Здравия вам всем, друзья, и успехов во всех ваших делах!
Хочу поделиться опытом росписи печки. Свою печь в доме я раскрасила перед рождением сына. Отштукатуренную поверхность (кстати, это может быть и стена саманного дома) покрасила водоэмульсионной краской светлых тонов (в моём случае — белой). Затем взяла обыкновенные гуашевые краски, развела водой до нужной консистенции и добавила (приблизительно 1:1) клей ПВА.
Краски с клеем удобно смешивать на детской палитре либо в крышках от самих красок. На каждый цвет желательно иметь свою кисть, чтобы не мыть её в процессе работы. Такой состав — гуашь с клеем — держится на поверхности очень хорошо, не отслаивается и не трескается даже в условиях большого перепада температур; рисунок можно протирать влажной тряпкой.
Теперь о мотивах росписи. О, это отдельная тема, тут огромнейшее поле для творчества! Для росписи своей печки я использовала мотивы из книги Лады и Владимира Куровских «Рождение богини». Мой месячный малыш с удовольствием рассматривал яркие краски, а потом, когда стал постарше, узнавал на картинках птичку, солнышко, домик, деревья. Чуть позже ко мне пришла удивительная книга Наины Величко «Роспись. Техники, приёмы, изделия». В очень простой и доступной форме автор рассказывает о технике выполнения четырёх разновидностей росписи: мезенской, пермогорской, городецкой, хохломской. Оказывается, вся та красота, какую мы видим на росписных досках и домашней утвари, при внимательном рассмотрении состоит из отдельных элементов, которые выполняются довольно просто, а собранные воедино — создают неповторимое очарование. Если, дорогие друзья, вы сможете найти эту книгу, то вы откроете себе дорогу в мир волшебства народной росписи и сами сможете творить красоту вокруг себя (даже если с детства вам твердили, что рисовать вы не умеете). Надо только начать, может быть, для начала потренироваться просто на бумаге.
Использование элемента «дуга» в народной росписи: дуга может быть простой и фигурной, крутой и пологой.
В Городецкой росписи сначала на поверхность наносят цветной замалёвок , затем по уже высохшему слою тонкой кисточкой краской чёрного цвета наносят различного вида дуги. В зависимости от формы и места расположения дуги мы получаем совершенно разные по виду цветы.
После прорисовки основных дуг приступают к выполнению «оживок» — нанесение белой краской точек, дуг, штрихов, которые действительно оживляют, подчёркивают композицию.
Другой очень распространённый мотив росписи (хохлома, мезенская, городецкая) — «листок»; выполняется следующим образом: легла кисть на поверхность, прильнула к ней на миг, приподнялась и вильнула хвостиком. .
Приём «листок» в соединении с приёмами «штрих» или «капелька» даёт возможные варианты листьев. Приёмом «листок» выполнены хохломской и мезенский солярные знаки. Ещё один излюбленный приём народной росписи — «капелька». Прямая капелька выполняется движением «на себя». При наложении капельки с правым поворотом на капельку с левым поворотом получается листок.
Если в городецкой росписи буйство красок, цветут пышные цветы, присутствуют жанровые сценки, то мезенская роспись больше графическая, иероглифическая, в ней более других сохранилась аграрно-магическая символика.
Когда-то краски для мезенской росписи приготовлялись из береговой глины и сажи, растёртой на смоле лиственницы, а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик (красно-коричневый цвет). Основные мотивы мезенской росписи — волнообразные линии, зигзаг — условное изображение воды. Олень (лось) — знак дождя, он вызывает дождь, цепляя рогами тучи. Движущийся крест, свастика — древнейший знак Коловрата, движения Солнца. Квадраты, треугольники, ромбы — знаки земли, символизируют распаханные и заселённые поля.
Всего вам самого лучшего! Пусть в вашем доме живёт красота!
Елена ВарфАлАмеева. Мой адрес: 172711, Тверская область, Фировский район, п/о Городок, д. Заречье, д. 1.
|