Алла Исаева, ведущая творческих мастерских в Поленовской школе искусств, педагог и семейный психотерапевт:
— Два года назад я запустила свою волонтёрскую программу в Поленово. Раз в неделю мы собираемся на детские мастер-классы традиционного ручного творчества. Это не просто уроки труда, это курс позитивной коммуникации, это занятия про жизнь, про чувства и способы их выражения, это качественное общение — главный дефицит детей при домашнем обучении.
Мы учим детей мастерить традиционные текстильные игрушки, разрисовывать «писанки», завязывать традиционные узлы — эти элементы народного творчества способствуют правильному развитию психики и мышления. Что такое узлы, например? Это когда из двух разных элементов получается одно целое. А это уже про жизнь. На занятиях могут присутствовать мамы и папы, некоторые из них не прочь и сами чему-то научиться вместе с ребёнком.
У меня огромная мечта развивать Поленовский центр. Летом, кстати, здесь занятия каждый день.
В этом центре есть колоссальные возможности, которым позавидует любая московская школа: балетный зал, кинотеатр, просторные классы, душевые комнаты. Это база для дополнительного образования, которого нет в программе средней школы.
Евгения Ломоносова, мать четверых детей, приверженец домашнего образования, психолог, бизнес-тренер, автор программ по естественным родам, фермер-поставщик традиционного хлеба на заквасках:
— Не важно, где, даже в Москве, мои дети на семейном образовании. Мы окончательно разочаровались в современной общеобразовательной школе. Это тупиковый путь, а высшее образование — тем более. Школа часто используется родителями как место для передержки детей. Такое образование никак нас не устраивает.
Школа нас интересует не как сумма знаний, а как развитие потребностей просвещаться, развиваться. Поэтому я приняла решение, что мои дети должны учиться дома.
Формально мы приписаны к средней школе в Заокском, приходим туда раз в полгода сдавать зачёты. Кроме средней школы в Заокском у нас есть школа искусств и музыкальная школа. Музыкальное и художественное образование у нас на высоком уровне — поверьте, нам есть с чем сравнить.
Благодаря Василию Поленову здесь развита художественная традиция — все вокруг рисуют. Стоимость художественной и музыкальной школ чисто символическая — 1500 рублей в квартал. Дети постоянно участвуют в конкурсах. Мой сын, который вдруг выразил потребность кроме двух предметов ещё и петь, получил отдельного преподавателя по вокалу, плюс у него ещё ансамбль, хор. Мы очень довольны.
Для общего образования пользуемся безплатными интернет-ресурсами, также занимаемся с детьми сами. Например, в ноябре открылся набор на безплатное дистанционное образование при Институте Гёте для детей от 8–12 лет.
Но на фоне описанного позитива культурной программы мы испытываем дефицит с иностранными языками, в семье мы сами не можем их дать профессионально. До последнего времени в Дворяниново на Даче Циферблата у нас был «Английский Клуб для детей». Надеюсь, со стартом Проекта «Большая Дача» он опять заработает.
Но в целом у нас здесь гораздо больше возможностей, чем в Москве. Москва — город формальных возможностей, которыми очень трудно воспользоваться по причине пробок и расстояний.
Наш запрос — качественное общение. Постепенно эта проблема начинает решаться.
Наталья Шумакова, мать пятерых детей, педагог-дефектолог, хозяйка молочной фермы, производитель «Сыров из Поленова»:
— Я развиваю большую ферму, но с детьми дома я не могу управиться: они постоянно шалят, у них вечные стычки. Мне сложно дать им качественное образование дома, поэтому мы ходим и в среднюю школу, и в Школу Искусств. Конечно, неудобно водить всех по разным секциям в разное время. Нам не хватает фольклора, танцевально-хореографического направления и военно-патриотического воспитания. В бассейн ездим в Пущино — там отличный спортивный комплекс. Дорога занимает 30–40 минут на машине, никаких пробок. Важен не столько результат, сколько общение с тренером.
Общеобразовательная школа нас устраивает — здесь работают энтузиасты старой «закваски». Правда, не хватает каких-то часов: труда, химии, физики. Потрясающий учитель по труду! В его кабинете есть правильные станки. Дети уже многому у него научились.
Раньше мы ездили в элитную гимназию в Пущино, но 40 человек в классе — это слишком много. Дети там быстро научились лавировать: что надо сделать, чтобы тебя не наказали, если ты что-то не выучил. Это то, что меня не устраивает в нашей системе образования: она системно учит лавировать, избегать: сначала избегать трудиться, а потом избегать наказания за то, что ты не сделал. У нас же в Страхово от 4 до 7 человек в классе. Тут уж не спрячешься.
Здесь отличные преподаватели иностранного языка, воспитанные старой системой подготовки экскурсоводов для Поленово. Здесь, как в Европе, ездит безплатный детский автобус. Но нет дополнительных кружков при школе. Кстати, школа в Страхово — экспериментальная. Тут своя интересная программа, большой процент поступаемости в вузы. Конечно, Страховская школа прекрасна как базовая, но всё же находится в рамках той образовательной парадигмы, которая абсолютно устарела. Это как с докторами: есть прекрасные доктора, только медицина плохая.
Чего нам не хватает? Педагогов с горящими глазами, которые способны научить ребёнка чему-то сверх программы, научить его жизни.
А дополнительное образование и общение мы получаем в Поленово. Здесь есть возможность работать летом в теплицах и на конюшне, здесь постоянные мастер-классы. Это очень важно, потому что даёт детям возможность зарабатывать карманные деньги, они становятся более взрослыми, ответственными за свои поступки.
http://lavkagazeta.com |