Четверг, 21.09.2017, 04:28Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №07(060)2009

Школа пермакультуры

Введение

Пермакультура — это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей. Она ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Задача состоит в том, чтобы разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени.

Фукуока в своей замечательной книге «Революция одной соломинки», пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры, это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней. Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчёт всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них.

Гармония с Природой возможна только при условии, что мы откажемся от идеи господства над естественной средой. Леви Страус как-то сказал, что наша основная ошибка заключается в том, что мы рассматриваем самих себя в качестве «хозяев созидания», имея в виду, что мы находимся выше этого процесса. Мы не господствуем над другими видами; все живые существа являются выражением Жизни. Если мы примем это как должное, то в результате обретём понимание того, что все, что бы мы ни делали по отношению к другим видам, мы одновременно делаем и по отношению к самим себе.

 

Элементы дизайна

Где бы мы ни жили, мы должны начать делать что-нибудь. Мы можем начать, к примеру, с того, что снизим наше потребление энергии — в действительности, можно жить на 40% используемой ныне энергии без какого-либо особого ущерба для себя. Мы можем переделать наши дома так, чтобы они были более эффективны с энергетической точки зрения. Мы можем свести к минимуму использование нашего личного транспорта, если будем пользоваться общественным, или же просто будем давать иногда свою машину друзьям. Мы можем собирать дождевую воду в специальные резервуары, а также вторично использовать воду из раковины для туалета или для полива огорода. Мы можем также начать принимать какое-то участие в производстве пищевых продуктов. Это не обязательно значит, что все мы должны выращивать свою собственную картошку, но ведь можно покупать картошку непосредственно у тех, кто сам её вырастил, не правда ли? Пожалуй, даже лучше, если бы кто-то, вместо того чтобы разводить свой собственный огород, взялся за организацию потребительских обществ в городе, которые покупали бы продукцию прямо у производителей.

Все, что нам необходимо для полноценной жизни, находится вокруг нас. Солнце, люди, ветер, строения, камни, море, птицы и растения. Сотрудничество со всеми этими элементами нашего мира принесет гармонию, противопоставление себя им влечет за собой катастрофу и хаос.

Этика пермакультуры

Этика — это совокупность моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить наше существование на Земле. В пермакультуре мы принимаем тройную этику, которая включает заботу о Земле, заботу о людях, а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для того, чтобы первые две цели могли быть осуществлены наилучшим образом.

Пути, следуя которым мы на практике можем реализовать этику заботы о Земле, могут быть следующими:

– Принимайте в расчёт долговременные последствия своих действий. Сделайте всё возможное для обеспечения стабильности.

– По возможности, используйте местные виды или те виды, о которых заранее известно, что они приживутся в данных условиях. Бездумное использование потенциально агрессивных видов может привести к нарушению баланса в окружающей среде.

– Возделывайте, по возможности, наименьший участок земли. Разрабатывайте малоразмерные, энергоэффективные интенсивные системы вместо больших по размеру экстенсивных систем, которые потребляют большое количество энергии.

– Практикуйте разнообразие видов, используйте поликультуры (как противоположность монокультурам). Это обеспечивает стабильность и позволяет быть готовым к переменам, как экологическим, так и социальным.

– Увеличивайте разнообразие производимых продуктов; учитывайте общую сумму продуктов, производимых системой, куда входят однолетние и многолетние растения, зерновые культуры, деревья и животные. Рассматривайте сэкономленную энергию также в качестве произведённого продукта.

– Используйте естественные (солнце, ветер и вода) и биологические (растения и животные) системы, для того чтобы сохранять и производить энергию.

– Возрождайте практику производства продуктов питания в городах, как это традиционно было всегда в тех цивилизациях, которые существовали, не принося вред окружающей среде.

– Помогайте людям в обретении независимости и способствуйте развитию групповой ответственности.

– Сажайте деревья и восстанавливайте плодородие почвы.

– Используйте всё на оптимальном уровне и утилизируйте отходы.

– Ищите пути решения проблем, а не сами проблемы.

– Работайте там, где это имеет смысл (сажайте дерево там, где оно приживётся, помогайте тем людям, которые действительно хотят чему-нибудь научиться).

 

Принципы

Для осуществления успешного дизайна на основе идей пермакультуры необходимо учитывать два важных момента. Первый относится к законам и принципам, которые могут быть адаптированы к любым климатическим и социальным условиям, в то время как второй более тесно связан с практическими моментами, которые могут варьироваться в зависимости от климата и культурных традиций.

Принципы, о которых пойдёт речь, являются основой любого дизайна в условиях любого климата и при любом масштабе выполняемых работ. Вкратце их можно описать следующим образом:

– Относительное расположение; каждый элемент (дом, пруд, дорога и так далее) размещается относительно других элементов таким образом, чтобы они взаимодействовали друг с другом.

– Каждый элемент осуществляет множество функций.

– Каждая важная функция осуществляется за счёт многих элементов.

– Эффективное энергопланирование для дома и поселения (зоны и сектора).

– Преимущественное использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего.

– Переработка энергии на месте (горючее и человеческая энергия).

– Использование и активизация механизмов естественной смены видов, с целью улучшения почвенных и других условий.

– Применение разнообразия видов, для того чтобы система была более продуктивной и в ней присутствовало взаимодействие компонентов.

– Использование кромок и природных паттернов для обеспечения максимального эффекта.

Основой пермакультуры является дизайн. Дизайн, в свою очередь, это взаимосвязь компонентов. Поэтому в основе системы не вода, дерево или курица сами по себе, а то, как эти вещи соединены между собой. Такой подход — полная противоположность тому, чему нас учили в школе. В современной системе образования всё преподносится в разорванном виде, и между компонентами не прослеживается никакой связи. Пермакультура же, напротив, создает связь, ибо как только вы обретаете её, то становится, к примеру, возможным обеспечивать кур кормом, производимым близ растущими деревьями. Для того чтобы наделить какой-либо компонент дизайна (пруд, дом, участок леса, огород, ветролом и так далее) максимальной эффективностью, необходимо прежде всего разместить его в соответствующем месте.

Например, запруда или резервуары для воды размещаются над домом, чтобы для подачи воды вместо насоса можно было использовать гравитацию. Ветроломы размещаются таким образом, чтобы они отклоняли ветер, но не заслоняли дом от солнца в зимнее время. Огород размещается между домом и загоном для кур так, чтобы можно было собрать огородный мусор по дороге в загон, а куриный помет легко перебросить лопатой в огород, и так далее.

Мы организуем взаимосвязь между всеми элементами таким образом, чтобы потребности одного элемента удовлетворялись за счёт производимого другим элементом. Для этого нам необходимо изучить основные характеристики каждого элемента, их потребности, а также производимые ими полезные продукты и отходы.

Список элементов типичной небольшой по размеру фермы обычно включает в себя дом, теплицу, огород, загон для кур, резервуар для воды, компостные кучи, питомник и помещение для рассады, участок с лесом, дамбу, пруд, дровяной склад, дом для гостей, пастбище, сарай, ветролом, навес для инструментов, изгородь, компостные грядки для дождевых червей и так далее. Все это можно двигать на бумаге во всех направлениях до тех пор, пока не будет найдено наилучшее место для каждого компонента.

В каждом отдельном случае стратегия поиска нужных взаимосвязей основывается на следующих пунктах:

– Каким образом производимое данным элементом может быть использовано для удовлетворения потребностей других элементов?

– Какие потребности данного элемента могут удовлетворяться другими элементами?

– В чём данный элемент несовместим с другими элементами?

– Где данный элемент приносит пользу другим частям системы?

Лучше всего начать с какого-нибудь узлового элемента (например, дома, или даже таких компонентов, как питомник, курятник, водное хозяйство и так далее).

Продолжение следует.

Категория: №07(060)2009 | Добавил: winch (12.09.2016)
Просмотров: 94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017