Народная культура — целостный мир, где есть место и народной философии, и народной педагогике, литературному и музыкальному фольклору, и ремеслу. Мир этот формировался на протяжении многих столетий и уходит своими корнями в далёкое прошлое. Наши предки считали, что мир населён добрыми и злыми духами. Добрым они молились, а от злых оберегали себя. Главными оберегами были дом, одежда. И, конечно, игрушки.
Обереги сопровождали наших предков в течение всей жизни. Одним из таких оберегов была тряпичная кукла. Как одно из средств народной педагогики кукла имелась в каждой крестьянской семье, в иных избах их изготавливали до сотни. Какая она, традиционная народная тряпичная кукла?
Формула её складывалась веками, в конце концов стала такой: внутри куклы «столбик»-основа, туловище, и ноги, и руки, и голова — всё в этом столбике. Женскую грудь делали обязательно — то был залог плодородия девочки. Куколка может быть сделана из тряпок, из полена, из щепок, из прутика, из бумаги, но основа одна — вот эта самая «формула». Эту «формулу» каждый человек самостоятельно обыгрывал. Такую «формулу» давали ребёнку. Легко освоив это простое и одновременно гениальное знание, он мог творить дальше.
Кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Сворачивали в скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой, делали грудь — вот и готова простейшая кукла. (Можно сшить длинный узкий мешочек и набить его ватой). Теперь можно и «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельку или волосяную косу. «Бывало, каждую волосинку за зеркальцем хоронили — это кукле на косу», — вспоминали деревенские женщины свои детские увлечения.
Наряжали куклу с большим старанием, зная, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки яркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. И шили его как настоящую одежду. В зависимости от местности кукла имела отличия, которые обозначали цветовыми пятнами.
Сейчас считается: если кукла народная, на неё обязательно нужно надеть народный костюм. Раньше этого никогда не делали. Маленькому ребёнку очень трудно воспринять сложный народный костюм. Однако колорит кукольной одежды, основные конструктивные линии давали о нём весьма красноречивые представление. Костюм тряпичной куклы украшали шёлковыми лентами, блёстками, цветными бусинками. Выполненные в более зрелом возрасте, куклы были этнографически точными.
Почему же всё-таки при тщательном исполнении одежды куклы оставались «безликими»? Лицо не изображали по двум причинам. В далёкие времена кукол делали без лиц не потому, что не умели рисовать, а принципиально. Во-первых, «безликость» — следы древней обережной роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу, оживала и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему навредить. Иногда на месте лица рисовали крест, служивший добрым знаком. В данном случае отражена магическая функция куклы. Во-вторых, лицо не изображали из нравственных соображений. Считалось, что, если нарисовать кукле лицо, и вдруг при этом она окажется на кого-то похожей, а потом, не дай бог, поломается, тому человеку, на которого она похожа, будет плохо.
Крестьяне с особым вниманием относились к детским играм. Дети увлечённо изображали трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Долгое время у разных народов (а у русских вплоть до XX в.) игры и игрушки наделялись сверхъестественной магической силой. Считалось, что детские игры могут вызывать урожай, богатство, счастливый брак.
В народе замечали: когда дети много и усердно играют в куклы, бережно обращаются с ними, будут в семье счастье, благополучие. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, их как оберег клали в зыбку рядом с ребёнком.
Кукла была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Вот какие интересные подробности сообщила девяностолетняя женщина в одной из деревень Ярославщины: «Моя бабушка вышла замуж в четырнадцать лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел доглядывать за ней — то был строгий наказ свёкра».
Кукла — дух материнского рода. Она сопровождала женщину всю жизнь.
Сначала — титешный возраст (кукла-скрутка для грудного ребёнка).
Затем — детство (обучение мастерству с пятилетнего возраста: кроить, шить, вышивать, прясть).
Дальше — отрочество (маленькие беседы-посиделки; изготовление кукол).
Хороводный период (большие посиделки, коробейки с куклами, кукла — эталон рукоделия).
Свадебный обряд (сопоставление девичьей красоты с ёлочкой).
Замужество (игры в куклы; изготовление кукол для детей).
Старость (изготовление кукол для внуков).
В народном искусстве можно найти очень древние слои. Время, безусловно, оказывало воздействие на народную культуру, потому и куклы появлялись разные. Появились «ручки» и «ножки», появилась голова с «милейшим личиком», появились «мальчики» и «девочки» (именно в народной кукле). Традиционная кукла, «кукла-формула» трансформировалась в более сложные образы.
Почему сейчас так мало хороших кукол? Видимо, потому, что в современном мире производство кукол поставлено на поток. Но ведь никакой, даже самый универсальный механизм, не заменит тёплых человеческих рук и доброго сердца.
Выдержки из книги «Уроки народной культуры».
|