Лето. В поселениях — праздники, слёты. Не везде и не все умеют водить хороводы. Надеемся, что этот материал поможет.
Хороводы — один из основных и самых древних жанров русского народного танца. Литовцоруссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпаторуссы, морлаки, далматы — в kolo — круг. Хоровод — хождение за солнцем — «посолонь» — берёт начало из старинных обрядов славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове «тонки» мы узнаём народную игру «толоки», в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.
Немного истории
Места, где отправляются народные хороводы, получили особенные названия и удержали исстари за собою это право. Как рассказывает А. В. Трехлебов в своей книге «КОЩУНЫ ФИНИСТА», «хороводы водятся в особых чистых местах, которые получают соответствующие названия. На одних местах водят праздничные хороводы, на других — обыкновенные («запросто»). Хороводы весной водят девушки и молодые женщины (на праздниках Лады и Лели). Мужчины присутствуют при этом, способствуя душевному настрою и радости праздника. Неженатых юношей девушки по своему выбору могут приглашать в хоровод. Летом и осенью водят хороводы совместные. Но могут быть и только женские, и только мужские хороводы (обрядовые и воинские)».
Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники — люди, умеющие играть на рожке. Последними весенними хороводами считаются Никольские, они продолжались три дня.
Летние хороводы начинаются с Троицы, они веселее и разнообразнее весенних и продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы длятся три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начало и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. Завершались летние хороводы обычно на Петров день.
Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других — с Успеньева. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают собирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные — в тульских садах. Венёвцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.
Семенинские хороводы тоже продолжаются целую неделю. Капустинские начинаются с половины сентября. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.
Основные рисунки
Хороводы были распространены по всей Руси, и каждая область вносила что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т. д.), но большинство всё же круговые. Часто можно встретить двойной — круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, и затем эти круги как бы переливаются один в другой, и движение их образует рисунок «восьмёрка». Большие круги и маленькие кружочки — очень распространённая форма построения русского хоровода.
Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки — зигзаги, линии… Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет своё определённое название: «круг», «воротца», «восьмёрка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т. д. , и называются они «фигурами» хоровода, являясь их составной частью.
В хороводе существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за один палец — мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную, он исполняется.
Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным.
Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые.
Орнаментальные
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением.
Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков — фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и, наоборот, — тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.
Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
Игровые
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни (трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д.) разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев — это игровой хоровод. Песни, под которые исполняются такие хороводы, называются игровыми или хороводно-игровыми. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
В различных районах существуют свои особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.
«Круг»
Число участвующих не ограничено, но не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт «посолонь» — по солнцу, или по часовой стрелке, но может — и против.
«Два круга рядом»
Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
«Круг в круге»
Один круг большой, а внутри — поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.
«Корзиночка»
Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар — не менее четырёх. Руки могут находиться как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.
«Восьмёрка»
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны, и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок, похожий на цифру «восемь». «Восьмёрку» исполняют как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.
«Улитка»
Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным: 1) продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга; 2) хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь; 3) «развивает» фигуру второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, постепенно увеличиваясь.
«Змейка»
Линии — ряды могут сходиться одновременно, или одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.
«Колонна»
Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. Фигура представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.
«Улица»
Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек или одних парней, или парней и девушек вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.
«Ворота»
1-й вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», руки пар во второй линии могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.
2. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».
3. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.
4. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.
5. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.
«Гребень»
Две линии, выстроившись друг против друга, движутся навстречу. Руки свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.
Основные фигуры традиционной пляски
В групповых плясках, кроме фигур, перешедших из хороводов, существуют свои различные типичные построения.
«Шен»
Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочерёдно то правые, то левые руки, до тех пор, пока не встретятся со своим партнёром. Девушки двигаются по часовой стрелке, парни — в противоположном направлении. Эти переходы могут исполняться также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.
«Звёздочка»
Эта фигура может быть построена из одинакового числа парней и девушек, или же только из одних парней или одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трёх или более восьми человек. Наиболее распространенная «звёздочка» состоит из четырёх человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладёт свои соединённые правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т. д.
«Карусель»
В основе этой фигуры лежит «звёздочка», в её построении может участвовать не менее трёх пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звёздочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звёздочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.
«Челнок»
Его может исполнять любое чётное число пар. В исходном положении — чаще всего две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном, и в перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни — лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге, или их построение — «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.
«Ручеёк»
Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга в затылок друг другу — колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идёт следующая пара и т. д., до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеёк» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеёк», при выполнении которого пары могут проходить под «воротами» или, повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.
«Волна»
Чётное количество пар строится в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота». Все чётные пары одновременно проходят под «воротами» нечётных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место чётных пар. Затем все нечётные пары, также одновременно, проходят под «воротами» чётных пар и т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такая «волна» ещё называется «волна на месте».
Другое исполнение — «волна» с продвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая, в свою очередь, одновременно переходит на место второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под «ворота» третьей, а третья занимает её место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвёртая. Третья и четвёртая пары проходят под «воротами» первой и второй и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами» пятой, а вторая пара — под «воротами» четвёртой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на своё прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары...
Человек и его чувства, несмотря на смену веков и цивилизаций, остаются неизменными. Движения чувств отражаются в движении тела, радость проявляется улыбкой, уважение — поклоном, а доверие — открытой навстречу ладонью…
В хороводах наши предки заложили удивительные рассказы о своих чувствах, о мироустройстве, о том, что ценно и значимо независимо от времени и нравов. Все хороводы имеют скрытый, сакральный смысл, они направлены на объединение, единение, вхождение рода в род, они меняют энергетику пространства. Не случайно начинаются они весной и продолжаются до Покрова, сопровождая, поддерживая сотворительный цикл Природы.
Подготовила Олеся Каменская. г. Болхов, Орловская область. |