Суббота, 23.11.2024, 13:38Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 61
Гостей: 61
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №06(107)2013

Слушал Шорох Тишину...

Здравствуйте, друзья! С большим интересом слежу за публикацией в газете статей, непосредственно связанных с вопросом образования и воспитания в поселениях РП. Читаю и радуюсь: процесс пошёл! Ноосферному образованию быть! Огромное человеческое спасибо всем, кто прилагал и прилагает неимоверные усилия в решении данной проблемы, порой не считаясь со своим личным временем! Но это ведь всё ради светлого будущего нас и наших детей. Наконец-то все, независимо от возраста, объединятся в едином устремлении.

Вот и мне захотелось внести хоть какой-то вклад в этот процесс. Из личного опыта знаю, как зачастую не хватает драгоценного времени, чтобы подобрать и подготовить к занятию нужный дидактический материал, совместить его с целями и задачами урока. Поэтому в качестве примера хочу предложить прекрасное стихотворение В. Суслова, которое я использовала на протяжении многих лет в своей педагогической деятельности.

 

Слушал шорох тишину

 

В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!..
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат.
Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу…
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут-ищут лягушат.
— Слышишь?
— Слышу…
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
«Звинь-звинь-звинь!» —
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчёлы-портнихи Шмель
Шьёт хорошую шинель.
Он вернётся с этой ели
В новой шёлковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах —
И умчится в вышину…
— Что ещё ты слышишь, Шорох?
— Тише!..
Слышу
Тишину…

 

Данное стихотворение можно использовать не только на уроках русского языка, но и литературы. На мой взгляд, оно является очень хорошим наглядным примером по изучению изобразительно-выразительных и образных средств русского языка. Особенно ярко автор использует аллитерацию (повторение согласных), с помощью которой усиливается образность, выразительность речи и её смысловая сторона. В качестве стилистических фигур используются вопросно-ответная конструкция, то есть неполные предложения, образующие диалогическое единство, и умолчание. Здесь же можно поработать и над олицетворением, являющимся одним из распространённых лексических средств нашего языка.

Можно поинтересоваться у ребят, как нужно читать это стихотворение — громко или тихо? Почему? Сколько слов со звуком «ш» в этом стихотворении? Предложить записать только те из них, в которых этот звук встречается дважды, пусть охарактеризуют его.

Здесь же, я думаю, очень даже уместно будет поведать детям о звуках, которыми наполнена вся наша Земля, а также о Вселенной, которая постоянно звучит, потому что она живая. А Тишина, которую слушал Шорох? Она ведь тоже является звуком.

Кстати, интересная информация о звуках изложена в книге А. Саврасова «Знания, хранимые дольменами». Автор повествует о том, что «благодаря звукам всё, что живёт и растёт на Земле, может танцевать, исполнять свои песни, разговаривать между собой, беседовать, и что каждый цвет тоже имеет свой звук».

Не скрою, данное стихотворение нравилось всем моим ученикам и даже непоседам, на которых оно действовало просто успокаивающе.

Если мой опыт, изложенный в этой статье, хоть как-то поможет учителям и родителям в обучении детей, я буду весьма рада и счастлива, что могу ещё быть вам полезной.

 

Татьяна Смык. Красноярский край.

Категория: №06(107)2013 | Добавил: winch (03.11.2015)
Просмотров: 9254 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024