По профессии я следователь МВД, стаж работы — 20 лет. Семья моя из 4-х человек живёт постоянно в поселении Родное с 2006 года. В инвестиционном проекте по приобретению этих заброшенных земель, которые имели и до сих пор имеют статус «земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для сельскохозяйственного производства», я принимаю участие с февраля 2002 года.
За период нашей инвестиционной программы, с 2001 года по настоящее время, нами пройден непростой путь. Пришлось основательно изучить гражданское законодательство т. к. защищать наши интересы надо было в общей сложности по более чем 20 гражданским делам.
И поскольку земельный вопрос сегодня самый актуальный, я подробнее остановлюсь на этой теме. Если в дальнейшем у вас возникнет интерес и к остальным нашим делам, мы вернёмся к ним в следующих выпусках газеты.
Хронология этого вопроса такова:
В декабре 2006 года глава Судогодской администрации обратился в Судогодский районный суд с иском о сносе самовольных построек нескольких собственников на площадке Родное — выборочно, всего 5 человек.
22.01.2007 г. после отказа в иске по причине отсутствия досудебной процедуры глава Судогодской администрации вынес предписание о сносе самовольных построек тем же собственникам с указанием срока сноса — 22 марта 2007 г.
Через месяц, 20.02.2007 г. глава Судогодской администрации вынес персональные распоряжения, пофамильно на каждого выше перечисленного собственника земли, о проверке целевого использования земли в срок до 12 марта 2007 г. Эта проверка проводилась контролирующей организацией на уровне района. Закончилась она 27.03.2007 г. вынесением постановлений по всем делам о прекращении производства об административном правонарушении.
В связи со сложившимися обстоятельствами мы вынуждены были обратиться в Судогодский районный суд в гражданском порядке с обжалованием предписаний о сносе.
23.05.2007 г. судом было вынесено решение о незаконности предписаний о сносе на том основании, что глава Судогодской администрации является «лицом, не наделённым полномочиями предъявлять к исполнению конкретным лицам административные предписания об устранении нарушений действующего законодательства».
Через год, начиная с апреля 2008 года, в течение 5 месяцев представители уже областной контролирующей организации в лице заместителя главного инспектора по использованию и охране земель по Владимирской области с командой произвели выборочно проверку целевого использования земель собственниками, участвующими в нашей инвестиционной программе. Они признали этих собственников виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП) РФ, — нецелевое использование земли. По их заключению нецелевое использование земель состояло в том, что эти земли когда-то, более 15 лет назад, якобы имели вид разрешённого использования — пашни. О чём была сделана запись в землеустроительном деле, которое по своему назначению предназначено для внутреннего пользования.
На деле всё обстояло иначе. Документ от 1992 года, на который ссылались проверяющие, содержал общие сведения о статусе земель, не закрепленные на местности. Кроме того (и это главное!), на руках у собственника имеется два основных документа: кадастровая карта-план земельного участка и свидетельство на право собственности. Кадастровая карта-план, в которой содержатся все сведения о данном земельном участке, является правоустанавливающим документом. Правоподтверждающим документом является свидетельство на право собственности, в котором также содержатся все сведения о статусе земельного участка. В наших документах имеется запись о том, что земли имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и предназначены «для сельскохозяйственного производства». Запись о том, что эти земли имеют вид сельскохозяйственных угодий — пашни — отсутствует.
Все действия собственников на своей земле — посадка садов, огородов, питомников плодово-ягодных культур, создание прудов, пасек и другое, зафиксированные инспекторами в актах как доказательство нецелевого использования земель, фактически доказывают обратное. Так как согласно смысловому значению понятия «сельскохозяйственное производство» все эти действия направлены именно на создание продукции, относящейся к сельскому хозяйству, то есть имеют своей целью сельскохозяйственное производство. В российском законодательстве отсутствуют определение промышленного и не промышленного сельскохозяйственного производства и чёткое разграничение между ними. Поэтому понятие «сельскохозяйственное производство» в нашем случае следует понимать в широком смысле.
На этом основании судами по всем 9 делам были вынесены решения о прекращении производства за отсутствием в действиях собственников состава административного правонарушения. Все постановления об административном наказании, решения вышестоящего руководителя Роснедвижимости об оставлении в силе обжалуемых постановлений — отменены.
Теперь о постройках на земельных участках. Постройки нам инкриминированы не были. Я думаю, потому, что:
1. В законодательстве отсутствует запрет на строительство жилья на землях сельскохозяйственного назначения. Да его просто и не может быть, иначе этот запрет будет противоречить ч. 1 ст. 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».
2. Ст. 77 Земельного кодекса РФ допускает на землях сельскохозяйственного назначения строительство «зданий, строений, сооружений, предназначенных для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».
До получения собственником документов на строения, в которых указано их назначение: жилой дом, цех и т.д., назначение строений устно или письменно даёт сам собственник.
В связи с тем, что в своей практике освоения заброшенных земель сельскохозяйственного назначения с целью создания Родовых поместий мы столкнулись с рядом проблем, которые необходимо решать на самом высоком государственном уровне, а это требует, прежде всего, большого количества времени (у нас его нет, мы уже живём в своих Родовых поместьях, и нам уже сегодня необходимы законодательные шаги по легализации нашего пребывания на своей родовой земле!), мы хотим вынести на широкое обсуждение промежуточный вариант (до принятия закона о Родовых поместьях) внесения изменений в законодательство (наши предложения выделены подчеркиванием):
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 2. Основные термины и понятия.
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, и других сельских населённых пунктов, «а также усадеб, находящихся вне черты населённых пунктов)», в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
«усадьба — земельный участок с расположенными на нём зданиями, строениями, сооружениями, предназначенными для проживания и ведения хозяйства семьи собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора земель».
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
«В состав земель сельскохозяйственного назначения могут также входить здания, строения, сооружения усадебного типа для проживания и ведения хозяйства семьи собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора земель сельскохозяйственного назначения, занимающейся сельскохозяйственной деятельностью по месту своего жительства согласно назначению данных земель».
3. Для определения места регистрации направить в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также в органы местной администрации, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции разъяснительное письмо следующего содержания:
«В связи с изменением в Федеральном законодательстве:
— ст. 77 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ,
— ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и введением понятия места постоянного проживания — усадьба, находящаяся вне черты населённого пункта, производить регистрацию и снятие с регистрационного учёта гражданина Российской Федерации, проживающего в усадьбе, находящейся вне черты населённого пункта, согласно Закону РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями от 2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г.).
Местом регистрации указывать: «Российская Федерация, область (край), район, сельское поселение, усадьба «фамилия, имя, отчество владельца усадьбы».
P. S. Знаю, насколько сложно несведущему человеку ориентироваться в лабиринтах юриспруденции. А отсюда, от неизвестности, появляется страх делать какие-либо шаги. Именно из этих соображений я и расставила акценты в этой статье. Чтобы аккуратно поддержать людей, которые хотят сделать такое большое дело.
Людмила Педан. Поселение Родное, Владимирская область
vysokolin@yandex.ru |