Понедельник, 23.10.2017, 14:47Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №07(024)2006

Семечко в темечко, или Волшебная природа русской сказки

Русский язык настолько насыщен жизнью, если его, конечно, несёт личность, что уже само дыхание его может творить чудеса. Человек живёт в постоянном рождении, каждым вдохом одухотворяясь живительным потоком окружающей природы, он готовит свой выход в люди. И когда рождение происходит, а это рождение мыслей, слов и дел, то возникающий образ, звук и форма в своём единстве наполняют мир новым и небывалым. При выдохе происходят роды, при них мы живём постоянно. Это и есть Природа.

Такое же рождение происходит в воздухе, в воде и земле. Но мыслью и словом можно смерить, то есть уничтожить, ведь от этого появилась смерть на Земле. И какая радость, если идёт дыхание, рождающее силу воли, т. е. силу свободы и независимости, рождающую свет и лучистое состояние.

Именно лёгкость и тихая радость возникают при соприкосновении с необычайным чудом – русской волшебной сказкой, о которой можно сказать, что это есть природа русского народа, дыхание его открытого и мудрого разума.

Почему мы обратились к сказке? Многие годы воспитание человека воспринималось как способ насыщения ребёнка необходимыми навыками, знаниями и умением ориентироваться в обществе. До сих пор в учебном процессе преобладают памятные и соревновательные параметры. Ребёнок должен, ребёнок обязан. К тому же ребёнок воспринимается как какой-то несовершенный человек, вспомните понятие «несовершеннолетний». Что это значит? Кто имеет право сказать, что пять лет это несовершенство, а шестьдесят лет – совершенство? Может, как раз наоборот?

Сказка – это единственный способ ребёнка чувствовать себя на равных со взрослым. И здесь ещё вопрос: у кого богаче восприятие? Не образное – у взрослых оно, конечно, шире, а именно внутреннее, психологическое. Ведь взрослый как относится к сказке? Снисходительно. А ребёнок ей верит в прямом смысле слова. Более того, взрослый совершенно не знает биоэнергетику восприятия ребёнка, а ведь это очень важный момент. Уровень порога чувствительности у маленького человека значительно ниже, чем у взрослого. Он более открыт природе, а взрослый во многом закомплексован, чтобы воспринимать всё на веру. Само состояние взрослого в момент пересказывания сказки уже оказывает давление на слушающего ребёнка, ведь он считает себя более знающим. Но в том-то и дело, что у ребёнка есть сила веры, и это его защищает от давления. А это его здоровье!

Нам очень хотелось бы, чтобы взрослые, воспитатели и учителя осознавали некоторые стороны взаимоотношения с детьми и учениками, об этом почти ничего не говорится и не пишется – о влиянии педагогического процесса на физическое и духовное состояние ребёнка, проще говоря, на его здоровье. И в нашем случае мы попробуем осветить процесс воспитания через славянские образы, сказочное творчество народа.

Русская волшебная сказка позволяет развивать в человеке мышление, несколько отличное от традиционного логического и материализованного. Разговор идёт не о фантазиях и воображении. Хотя это тоже развивается в данном случае немало. Мы уже говорили о том, что любой процесс можно рассматривать в движении, т. е. в постоянном рождении, и можно остановить его в фиксированном образе, в жёстком и мерном измерении, сократить объем восприятия до закаменелого уровня. Через русскую сказку можно научиться мыслить неумираемыми категориями, как бы неожиданно это не звучало. В дальнейшем процесс такого природного мышления распространится и на в другие сферы восприятия человека. Особенно это важно в том случае, когда дети и взрослые входят непосредственно в практику закалки тренировки. При этом происходит разрушение стереотипов, плохое и хорошее, тёплое и холодное воспринимается в единстве, а время и пространство приобретают бесконечные характеристики.

Мы не случайно говорим об этом, потому что многие моменты, связанные с воспитанием ребёнка, взрослым кажутся непонятными. Часто воспитатель не воспринимает мир ребёнка, потому что видит этот мир с позиции установившихся, порой догматических взглядов. У ребёнка же весь мир в движении, не случайно вспоминая детство, мы его представляем как нечто очень объёмное, долгое и бесконечное, а свою юность и зрелые годы мимолётными и стремительными. С годами каждый образ становится всё более конкретным и фиксированным. А ведь в детстве слово «мама» значило для нас больше, чем конкретная личность, это было всё: и любовь, и ласка, и строгость, и защита. Позднее нас научили воспринимать всё более приземлённо и суше.

Природа русской сказки потому и волшебная, что она сохранила через взрослых сказочников детское восприятие мира

 

С

казочные мотивы присутствуют в народном творчестве во многих странах. Широко известны восточные сказки, европейские и сказки народов нашей страны. Мы рассматриваем их в основном в первоначальном виде (не будем пока касаться литературных сказок отдельных писателей. Да и из самих сказок выберем больше волшебные, хотя есть и бытовые, и заветные, и просто народные. Уже само начало и концовка сказки у русского народа отличается от сказок других народов. Например, у некоторых французских народных сказок есть такое окончание: «Всё! Чем больше расскажу, тем больше навру. Никто мне денежки не дал, чтоб я вам правду рассказал». («Жан счастливый»). Или в восточных сказках: «Долго жил султан со своей женой и матерью, пока не пришла к ним всем смерть» («Аладдин и волшебная лампа»). В русских же сказках больше доброты и меньше изворотливости. Ласковое начало: «Жили-были». И не менее доброе окончание: «Стали жить поживать и добро наживать»...

Это не так уж незначительно. Встречаем часто в восточных сказках «несметные богатства», а люди, стремящиеся ими овладеть, часто пускаются на компромисс или обман.  Вспомните, как Али-Баба крал у разбойников наворованное. В русских сказках мы не встречаем положительных героев, действующих подобным образом, если и есть хитрость, то применяется она исключительно в добрых намерениях. Да и все наши сказки как правило позитивные, больше раскрывающие душевное состояние, чем материальные блага. Добро наживать в русской сказке – это в первую очередь накапливать добрые дела, добрые мысли и чувства.

Наши сказки очень патриотичные. Вспомните, как почти везде упоминается: «Там русский дух, там Русью пахнет!» Национальная черта их в том, что в них есть Родина, которую надо защищать, и ни в одной сказке мы не встретим захватнические войны или насилие. Если и запряг Никита Кожемяка Змея в соху, то это он заставил отчитаться за то, что тот съел всех русских девушек. Сила героев в русских сказках заключена в их доброте и честности. Не принижая содержания сказок других народов, всё-таки хочется отметить, что русские сказки более содержательные и краткие, всеобъемлющие, сказочные герои очень разумные и яркие.

Особая черта сказок – альтернатива религии. В некоторых сказках, изданных до революции, можно встретить и религиозный мотив, но в большинстве своём в сказках явная ирония по отношению к попам и их окружению. Что же касается Бога и веры, то в сказках вера только в добро и в справедливость.

Форма изложения в них ненавязчивая, действия не выдуманные, а прожитое –переложенный на язык, духовный опыт народа. Да и написаны они, скорее, не умом, а сердцем.

Сказка представляет собой вид творчества, напоминающий басни. Многое в них зашифровано, многое иносказательно. Далее мы это увидим на конкретных примерах. В любой сказке можно найти выход для человека, попавшего в какой-то кризис, она делает это тактично и мудро.

Отражает сказка и характер нашего народа – альтруистичного, независимого. В немецких сказках, например, отражается больше народный рационализм, в индийских – поэтическая мифология, мечтательность, в сказках сибирских народов – мистика и аллегория.

Персонажи сказок очень разнообразные. Обратите внимание, что очень многие предметы, будь то вёдра, печь, метла, деревья, как живые – двигаются, разговаривают. Это очень важный момент, а почему, будет ясно дальше.

Если пословицы и поговорки более локальные и конкретные, то сказки отражают больший диапазон человеческих чувств. Знание русской сказки даёт человеку возможность как бы вести себя по жизни, она ведёт его внутреннюю суть, а не развивает логическую изворотливость, как это практикуется в развивающих играх или в математике. С помощью русской сказки нельзя научиться быть злым и нехорошим.

 

М

ы уже говорили, что природное воспитание детей заключается в том, чтобы их мышление было отражением открытого состояния. Если говорить точнее, единство открытого состояния ребёнка и его мышления позволяет воспринимать окружающий мир в движущихся, эволюционных понятиях, а не фиксированных образах. Это даёт возможность организму ребёнка постоянно находиться в энергичном состоянии, эволюционировать. Всякое застывшее состояние имеет мгновенное отражение в организме. Это останавливает потоки движущихся сил, вызывает напряжение, приводит к усталости, так как человеку приходится поддерживать это состояние из внутренних резервов. А длительное концентрированное состояние приводит к стойким комплексам, часто разрушающим организм и приводящим к заболеваниям.

Задача педагога в том и состоит, чтобы научить ребёнка мыслить именно так, чтобы он осознавал окружающий мир «кругозорко», не привязываясь к штампованным понятиям, и мог иметь собственное понимание происходящего согласно своей сути. Уподобление понятиям учителя может привести к нежелательным результатам. Например, неважное психологическое состояние учителя будет энергетически передаваться ребёнку. Преподавателю в первую очередь надо самому для себя научится мыслить и говорить, глубоко осознавая материал. Как только он переходит на простейший пересказ, или заученный монолог, тут же ученик теряет способность думать самостоятельно, он включается в поток.

Чтобы процесс мышления педагога был живым и энергичным, а материал не наводил скуку, нужно пробовать каждый раз как бы заново проживать вместе с персонажами сказок все перипетии сюжета. Причём иметь в виду и свой жизненный опыт. В этом случае эффект будет максимальным.

Чтобы достичь желаемого результата, нужен конкретный опыт. Взрослый может провести анализ каждого персонажа для себя и сравнить с конкретной жизненной ситуацией, конкретными людьми. Найдя ассоциации, сможет более мудро и незаметно преподнести суть этой сказки детям даже просто потому, что будет как бы окунаться в живой процесс, который был в его жизни.

Для понимания физиологии процесса обратимся к некоторым сравнениям. Известно, что в момент открытого состояния человека, а это происходит на открытом воздухе, на него устремляется поток элементарных частиц, имеющих определённый заряд. Направление этого потока – сверху вниз. И в этот момент в темечко человека закладывается «семечко». Активизируется сознание, и процесс мышления становится более природным. Такой же процесс происходит и в помещении, но более слабо. Из опыта нам известно, что энергетические потоки усиливаются, если человек входит в резонанс с активным процессом, в нашем случае – это мышление учителя. Если состояние педагога – живое и одухотворённое, то вокруг него идёт мощный биоэнергетический процесс. В противном случае, состояние – фиксированное, и «биологически открытая система» ребёнка сворачивается, проще говоря его тянет ко сну.

Мы приводим этот пример для того, чтобы педагог понял, насколько его фантазии могут нарушить состояние здоровья ребёнка. Во многом эти процессы схожи. Если же педагог реально передаёт свой опыт, а в его сознании конкретные живые люди или образы, то разрушения не происходит.

Следует обратить внимание на то, что различные персонажи, которыми окружены наши дети, имеют далеко не симпатичный вид: ушастые, головастые, когтистые и т. п. чудовища. Этим заполнены многие журналы и экран телевизора. Стереть эти образы из подсознания практически невозможно, выход только один – усиливать направление героев из русских волшебных сказок. И в этом тоже их сила. Поэтому желательно исключить из обихода гримасы на человеческий облик и переключить ребёнка на красоту героев сказок.

Всем известны рисованные мультфильмы и компьютерная графика. Если в рисованных мультфильмах ещё сохраняется биомеханика движений человека, т. е. мы видим подобие движения человека на экране, то компьютерная графика вводит человека в мир совершенно неестественных движений и перемещений. Координация движений человека разрушается, и это может привести к очень опасным заболеваниям, расстройствам функции мозжечка, головным болям.

Русская волшебная сказка имеет очень ровное биологическое поле. Попадая в это поле, ребёнок успокаивается – педагоги и родители это прекрасно знают. Ребёнок живёт в эгрегоре духа русского народа, он соприкасается с историческими эпохами, наполненными мощной волной свободолюбия и одухотворения. Задача педагога передать это детям.

Если рассмотреть лексикон сказки, то в ней почти нет шипящих и зудящих звуков. Есть плавное полифоническое напевное изложение, речитатив, звуки ассоциируются с радужными цветами. Речь не пилообразная и не в шахматном порядке. Люди, обладающие сенситивным (необычным) видением, при чтении сказок видят радужную Вселенную, в то же время, читая технические тексты, наблюдают мощный разрыв гармоничного состояния человека. Желательно при передаче сказок детям помнить об этом и стараться быть в плавном, ламинарном состоянии, равновесном, но не повышенно эмоциональном.

Просим обратить внимание педагогов на следующее, пожалуй, самое главное. На наш взгляд, нельзя давать детям расшифровку сказок. Нужно их очень хорошо знать – вот задача учителя и воспитателя! Если взрослый поймёт сказку, проанализирует для себя, увидит её в конкретной ситуации, этого будет уже достаточно. Во всяком случае, он будет к сказкам относиться очень серьёзно, а это передастся детям. Вся методика и заключается в том, чтобы сила мышления педагога при передаче сказок вызывала резонанс в душе ребёнка. Если он будет расшифровывать сказку, то невольно навяжет ребёнку комплекс своей личности. Поэтому мы думаем, что само знание сказок ребёнком уже вполне достаточно. А если взрослый сумеет подсказать ребёнку, как самому для себя открыть суть сказки, это будет ещё лучше.

Окончание следует.

Ю. Г. ИВАНОВ, научный руководитель НВЦ «Здоровье»,
старший научный сотрудник Самарского государственного педагогического института,

А. А. ИВАНОВА, методист НВЦ «Здоровье»,
старший научный сотрудник Самарского государственного педагогического института.

Категория: №07(024)2006 | Добавил: winch (08.11.2016)
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017