Понедельник, 09.12.2024, 16:35Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №07-08(13-14)2005

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» — отчаянный шаг государства в бездну признания собственного бессилия!

3 декабря 2002 г. постановлением Правительства РФ № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее Программа), заказчиками которой выступили сразу несколько министерств и ведомств, в том числе Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство РФ по связи и информатизации, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ и Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (названия министерств и ведомств приводятся по состоянию до проведения президентской реформы федеральных органов исполнительной власти). Наличие такого количества заказчиков в лице ключевых федеральных министерств свидетельствует о глобальном общеотраслевом кризисе государственной политики во всех областях жизни российского села.

Правительство констатирует:

— комплексную застройку и благоустройство из 153 тыс. сельских поселений имеют только 10 тыс. Выборочно обустроены примерно 50 тыс. поселений, а более 90 тыс. не вовлечены в этот процесс;

— в среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 — 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения;

— сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий;

— за последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни;

— основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 39% сельских жилых домов, центральное отопление — в 37% канализация — в 30%, горячее водоснабжение — в 17% сельских жилых домов;

— за последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 1533 единицы (32%), фельдшерско-акушерских пунктов — на 1901 единицу (4%). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городе — 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом — в 1,9 раза по сравнению с городским населением;

— сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 17 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-50 процентов;

— сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40%. Из имеющихся на начало 2001 года 24,3 тыс. детских дошкольных учреждений 85% являются малокомплектными (на 1-3 группы). Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36 процентов, тогда как в городе оно составляет 64 процента. Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 3 тыс. ученических мест при увеличении численности учащихся на 218 тыс. человек. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования;

— за последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 228 тыс. человек, то в 2001 году — только 102 тыс. человек;

— за последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 23%, киноустановок — на 7%, библиотек — на 6%, библиотечный фонд уменьшился на 53 млн. экземпляров (13%);

— в связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 66%. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом;

— снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания;

— потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год;

— к началу 2001 года более 12,7 тыс. км воздушных электрических линий и 3,9 тыс. трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в верхом, технически непригодном состоянии;

— в сельской местности эксплуатируется 258 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 13 млн. домов (квартир), из них 4,2 млн. природным газом, а остальные — сжиженным;

— централизованное водоснабжение существует в 73 тыс. сельских поселений с населением 25,4 млн. человек, или 64,8% сельского населения страны;

— большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% — в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам;

— основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного тюля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Только 28% абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции;

— существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья свыше 40 тыс. сельских поселений остаются без автобусного сообщения;

— в результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения;

— стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. человек). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. человек составляет 17 промилле, что на 16% выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30 — 34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности;

— продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 году уменьшилась на 285 тыс. человек (5,9 процента) и на начало 2001 года составила 4,6 млн. человек. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61% до 56%;

— сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Невообразимо больно читать позицию высшего органа исполнительной власти, выраженную в официальном документе, имеющем силу подзаконного (правоприменительного) акта.

«Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований» — констатирует программа.

Напрашивается единственный верный вывод — коренных преобразований, способных обеспечить решение жизненно важных проблем села государство осуществить будет не в состоянии не только до 2010 года, но и вообще никогда. Единственным выходом из создавшейся ситуации является принятие в качестве государственной идеологии — Идеи Родовых поместий!

3вягинцев Максим, координатор МГЦПП «Ведрусса»

 

Категория: №07-08(13-14)2005 | Добавил: winch (29.11.2016)
Просмотров: 736 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024