Гора Воттоваара — самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,3 метра над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад на месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. Карельские учёные считают, что Воттоваара — это уникальный геологический памятник. Оказывается, не только геологический, но и историко-культурный.
На вершине Воттоваары, на площади примерно в шесть квадратных километров, находятся огромные камни прямоугольной формы, удивительные сооружения из камней в виде правильного круга, названные археологами кромлехами, и около 1600 камней-сейдов, уложенных в некоем таинственном порядке. Сейд — культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого из окружающей среды очевиден, то есть имеет явные признаки воздействия человека. Наиболее плотная концентрация камней-сейдов — на самой высокой точке гряды и по склонам амфитеатра. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые крупные камни, вес которых достигает примерно трёх тонн, поставлены на «ножки», то есть уложены на несколько камней поменьше. Большинство камней лежит по берегам древних водоёмов и обрывов. Кто, когда и зачем поставил здесь эти камни?
Загадочный «каменный шар»
Кстати, по мнению ряда исследователей, корень «сейд» («сид», «сэт» и т. д.) — очень древний; возможно, он восходит к тому (ещё палеолитическому!) северному праязыку, который отчасти реконструировали отечественные лингвисты. Значения этого корня схожи и, безусловно, входят в круг священной лексики. В туманных и прекрасных легендах кельтов «сейды» — это и есть эльфы, ныне ушедшие в иной, волшебный мир через невидимые людям врата в холмах и горах. (Как ни вспомнить тут слова одного из «эльфов» Толкиена, чья мудрая цивилизация, по преданию, предшествовала человеческой: «…башни наших твердынь ещё смотрят на мир, но люди считают их просто скалами»). Слово «сейд» означало и «тайное знание». Именно в этом значении оно употребляется в древнейшем скандинавском эпосе «Старшая Эдда», в сюжете обретения рун богом Одином.
Иначе говоря, сейд — место поклонения языческим богам и камням, коих саамы наделяли сверхъестественными магическими свойствами и силой, место проведения древнейших шаманских ритуалов, о смысле которых мы сейчас можем только догадываться. Как сказал однажды всемирно известный английский археолог Пол Девере: «Камни начинают приоткрывать некоторые из своих секретов, но пока мы всего лишь несмышлёные малыши в мегалитическом детском саду. Нам ещё многому предстоит научиться».
Никаких предметов, которые позволили бы датировать памятник, до сей поры не найдено. Геологи пробурили дно озера в центре амфитеатра и взяли образцы грунта. Анализ показал наличие мощного пласта фосфора, образовавшегося в течение ограниченного периода времени. Одна из версий «фосфорной аномалии» — многочисленные акты жертвоприношений возле сейдов, в результате которых появились залежи костей животных.
Обычно подобные объекты относятся к саамской традиции. Но, как предполагает карельский археолог Марк Шахнович, комплекс на Воттовааре, гораздо древнее и входит в ряд мегалитических сооружений, возведённых по европейскому побережью Атлантики, от Испании до Норвегии, в бронзовом веке.
Например, есть версия, что возраст комплекса — более 2000 лет, а идея его сооружения принадлежит потомкам северных племен гипербореев. По саамским же поверьям, это место является средоточием злых сил: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озёра мертвы.
Сейд на горе
Немало загадок подкинула учёным одна из самых поразительных здешних находок — «лестница в небо». Так прозвали неизвестно кем и когда вырубленные в скале тринадцать ступеней, заканчивающихся глубоким обрывом. Археологи со всей ответственностью заявляют: у здешних племён в древности просто не существовало «идеи лестницы», как у других племён не существовало «идеи колеса». Вопрос об искусственном или естественном происхождении ступеней пока ещё не нашёл своего окончательного решения. А различный возраст камней указывает на то, что комплекс, возможно, формировался довольно продолжительное время. Скорее всего, на Воттовааре мы имеем дело с грандиозным культовым комплексом, где в течение столетий отправлялись жертвенные обряды.
Кромлехи
Известно, что религиозные обряды, как правило, совершаются в специальных местах. В современных религиях это, обычно, происходит в различных культовых зданиях. Святилища, где совершались религиозные церемонии, имелись и у народов, религии которых мы обычно называем языческими. Иногда они также располагались в различных строениях, но чаще находились прямо под открытым небом, к примеру, на вершине горы, на острове, в пещере, в священной роще и т. д. Виды священных мест у разных народов могли быть самыми разнообразными, равно как различны божества, которым люди поклонялись.
В Карелии одни из наиболее почитаемых и таинственных священных мест в далёкой древности — кромлехи, которые также хорошо известны и во всём мире.
Кромлехи — это ряды небольших камней, чаще всего поставленных в круг. До сих пор никто не дал этим сооружениям достойного объяснения. Ясно одно: они окружают некое место, по мнению наших далёких предков, настолько важное, что именно ради него, собственно, и строился памятник.
Кромлехи в древности называли «танцевальными залами», а их строительство, как и строительство мегалитических памятников вообще, связано с существованием земных геоактивных зон.
Танец был священным занятием, приобщавшим человека к жизни всей Вселенной. Разве жизнь во Вселенной не есть ритм? Год, месяц, время года, сутки — всё это ритмы, в которых проявляется жизнь земли, неба, Вселенной. Мы все, от камня до человека, вовлечены в ритм и живём по его законам.
Танец являлся попыткой включения человека в ритмы окружающего мира, более общие, чем личные ритмы каждого человека. Все религии использовали этот способ, как более чем эффективный. Во время группового танца возникает вполне естественное явление: под воздействием единого ритма возникает единство танцующих. А если люди танцуют в особой геоактивной зоне, где подземные токи «помогают» им своей энергией, результат будет ещё значительнее. Поэтому танец выступал в качестве магического обряда, направленного на установление глубокой связи между человеком и жизнью природы и Космоса в целом. Выражаясь современным языком, святые места, на которых сооружались мегалитические памятники, а позднее возводились православные храмы — своеобразные перекрёстки параллельных миров, где возможны самые разнообразные «чудеса».
Остров Дивный
Следует отметить, что об островах Валаамского архипелага сведения более чем скудные и противоречивые. Это касается и острова Дивный, который издревле в Валаамских монастырских хрониках упоминается «как языческое капище». В некоторых источниках о. Дивный зовётся Девичьим, что вряд ли правомерно, поскольку название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом и в настоящем «дивных, чудных явлений», и, по преданиям, на острове в стародавние эпохи жили «дивьи люди».
В русских народных преданиях память о «дивьих народах», обитающих под землёй, весьма устойчива. То же самое относится и к саамской, финской, карельской этнографической традиции.
Сам остров, несомненно, может быть назван даже ландшафтным святилищем — практически неприступные скалы отвесно уходят в глубины Ладоги, плоская вершина острова заросла буйной растительностью. Именно на вершине тысячелетия назад был выложен кромлех — главная достопримечательность острова, посреди которого в ХV веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Видимо, благодаря древнему святилищу это место всегда считалось заповедным и таинственным. Считается, что оно имеет и своего таинственного «хранителя».
Некоторым людям, находящимся в разное время на о. Дивный, удалось даже «познакомиться» с хранителем кромлеха. Их описания во многом схожи. Вот, в качестве примера, одно из них, записанное со слов учителя физкультуры Петрозаводской школы Ефимовой М. Ф., неоднократно бывавшей с туристскими целями на о. Дивный.
«В середине августа 1990 года, находясь с друзьями на о. Дивный (наш лагерь был разбит около кромлеха), я увидела, как ко мне незаметно подошёл маленький мужчина, карлик. Одет он был в светлый пиджак и такого же цвета брюки, что-то было и на голове. Лицо тёмное, глаза навыкате, губы толстые, нос широкий. На мой вопрос, откуда же он такой появился, он как-то неопределённо махнул рукой: мол, оттуда. На каждый мой вопрос отвечал не сразу, видимо, говорить ему было трудно, он как бы подыскивал подходящие слова, да и речь его была нечленораздельна. Я повернулась, чтобы позвать кого-нибудь из своих, а когда повернулась снова, его и след простыл. Как в воздухе испарился, хотя в этом месте спрятаться просто некуда. У меня после этой встречи осталось очень неприятное чувство, и мы всей командой поспешили уйти прочь с того места. Было такое ощущение, будто вторглись мы к «кому-то» без приглашения»...
www.ufostation.net. |