В России среди народных слоёв существовал очень интересный, широко развитый и распространённый промысел — жемчужная ловля, которой занималось большое количество народа.
Жемчуг — этот образ у нас ассоциируется с тёплыми морями, Индийским океаном, ныряльщиками — ловцами жемчуга, что отражено в литературе и поэзии.
На самом деле добыча жемчуга была широко развита в России и составляла гордость российского народа. Жемчуг регулярно появлялся на Нижегородской ярмарке — главной российской торговой артерии. Только речь идёт не о морском жемчуге, а о речном.
Впервые я наткнулся на эту тему, когда просматривал указы (совершенно по другой тематике) эпохи Петра I, которых очень много, поскольку Пётр правил в России достаточно долго. Мне стали попадаться в разных годах (1700, 1703, 1710, 1716 годы) указы, где было упомянуто о добыче жемчуга в реках. Для меня это было поразительно, поскольку я, как и многие, пребывал в убеждении, что жемчуг связан исключительно с южными морями.
Я обнаружил два базовых указа, изданных в 1721 и 1722 годах, связанных с жемчужной ловлей. Первый из них — указ Берг-коллегии (центральное государственное учреждение, ведавшее горным делом) от 8 июня 1721 года «О жемчужной ловле». Указ занимает несколько страниц сборника «Полного собрания законов Российской Империи». В нём говорится о том, что государю, его самодержавной власти стало известно, что в некоторых реках и малых речках родится в раковинах жемчуг, и это явление имеет повсеместный характер. Государство озаботилось этим промыслом: хотело его упорядочить, зарегулировать, определить, кто, сколько и где вылавливает жемчуга. Государство пожелало поставить под контроль такую интересную отрасль. Фактически этот указ можно квалифицировать как запрещение ловли жемчуга для населения, то есть теперь это прерогатива государства, и только с разрешения властей, местных воевод можно производить ловлю. Даны указания местным властям выставлять по берегам рек караулы, которые бы курсировали и смотрели, не занимается ли кто незаконным промыслом. Также определены сторожевые бригады. Были предусмотрены большие штрафы. Если кто из населения увидит, как вопреки указу кто-то занимается ловлей жемчуга, то немедленно нужно доносить, треть от штрафа выплачивалась доносчику — таким образом поощряли информированность властей о ловле жемчуга.
Второй указ от 22 июля 1722 года — об определении особых смотрителей за жемчужной ловлей. Указом определены ещё более жёсткие меры по наблюдению за этим промыслом, а вернее, запретительные меры. Были перечислены различные дворяне, которые назначались на то, чтобы ловлю жемчугом брать в свои руки и осуществлять контроль.
На Руси ловля жемчуга была распространена давно, сотни лет назад. На это указывают тексты русских былин про Илью Муромца, Добрыню Никитича и других былинных персонажей. Практически во всех былинах, посвящённых похождениям русских богатырей, упоминается триада — золото, серебро и скатный жемчуг.
Скатный жемчуг — это и есть определение речного жемчуга. Почему скатный? Потому что речной жемчуг в отличие от морского имеет правильную круглую форму. Когда речную жемчужину ставили на дощечку со специальной выемкой, то достаточно было малейшего наклона, чтобы жемчужина катилась вниз по выемке. А для морской жемчужины, поверхность которой была не очень ровная, требовался большой угол наклона дощечки.
Почему этот промысел был так развит на Руси? Первое, что приходит на ум, — это использование для украшений. Однако назначение скатного жемчуга гораздо шире и не только эстетическое.
Применялся речной жемчуг и для лекарственных целей. Жемчуг дробили, крошили, пережигали, и получалась зола, которая была важным компонентом в жизни русского человека и других народов, проживавших на территории России с севера на юг. Как мы установили, эта жемчужная зола использовалась в качестве соли как добавка в самую обычную, повседневную пищу, которую каждый день употребляли люди в те далёкие времена. Понятие соли тогда отличалось от нынешнего, никто пищу не солил. Соль, конечно же, была, но её использовали для других целей: консервации и соления продуктов, чтобы их сохранить. Соль тогда считалась не очень полезной.
Жемчужная зола обладает высокоэффективными антибактериальными свойствами. Люди, которые добавляли жемчужную золу в обычную пищу, имели отличный иммунитет, высокую сопротивляемость болезням, больше, чем у современного человека, потому что сейчас никто подобного рода средствами не пользуется и вообще об этом скатном (речном) жемчуге мало кто знает. Лекарственное использование скатного жемчуга было повсеместным и в
обычном обиходе. И люди пользовались скатным жемчугом ещё весь XVIII век, вплоть до начала XIX века.
Как же этот промысел функционировал? Кто добывал скатный жемчуг? Ведь это довольно сложная задача. Мы знаем, что ныряльщики в Индийском океане умели подолгу задерживать дыхание и находиться под водой. Естественно, у добытчиков жемчуга в реках возникали подобного рода задачи. Так вот интересно, как наши народы решали эти задачи и как организовали жемчужный промысел — крайне популярный и распространённый в России.
На службу речному промыслу была поставлена сама Природа. Во-первых, это бобры, основное назначение которых — делать запруды на речках. Как раз этими запрудами бобры обслуживали жемчужные плантации, ведь раковины с жемчужинами были рассыпаны по дну рек, ближе к берегу. Бобры своей природной деятельностью способствовали укоренению, укреплению жемчужных плантаций. Ещё одно важное назначение бобров — охранные функции. Так как бобёр в водной стихии чувствует себя как дома, это его родная среда, то он болезненно реагирует, когда какой-то незнакомец вторгается в его обжитую водную стихию. Поэтому никто из посторонних не мог спокойно нырять в воду. Бобры — приручаемые животные. Прирученные бобры «своих» не трогали, а чужаку, который мог полезть в воду за жемчугом, могли нанести большой вред. Встреча с бобром представляла серьёзную опасность, поскольку бобёр — это агрессивное животное, у него крепкие зубы, и он мог перекусить вены на руке или ноге человека.
Бобры, конечно, играли вспомогательную роль.
Главная роль в обслуживании жемчужного промысла принадлежала женщинам. Можно сказать, что жемчужный промысел в России — женский. Женщины должны были проводить довольно значимое время под водой. Каким образом это делалось?
Вспомним о другом животном, неотъемлемом атрибуте рек, болот и прочей водной среды — жабе. В старину даже существовал некий культ этого животного. Сейчас жаба — это что-то неприятное, нехорошее, нечистое, от чего вообще нужно держаться подальше. На самом деле жаба — уникальное существо, о чём наши предки прекрасно знали, в отличие от нас, современных людей. Уникальность жабы — в её свойстве уничтожать микробы и инфекции. Ни один микроб, попавший на кожу жабы, не может там существовать и закрепиться, он отмирает. Антибактериальная значимость жабы просто уникальна. Ещё одно свойство жабы в том, что она дышит кожей, воздух в организм и кровь жабы поступает через кожу. Кстати, жабий яд или желчь — самый лучший антисептик, антибактериальное средство, которым в старину лечили простудные болезни: бронхит, астму и др. Пары желчи (яда), выбрасываемой жабой, буквально за несколько дней снимают все признаки простудных заболеваний, которые мы сегодня лечим с помощью антибиотиков и других химических препаратов, которыми нас пичкают фармацевтические компании.
Свойство жабы дышать кожей использовали для добычи жемчуга. На Руси существовал очень интересный женский обряд водоположения. Никакого мракобесия, фантазии или волшебства в нём нет ни на один грамм. Обряд водоположения основан на безукоризненном знании той Природы, которая окружает человека. Готовили специальную мазь: смешивали животные жиры с жабьей желчью, добавляли специальную траву, которая называлась чилибуха, содержащую довольно ядовитое вещество — атропин, способное расширять кожные поры. Кроме того, добавляли определённую водоросль — водный псевдогриб, содержащий ещё одно необходимое вещество — феромоны. Соблюдались определённые пропорции всех составляющих компонентов. Тело девушки, проходившей обряд водоположения, натирали мазью и опускали в проточную воду на небольшую глубину, смотрели, как она переносит нахождение под водой. Во время подготовки кожа женщины приобретала интересные качества: кислород начинал поступать в кровь через кожу, то есть появлялось кожное дыхание. И это сейчас кажется невероятным. Конечно, этот процесс не одномоментный, за два-три раза нельзя было достичь желаемого эффекта.
Благодаря всем компонентам мази женщина могла быть под водой 30–40 минут. Когда она подплывала к раковинам, в которых находились жемчужины, то они открывались под действием феромонов, такова была реакция на водоросль, входящую в состав мази. Все четыре компонента мази выполняли свою особую роль.
Такие женщины были во всех российских сёлах и деревнях. Добывали речной жемчуг на крупных или мелких речках огромного Волжского бассейна: Оке, Каме, Москве-реке, малых и больших притоках рек. В этих местах процветал жемчужный промысел.
У наших предков знания аквакультуры были на очень высоком уровне, превышающем знания современного человека, наука только пытается понять и изучать это. Между тем в старину, несколько сот лет назад, начиная с былинных времён, включая петровскую эпоху, этими знаниями активно пользовались.
Это к вопросу о безграмотности и забитости крестьянства. Конечно, оно безграмотное и забитое, таким мы его знаем, поскольку таковым его сознательно делали и вбивали в нищету, потому что возвышение немногих всегда происходит за счёт унижениях многих. И это аксиома. То устройство общества, которое несли Романовы, эта правящая прослойка, предполагало унижение таких людей.
Поэтому жемчужный промысел фактически был раздавлен правящими классами. Пётр I пытался поставить жемчужную ловлю под свой контроль и пользоваться в своих целях, государства, аристократов и дворян, которые отряжались им для организации этого промысла.
Однако правящей прослойке не удалось организовать жемчужный промысел. Когда стало ясно, что ничего не получается и никакая добыча жемчуга в тех масштабах, которые хотелось бы наладить государству и его верным слугам не удаётся, тогда последовали откровенно репрессивные меры по принципу «если не нам, то не доставайся никому».
Когда поняли, что существует определённая категория женщин, завязанных на жемчужном промысле, что без них это дело никак не осуществится, тогда репрессии накинулись и на них.
Тут мы подходим к одному очень важному явлению — всем знакомому образу русалок. По церковной идеологии и правящих классов, как мы знаем, русалки — это ведьмы, колдуньи, которые по ночам вылезают из воды, или это привидения в женском обличье, души утопленниц, какая-то нечистая сила. Весь этот антураж был сочинён церковными и правящими классами для привнесения негатива в этот образ, что, надо сказать, у них и получилось. Так же был создан негативный образ жабы.
Никакой нечистой силы ни в жабах, ни в русалках нет. Это сознательно искажённые отзвуки той реальности, которой жило русское крестьянство, активно занимавшееся жемчужным промыслом. Поэтому образы русалок, дошедшие до нас в негативной интерпретации, происходят от вполне реальных вещей. На женщин, прошедших обряд водоположения и участвовавших в жемчужной ловле, были обрушены репрессии, и Церковь называла их ведьмами, так как они могли долго находиться под водой и не тонули.
Жемчужный промысел и всё, что с ним было связано, был раздавлен. Теперь мы совершенно ничего об этом не знаем. И рассказ о такой неожиданной стороне крестьянской действительности помог восстановить настоящую картину и с новой стороны показать наше российское крестьянство. Я сознательно ухожу от слова «русское», потому что жемчужный промысел был свойствен всем народам России, проживавшим в обширном Волжском бассейне.
Александр Пыжиков,
доктор исторических наук, профессор МПГУ.
Канал «День TV».
www.planet-kob.ru. |