В январские каникулы 2018 года членами Армавирского отделения Русского географического общества была проведена исследовательская экспедиция. Мы перенеслись на 2800 км от предгорья Северного Кавказа к подножию Уральских гор, городу атомной промышленности — Свердловску-44, расположенному в 70 км от Екатеринбурга. Мы приехали исследовать одно из прекраснейших мест Среднего Урала, вернее, одно из многих его прекрасных мест — святилище древних племён вагулов, расположенное на берегу озера Шайтан.
В это время года Средний Урал предстал нашему исследовательскому взору в величественной красоте бело-яркой зимы: пушистые, сверкающие зимним убранством осины и берёзы, мягкая, безветренная погода, приятно бодрящая минусом температур, так не свойственных Краснодарскому краю.
Мы увидели две вершины горы и восходящее над ними солнце. С моего взгляда, жителя Северного Кавказа, мне увиделся образ нашего двуглавого Эльбруса. Такую точку прецессии восхода солнца, именно между двумя пиками, наблюдала ранними утрами экспедиционного похода в долину Джылы-суу со стороны селения Хурзук в Карачаево-Черкесии.
Озеро Шайтан расположено в 15 км на запад от городка, в 1949 году начавшего своё существование открытием комбината атомной промышленности. Сегодня численность населения в этом закрытом городке насчитывает 90 тысяч жителей.
Город строился рядом с поселением староверов — селом Верх-Нейвинским, по тем меркам весьма большим. Рядом находилось ещё множество маленьких сёл, в две-три улицы. Сегодня таковых уже нет на карте. Да и сам посёлок Верх-Нейвинский остался с одной, двумя улочками покосившихся стародеревянных изб.
На столетней чёрной архитектуре бревенчатых изб резными окладами вокруг маленьких окон струится рисунок, вырезанный мастерами далёких дней истории. Орнаментальные узоры где-то сложные, где-то попроще. Но отличительная особенность, которую я особо отметила, — это рисунок слуховых окошек на фронтонах всех без исключения оставшихся в неизменной форме изб.
О каких именно местах Среднего Урала повествует это напоминание в качестве рисунка на фронтонах крыш, пока не разгадано. Вот что рассказал сторожил, местный житель, охотник Владимир Иванов: «Когда я приехал ещё мальцом в только что строившийся город, мы жили как раз в этом посёлке. Я дружил с местными ребятами, детьми староверов. Характеры у них были особенные, не такие, как у городских ребят, не всем удавалось с ними подружиться. С самого детства мальцы были прирождёнными охотниками, в 10-летнем возрасте ловко умели поставить силки на птиц, петли на зайцев, знали все виды ловушек и читали любые следы зверья. Были выносливыми и более взрослыми в вопросах взаимодействия природы и человека. С детства ребята знали кодекс охотника и никогда не пренебрегали им. В отношении с развивающейся вокруг их мира цивилизации были холодны. Многие из них и во взрослом возрасте сторонились города, ведя своё странное бытие обособленно и строго. Далее наши дороги жизни разошлись, что стало с ними, я не знаю, но очень благодарен тем ребятам за истинную красоту того сказочного пространства, которое они приоткрыли для меня в далёких пятидесятых годах».
Итак, мы отправились к Шайтанскому озеру с целью посетить древнее капище вагулов. Вокруг озера три святилища. К двум из них можно подобраться по воде летом или по льду зимой, но, так как лёд был ещё слаб, мы пожаловали к святилищу по суше, пройдя по узкой дамбе.
Путь наш пролегал через настоящую таёжную чащу. По белой картине снегового одеяла читали следы зайца, лисы, куницы, мелких грызунов. Лес тут населён всякой живностью в изобилии. Предстали взору диковинные стройные осины, лиственницы, берёзы, липы, кедрачи и строевые сосны. Разлапистые ёлки в сверкающем снеговом убранстве казались самыми прекрасными существами тайги. Лес строевой, чистый, звенящий, каждое дерево в два-три обхвата. Само пространство почувствовалось как гостеприимное, зовущее к своим древним таинствам. Вот и озеро Шайтан, покрытое белой пустошью. В лёгкой снеговой дымке теряется противоположный берег, там наискось через поле снегового моста — святилище. Но по свежему льду идти боязно, идём на восточный Шихан — святилище древних устроителей.
Справка: «Все памятники, расположенные вокруг озера, можно разделить на два типа: береговые низинные и скальные. Скальные памятники выстроены на высоких мысах. Другие сложены из гранитных блоков или же покоятся на гранитных шиханах (останцах) высотой 7–11 м. На восточном и северном берегах находится по одному памятнику, на западном — ещё три. Зимой к озеру можно выйти по самому кратчайшему пути — по реке Кедровка, а далее по болоту, что со стороны дороги Нейва-Рудянка — Серовский тракт.
Наибольший интерес представляют три исследованных и опубликованных скальных памятника: Шайтанский шихан, Южный и Средний шиханы. Их изучение дало значительные по величине и содержанию описания комплексов находок, в том числе неолитическое погребение и остатки человеческих останков. Также здесь археологами была собрана богатая коллекция утвари, украшений и оружия.
Древние вагулы, населявшие эти земли, были не только умелыми охотниками и добытчиками, но и имели глубокую духовную основу. Практиковали шаманизм, камлание, совершали ритуалы. Об этом свидетельствуют находки археологов богатой коллекции шаманских оберегов и идолов. Топография памятников и характер находок дают возможность интерпретировать памятники в качестве скальных святилищ.
Работы на озере ведутся с 1996 г. Многолетние исследования показали, что все шесть памятников, как низинных, так и скальных, функционировали в качестве культовых. После завершения изучения основных памятников была проведена широкая разведка вокруг озера, в пределах полосы шириной до 1,5 км. В результате было обнаружено ещё несколько скальных святилищ».
И вот предстало взору то самое потаённое место. Здесь, в пространстве безмятежности и доверительности, иное ощущение, его заметили все члены маленькой экспедиции. Пространство, словно шатёр, покрыло нас чуть более тёплым воздухом, безветренной тишиной и каким-то особым чувственным настроением. Отныне каждый член команды погрузился в своё мироощущение и каждый пошёл по своему пути. Особо важное наблюдение показало, что в таких местах время растворяется, человек здесь духовно сливается с пространством в единое целое, у каждого свой унисон. При первом взгляде на каменные нагромождения кажется, что это дело рук человеческих. Огромные камни-блоки, облизанные ветрами и дождями, выглядят окатанными, никаких резких углов. Пространство начинает тебя вести от камня к камню, и ты вступаешь в глубокое общение с тайнами древних святилищ.
Здесь, в глуши таёжной, мы нашли сказку, по ощущениям каждый свою.
Екатерина Гончарова,
член Русского географического общества (РГО) г. Армавира.
Фото: Дмитрий Карпунин. |