Суббота, 23.06.2018, 07:18Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №06(119)2014

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век…»

Расскажу предысторию. Сентябрь 2013 года очень сильно изменил и наполнил нашу семейную жизнь, её тихие будни. Во-первых, летом старшему сыну исполнилось 7 лет, и мы приняли решение обучать его дома. Это отдельная тема: «Почему дома и без школы?», поэтому не буду на ней останавливаться. И вот с середины августа началось его обучение с помощью репетитора, так как я, как мне тогда казалось, была не готова взять эту роль на себя, потому что в сентябре ждали рож­дения нашего третьего малыша. Но у репетитора так сложились жизненные обстоятельства, что она не смогла продолжить начатое обучение. Мы встали перед вопросом: как быть дальше?

И вот однажды утром я проснулась с ясной мыслью, что могу сама обучать своего сына. Изучила в Интернете, что должен знать первоклассник к концу года, и очень обрадовалась, что половину из этого мой сын уже умеет и знает. Но так как одновременно я была в процессе подготовки к родам, то мы с мужем решили, что мне всё-таки нужна помощь в этом процессе, по крайней мере, на первые месяцы. 12 сентяб­ря родился наш малыш!!! И примерно через неделю у сына начались полноценные занятия с репетитором. Себе я оставила на тот момент наиболее лёгкие предметы (письмо, окружающий мир и чтение), а репетитор с ним занималась азбукой и математикой. Через месяц математику я также взяла на себя.

Итак, какие открытия, приятные и не очень, ждали меня на этом пути?

1. Самым удивительным стали для меня мои же собственные установки, засевшие со школьной скамьи. Оказалось, что говорить о творческом подходе, советовать и обсуждать его с репетитором — это очень легко, а воплотить в жизнь самой, выбрав при этом классический вариант обучения (как минимум, школьную программу), — это гораздо сложнее. Сколько «вредностей» и страхов из меня вылезло за это время!

Во-первых, страх плохих отметок, а в нашем случае «несдачи» промежуточной аттестации. Ведь я периодически заставала себя на мысли, что сейчас мотивирую (а скорее, принуждаю) ребёнка именно страхом перед предстоящей аттестацией. И только поддержка мужа и сознательное решение, что для нас действительно не имеет значения, как сын сдаст экзамен (а уж на «3» он его сдаст точно), дали мне внутреннее успокоение и внесли большую гармонию в наши занятия.

Во-вторых, мы так хотели избежать школы, а в большей степени чрезмерной строгости учителя (с которой столкнулись в воскресной школе), что я сама стала наглядным воплощением этого образа. Все заботы и хлопоты с появлением младенца показались мне ничтожными по сравнению с той внутренней работой, которую приходилось (и, думаю, ещё придётся) проводить с собой, чтобы без принуждения обу­чать своего сына. Я так сильно разоча­ровалась в себе. Оказалось, что я ещё хуже, чем иллюзорная строгая учительница в школе. Я увидела настоящий страх в глазах сына в ответ на мои раздражительность и вспыльчивость, когда он что-либо не понимает или выполняет не так. А ведь как я хотела, чтобы обучение было в радость!

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что главная причина таких моих реакций — усталость. И решили, что, если я уставшая, или у меня нет настроения заниматься, или я чувствую, что начинаю злиться и выходить из себя, — мы сразу же прекращаем занятия. И возобновляем только тогда, когда я вернусь в спокойное расположение духа. Признаюсь, у меня не всегда это получается. Но оказалось, что на внут­реннее восстановление иногда достаточно нескольких минут, а иногда полчаса сна.

Также с сыном обсудила свою проблему и попросила помочь мне в её решении, чтобы он подавал мне знаки, если я начинаю сердиться, а сама ещё этого не замечаю. Меня радует, что на этом пути мы достиг­ли определённых успехов, я стала более чувствительна к своим эмоциям, начинаю гораздо раньше замечать, когда возникает внутренний дисбаланс, и исправлять ситуацию. А главное, это дало возможность сделать наши отношения с сыном ещё более глубокими и крепкими. Я так стремлюсь в жизни на­учиться любить полным сердцем, что очень рада этому опыту, который даёт мне такую возможность.

2. Следующее открытие гораздо позитивнее предыдущих. Я отчётливо увидела и глубоко порадовалась тому, как сын воплощает (потому что имеет возможность) творческий подход в своем обучении. Следуя за его желанием, мы можем плавно перейти от материала конкретного задания в учебнике к материалу, который предполагается только в будущем, например в следующем классе. А знаете, как приятно, проверяя результат диктанта, вместо «мама мыла раму» прочитать «мама Настя любит папу Диму» и услышать: «Это я такой сюрприз хотел тебе сделать!» Радость в его глазах — главная награда для меня! И я понимаю, что в школе следовать за индивидуальным интересом ребёнка — это действительно невозможно.

3. Ещё одно понимание, к которому я пришла: что 30–40-минутный урок — это вынужденный стандарт. В действительности оказалось, что предметом, вызывающим интерес, сын может заниматься и час без следов усталости, а от каких-то заданий устает через 15 минут и просит себе отдыха. Тогда мы решили, что ему важно научиться самостоятельно планировать свой день (об этих планах он теперь рассказывает каждое буднее утро после завтрака и согласует их со мной) и периоды занятий и отдыха. Потому что только он может почувствовать, когда ему нужна 5-минутная передышка, а когда полноценный отдых. Для этой цели мы приобрели простой механический таймер, и как только сын хочет отдохнуть, он определяет необходимое ему на это время, заводит таймер и после звоночка сам возвращается к занятию. Ведь главная наша задача — чтобы сын проникся пониманием, что он управляет своим временем, и научился бы его гармонично вкладывать и в игры, и в занятия, и в отдых. Ведь наша с ним цель — прийти к самообразованию, где без навыка планирования никак не обойтись.

4. И последнее на данный момент открытие, вернее, не столько открытие, сколько задача, требующая творческого решения: оказалось, выстроить процесс обучения на дому — это половина и самая лёгкая часть дела, самой сложной задачей в нашем семейном образовании стала организация среды общения для ребёнка. А именно полноценного постоянного общения хотя бы с небольшой группой детей (4–6 человек), где бы они могли учиться выстраивать взаимоотношения и проходить все уроки, связанные с этим. Школа в данном случае, действительно, дает готовый вариант решения, только за качество она не ручается. А где найти, живя в городе, постоянных друзей для ребенка — задача, требующая творческого подхода. Секции и кружки её не решают, там свободное общение слишком кратковременно и поверх­ностно. Задачу решают достаточное количество родственников с детьми, живущими близко, но сейчас это встречается крайне редко. Дети друзей — это также периодическое общение, а не постоянные друзья. Могу сказать одно: сейчас мы в процессе: активно ищем похожие семьи, живущие рядом. И все чаще в голову приходит мысль о создании собственной мини-школы. Конечно, с этой темой связано больше вопросов, чем ответов. Однако время покажет.

 

P. S. Позади Новый год и Рождество, идут новогодние каникулы. В середине декабря, досрочно на 2 недели, мы отлично аттестовались и получили первое подтверждение, что обучаться дома качественнее и быстрее. Могу честно признаться, что за эти 3 месяца я устала от процесса обучения, поэтому каникулам была рада не меньше ребёнка. Вернее, моя усталость связана с тем, что всё — и малыш, и дочка, и учебный процесс сына (а в нашем случае это 3–4 часа каждый будний день) —требует моего внимания, сил, эмоциональных и физических ресурсов. Я так устала и призналась мужу, что задумываюсь о репетиторе, чтобы всё обучение переложить на него. Муж, как мой главный советник и просто мудрый человек, предложил мне наслаждаться появившимся отдыхом и оставить этот вопрос на потом. И, к моему великому удивлению, через две недели у меня родилось новое вдохновляющее желание учить сына и дальше. Но не так, как раньше, а попробовать новые методы и поставить нам с сыном интересные цели! Это озарение было сродни творческому вдохновению, пришедшему на сон грядущий, что я среди ночи встала и записала все пришедшие мысли.

Я очень надеюсь, что мы реализуем задуманное. Интересно, какие же ещё открытия ждут меня, сына и всю нашу семью на этом неизведанном пути?!

Анастасия Мыльникова. г. Пермь.
ma511@mail.ru

Категория: №06(119)2014 | Добавил: winch (13.06.2018)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2018