи извне (учителем или старшими соучениками). В иных обучающийся сам выбирает или формулирует себе задачи.

Во всех случаях процесс должен быть обеспечен соучастием. Если мы хотим, чтобы любое дело доделывалось до конца, то неизбежно нужно обеспечить это доделывание, если ученик сам не справляется. В разновозрастной среде сделать это легче, поскольку есть старшие обучающиеся, которых ученик может попросить помочь.

Это особенно важно в методиках, когда обучающийся сам выбирает (или формулирует) себе задачу. Поначалу он будет себя переоценивать. Потом научится оценивать свои возможности и выбирать посильные для самостоятельного разрешения задачи (это происходит достаточно быстро). Но всякая задача, тем не менее, должна быть решена, а значит, помимо разрешения собственно задачи, возникает необходимость привлечь кого-то, кто более компетентен в решении данной задачи. Необходимость договариваться.

С другой стороны, для старших или более компетентных учеников оказание помощи младшим — это необходимое в любом обучении повторение пройденного. Ведь не интересно повторять уже отработанное просто так. Скучно. А помогать младшим, напротив, интересно. И интерес этот обеспечивается достижением авторитета. Любому человеку приятно, когда он значим и уважаем. Детям даже в большей степени, чем взрослым.

Это очень сложные социальные процессы. Но очень благодатные, поскольку на этом сотрудничестве экономятся колоссальные ресурсы, которые в случае с одновозрастным обучением выделены на укрощение взрывоопасных процессов самоутверждения.

В разновозрастной среде вопросы детской жестокости не стоят так остро (в рамках развитых методик и вовсе сходят на нет), поскольку иерархия отношений выстраивается автоматически самим фактом разновозрастности. Например, пятилетнему ребёнку нечего делить с двухлетним. А если создаются условия для сотрудничества, то самоутверждение реализуется через это сотрудничество.

Младшие сразу и безоговорочно признают авторитет старших.

Интересно, что это признание транслируется на всех, кто старше. Ребёнок просто привыкает уважать старших, включая взрослых. Потому что привыкает взаимодействовать со старшими. В отличие от питомцев одновозрастной среды, которые воспринимают взрослых скорее как надсмотрщиков и даже не знают, как общаться.

Неумение общаться с людьми другой компетенции не компенсируется никакими нотациями о том, что старших надо уважать. В основе любого уважения лежит полезное взаимодействие. В одновозрастной среде дети из года в год общаются исключительно со сверстниками, соответственно, не может быть и речи ни о каком взаимодействии (полезном/вредном) с людьми иной компетенции.

Дети (любого возраста) вообще легче учатся у детей, которые чуть старше. Даже ползать начинают быстрее, если видят, как рядом ползает ребёнок постарше. Надо понимать, что обучение (чему угодно, от языка до лепки) детей во многом строится на копировании. Копировать действия взрослых детям сложно хотя бы в силу физиологических особенностей. Гораздо легче копировать действия детей, которые чуть старше.

Таким образом, любая разновозрастная система обучения детей (от неметодизированного простого проживания в многодетной семье до высокотехнологизированных образовательных методик) основана на естественной врождённой тяге детей к развитию и саморазвитию.

Получается, что любые методики разновозрастного обучения экономят значительные ресурсы, направляемые в одновозрастных системах на:

— унификацию развития и удержание единого темпа/ритма обучения (догонялки/обгонялки);

— компенсацию деструктивных социальных явлений (детская жестокость и принудительная иерархизация);

— формирование искусственной мотивационной системы и встраивание этой системы в социальные отношения;

Кроме того, любая система разновозрастного обучения обеспечивает:

— естественную социализацию;

— способность к взаимодействию с людьми разной компетенции;

— способность легко и без ущерба для личности признавать чужую компетенцию;

— способность строить самостоятельную систему компетентности без оглядки на внешние образцы (строить уникальное собственное сочетание навыков и способностей);

— способность самостоятельно определять для себя задачи;

— способность любую задачу решать наиболее приемлемым для себя способом.

Остальное — частности отдельных методик (свои плюсы и минусы есть у каждой).

Как видим, разновозрастное образование плохо вписывается в индустриальные производственные отношения, но имеет очевидные преимущества в постиндустриальном мире.

Категория: №07(096)2012 | Добавил: anna (10.11.2015)
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024