Воскресенье, 29.11.2020, 13:12Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №06(107)2013

Механизм реализации Закона «О Родовых поместьях» (алгоритм)

Друзья! Предлагаю начать работу по продумыванию механизма реализации Федерального закона «О Родовых поместьях». Нужны идеи, решения и предложения, которые помогут воплотить предлагаемую законом модель земельных отношений в РЕАЛЬНОСТЬ с учётом современной картины распределения земли и существующей системы управления земельными ресурсами государственными органами и организациями, а также сложившейся практики их работы и применения законодательства.

Внешне это будет выглядеть в обволакивании закона о РП разнообразными подзаконными актами детализирующего, инструктивного и рекомендательного характера. Подобная работа частично начата в Белгородской области в отношении закона о Родовых усадьбах, подзаконные акты к которому можно использовать в качестве начального образца.

Однако поскольку жизнь уже показала несовершенство этого закона и его слабую востребованность обществом, нам необходимо сделать из этого соответствующий вывод и постараться обеспечить Федеральный закон о РП более продуманным и более полноценным механизмом его реализации, рассчитанным не только на «инициативу сверху» (государство нашло землю, выставило о ней информацию, готовит для раздачи под РП…), но и на «инициативу снизу», с учётом существующей практики организации поселений РП, отражая её в наших документах к закону о РП и тем самым возводя её в закон.

Это означает, что наши документы к закону о Родовых поместьях должны строиться прежде всего исходя из следующих картинок-ситуаций:

1) люди нашли землю и хотят, чтоб им её предоставили для обустройства Родовых поместий (взяли заявления, зарегистрировали их в качестве инициативной группы и заключили с одним из них договор на организацию поселения РП);

2) люди приобрели землю и хотят, чтоб им изменили разрешённое использование (например, с «сельскохозяйственное производство» на «обустройство Родового поместья)»;

3) люди уже обустраивают РП и хотят, чтоб их признали (зарегистрировали) в качестве поселения Родовых поместий;

4) люди арендуют землю у государства («Росток» в Ростовской области, «Кедровый Рожок» в Рязанской области и др.) и хотят, чтоб им безвозмездно предоставили её в частную собственность;

5) люди арендуют землю у частных лиц (сельскохозяйственных организаций или фермеров) и нуждаются в государственном содействии для приобретения права собственности на эту землю («Лучезарное» в Новосибирской области, «Светодар» в Тульской области и др.) во избежание необоснованного завышения цены земли её нынешними собственниками.

На решение этих картинок-ситуаций и должен быть направлен наш закон о РП и все документы к нему. Мы должны исходить прежде всего из практики, предлагая для каждой картинки-ситуации своё юридическое решение. Сейчас задача состоит именно в том, чтобы собрать, описать и проанализировать как можно больше таких ситуаций и для каждой из них предложить государству какое-либо решение. В частности, содействие государства в данных ситуациях может выражаться в осуществлении тех или иных административных полномочий, большинство из которых предусмотрены и действующим законодательством, например:

– проведение проверки использования земли по назначению нынешними собственниками;

– изъятие земель, не используемых их собственниками по целевому назначению;

– прекращение прав аренды в отношении фактически не используемых земель сельхозназначения и используемых с грубыми нарушениями земель лесного фонда;

– прекращение прав постоянного безсрочного пользования в отношении земельных участков в фактически заброшенных населённых пунктах;

– зачисление пустующих земель в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ) или иной целевой фонд земель, организуемый для раздачи под РП, либо предоставление этих земель для обустройства РП напрямую безо всяких фондов;

– изменение разрешённого использования земельных участков и др.

Мы должны постоянно помнить, что все эти полномочия могут осуществляться государством или местными администрациями:

a) как по «инициативе сверху»

b) так и по «инициативе снизу».

И поскольку «a» в законодательстве прописано и так, нам нужно прежде всего прописывать «б», чтобы существующий государственный механизм управления земельными ресурсами заработал в поддержку создания Родовых поместий и поселений РП. При этом мы можем наделить этот механизм и некоторыми новыми полномочиями, в частности:

– регистрация (учёт) поселений РП как новых населённых территорий на землях сельскохозяйственного назначения.

Но поскольку наша стратегическая задача состоит ещё и в том, чтобы не наделять чиновников всё новыми и новыми правами и полномочиями, а, наоборот, постепенно снять с них эти полномочия и взять ответственность за их осуществление на самих себя, организовать свои поселения РП на началах местного самоуправления, то наиболее желательно сейчас не добавлять новые полномочия, а конкретизировать уже осуществляемые полномочия применительно к созданию Родовых поместий и поселений РП, понимая при этом, что лишнюю работу делать никто не захочет. Поэтому нам и требуется выстроить весь механизм реализации закона о Родовых поместьях «самоисполнимым» на каждом его этапе:

1) Нахождение земли.

2) Информирование о земельных участках.

3) Предоставление земельных участков.

4) Государственная поддержка в обустройстве земельных участков.

5) Получение информации о ходе обустройства земли.

6) Изъятие неосвоенных земельных участков.

Обращаю внимание ещё раз, что каждый из этих этапов должен начинаться a) как по «инициативе сверху», b) так и по «инициативе снизу», т. е. нам надо моделировать оба механизма одновременно. Например, если государство 1) находит свободные участки для предоставления под РП, то оно должно 2) обеспечить граждан информацией. Значит, мы должны говорить a) о выставлении этой информации на общедоступных сайтах и опубликовании этой информации в общероссийских газетах («Российская газета», «Родовая Земля» и др.). А если люди сами находят себе землю, то они сами и будут запрашивать про неё информацию. Значит, нам нужно уточнять и конкретизировать b) действующий порядок предоставления гражданам информации по запросам в государственные органы и организации. Основание для этого у нас есть — пункт 5 статьи 2 закона. А дальше надо его уточнять применительно к нынешней прак­тике, когда, например, местные администрации неохотно выдают информацию о наличии у них свободного земельного фонда вообще, но граждане могут самостоятельно получить информацию о конкретном земельном участке в районной кадастровой палате или через публичную кадастровую карту в сети Интернет (http://maps.rosreestr.ru/portalonline/), в частности в виде кадастровой выписки на земельный участок. Хорошо бы приспособить для данных целей и недавно созданную структуру многофункциональных центров (МФЦ).

Точно так же надо моделировать и третий этап — 3) предоставление земли, которое тоже может осуществляться государством двояким образом. Например, государство (в лице администрации района) может b) заключить договор с организатором поселения РП, и организатор будет сам находить людей, показывать им землю и предоставлять земельные участки. Но государство a) может и само заниматься этой работой, собирать заявления граждан через уполномоченные органы и т. п. А чтобы государство занималось этим охотней, нужно придумать венки и лавры для руководителей местных администраций и губернаторов, у которых уже есть поселения Родовых поместий.

Думаю, что и 4) поддержка государства в обустройстве земли может быть оказана исходя из а) обычных представлений граждан о том, что государство должно построить им дорогу, провести электричество, открыть магазин, школу, медпункт, организовать автобусный маршрут и т.п., так и b) той ситуации, когда жители создающегося поселения РП сами готовы взять на себя часть ответственности за свою инфраструктуру и выходят на государство с конкретными предложениями:

 продать щебёнку для строительства дороги по государственным ценам напрямую из государственного карьера, причём поселение даёт своего экскаваторщика и проводит дорожно-строительные работы силами и средствами самих жителей;

– озеленить территорию сельского поселения вблизи поселения РП силами его жителей посредством высадки саженцев редких и ценных видов деревьев (в Белгородской области есть практика их безплатного получения в объёмах примерно на 90–180 тыс. руб. по рыночным ценам);

– утвердить автобусный маршрут до нового поселения РП при условии, что поселение даёт на него своего водителя или свою машину (а государство или компенсирует водителю затраты на бензин, или платит зарплату);

– компенсировать жителям поселения РП затраты на строительство собственной школы и включить её в перечень государственных общеобразовательных школ, принимая во внимание то, что учителями в данной школе будут жители этого же поселения, с которыми государство заключит соответствующие договоры и будет выплачивать зарплату;

– открыть в поселении РП пункт медицинской помощи, врачами и медсёстрами которого будут несколько жителей самого поселения РП (и т. п.).

Точно так же нужно смоделировать и пятый этап — 5) получение государством информации о ходе обустройства земельных участков, заложив в документы к закону о РП прежде всего b) уведомительный порядок, когда граждане будут сами предоставлять данную информацию, например, в виде деклараций об обустройстве своих Родовых поместий, прилагать к ним фотографии и т. п. (что поможет в том числе и распространению образа Родового поместья). Однако при этом желательно учесть и а) действующий инспекционный порядок проверок использования земли по целевому назначению, который мы можем скорректировать и обставить некоторыми особенностями.

И даже 6) изъятие неосвоенных земельных участков мы можем смоделировать осуществляющимся а) как по инициативе государства, так и b) с подачи граждан, что вполне уместно и давно назрело, так как местные администрации изъятием неиспользуемых земельных участков обычно не занимаются, отчего и существует проблема пустующих участков. Поэтому мы можем наделить соответствующими полномочиями самих граждан — жителей поселения РП, прописав данные полномочия в договоре с организатором поселения РП.

Если данный договор разработать по модели договора в пользу третьих лиц (ст. 430 ГК РФ), то все ключевые действия и решения организатора поселения РП будут осуществляться только по согласованию с самими жителями, которые получат соответствующие возможности и права, в частности смогут самостоятельно устанавливать факты неосвоения находящихся на территории их поселения РП земельных участков и поднимать эти вопросы на общем собрании. Таким образом, перечень данных земельных участков будет утверждаться самими поселенцами в виде письменного решения общего собрания, которое уже будет обязывать организатора поселения передать данный документ в местную администрацию и органам земельного контроля. Им же останется лишь проверить изложенные факты и вынести решение об изъятии данных земельных участков, которые после этого будут вновь предоставляться под обустройство РП уполномоченными органами или организатором поселения.

После того, как этот механизм будет отработан внутри поселения, его можно будет применить и в отношении прилегающих земельных участков, что поможет местным сообществам взять в свои руки ответственность за состояние и использование земли вокруг мест своего проживания. Необходимая для этого правовая норма может выглядеть примерно так.

При обращении гражданина РФ с заявлением о наличии на территории муниципального образования земельных участков, неиспользуемых их владельцами по целевому назначению в течение 3 лет или более либо используемых с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, компетентный орган обязан провести в отношении указанных земельных участков проверку выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием. В случае неустранения установленных компетентным органом фактов ненадлежащего использования земельных участков их владельцами либо невыполнения ими обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, после назначения административного наказания компетентный орган обязан изъять данные земельные участки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и зачислить их в фонд перераспределения земель.

Такие возможности граждан РФ или местных сообществ, конечно, нужно в законодательство ввести и прописать. Однако гораздо более разумным было бы сделать так, чтобы этим принудительным механизмом государства, восстанавливающим крупных собственников земли против местных жителей, нам пришлось бы пользоваться только в самых крайних случаях, а в большинстве ситуаций чтобы этим крупным собственникам, не использующим свои земельные массивы по назначению, было бы выгодно самим отказываться от своих земельных участков в пользу создателей Родовых поместий или продавать им эти земельные массивы по неким усреднённым ценам, которые могло бы наметить и государство, но не императивно, а через повышение налогообложения, стимулирование или каким-либо иным косвенным способом. Надо придумать, как сделать так, чтобы нынешние собственники земли не боролись с законом о Родовых поместьях, а увидели в нём свой интерес и смогли его реализовать на благо всем остальным создателям Родовых поместий. Анастасия придумала для этого образ Джона Хайнцмана, а дедушка Анастасии предложил сделать депутатов (которые в основном и являются крупными собственниками земли, или защищают их интересы) организаторами поселений РП. Исходя из этого, особую значимость приобретает договор с организатором поселения РП, которым может быть:

– Депутат Государственной Думы РФ

– Депутат законодательного собрания субъекта РФ

– Организатор действующего поселения РП

– Участник инициативной группы граждан РФ (желательно из числа читателей книг серии «ЗКР»)

и вот надо придумать, как сделать так, чтобы в этом механизме своё место занял

– Нынешний собственник крупного земельного массива

который бы смог вложить в этот проект не только свою земельную собственность, но и свой талант предпринимателя и крупного организатора, получив взамен благодарность добрых соседей, укрепление здоровья, возрождение своего Рода и перспективу вечной жизни на теперь уже действительно своей Родовой земле.

Вот примерно таким я увидел механизм реализации Федерального закона о Родовых поместьях. Теперь нужен ваш образ реализации закона, или ваши замечания и предложения по увиденному мною образу, исходя из того, что у каждого — свой образ «слона». Сейчас самое главное — сложить воедино все образы, все предложения, собрать в единое целое как можно больше картинок-ситуаций и начать предлагать для этих ситуаций юридические решения. Ситуация — решение. Ситуация — решение. Нужны идеи, решения и предложения, которые помогут воплотить желаемую нами модель земельных отношений в РЕАЛЬНОСТЬ.

 

Василий Петров, Владимирская обл., Родное
vassilijus@mail.ru

Категория: №06(107)2013 | Добавил: winch (03.11.2015)
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2020