Пятница, 19.04.2024, 08:52Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №05(106)2013

Пчёлы-математики

Недавно британские учёные установили, что пчёлы способны решать сложные математические задачи. Эти насекомые быстро и безошибочно рассчитывают оптимальный путь от одного объекта к другому.

Исследователи из Лондонского университета наблюдали за тем, как рабочие пчёлы перемещаются от одного цветка к другому, а после рассчитали и проанализировали траекторию их маршрута. Результаты анализа потрясли исследователей! Оказывается, эти насекомые всегда выбирают кратчайший маршрут. И, кроме того, самый выгодный с точки зрения экономии сил.

Далее исследователи поставили эксперимент — расположили цветы, посещаемые пчёлами, совершенно в другом порядке. Однако и здесь насекомые не сплоховали — рассчитали новый маршрут менее чем за секунду! Получается, либо данные существа от рождения наделены феноменальными математическими способностями, либо постоянно обучаются и совершенствуют их.

Вообще рассчитать оптимальный путь от одного объекта к другому — не такая уж сложная задача. Она вполне по силам обычному компьютеру, однако, как с ней справляется крошечный мозг пчелы, не совсем понятно. Возможно, в нём есть некоторые «скрытые ресурсы», про которые учёным до сих пор ничего не известно.

Впрочем, вряд ли здесь имеет место обучение пчелы своими коллегами. Давно установлено, что, в отличие от своих близких родственников муравьёв, рабочую пчелу никто не учит собирать мёд и находить оптимальные маршруты для полётов (у муравьёв наоборот — там старые «фуражиры» некоторое время учат молодёжь запоминать дорогу домой и прокладывать оптимальные маршруты). Хотя элемент самообучения и обмена опытом, скорее всего, присутствует. Правда, времени на подобные штучки у пчёл катастрофически мало.

Дело в том, что пчела на самом деле становится сборщицей мёда уже в конце своей жизни и занимается этим весьма недолго. Срок жизни рабочей особи летом не превышает 35 суток, из которых только 7–10 дней перед смертью она собирает мёд. За такое короткое время научиться решать весьма нетривиальные математические задачи не удастся, пожалуй, даже выдающемуся математику уровня А.Н. Колмогорова.

Однако не исключено, что пчела занимается математикой… с самого рождения. Давайте вспомним, что представляет собой внутренняя часть улья — это же сплошные ряды сот, состоящих из правильных многоугольников и располагающихся оптимальным образом. У появившейся на свет в «царстве порядка и симметрии» юной пчелы с самого начала формируется такое мировоззрение, в котором большую роль играет способность распознать во всём строгие закономерности, ведь в улье нет места хаосу.

Молодые пчёлы работают в основном внутри гнезда — строят соты, ухаживают за личинками, убирают мусор. Все эти действия также требуют умения рассчитать свои силы и оптимизировать перемещение — в противном случае им не управиться с таким огромным объёмом работы. Именно так пчёлы и совершенствуют свои математические способности — те семьи, где этого не происходит, быстро проигрывают своим соседям в борьбе за существование.

Получается, что пчёлы с самого рождения просто «обречены» быть талантливыми математиками, иначе естественный отбор уничтожит их. Не удивительно, что, когда уже пожилая и опытная пчела наконец-то получает «назначение» на должность сборщицы, рассчитать и оптимизировать путь между цветами кажется ей сущим пустяком. Ведь построить сотню ячеек, заселить их личинками и при этом самой не умереть от усталости — куда более сложная задача. Ну а если бывшая уборщица и нянька всё-таки стала добытчицей мёда — значит, она решила её на все пять с плюсом.

Итак, пчёлы блестяще могут решать сложные математические задачи потому, что занимаются этим с самого детства. Можно сказать, математика является неотъемлемой частью их жизни. Возможно, в этом нам нужно поучиться у наших маленьких помощников, если мы хотим развивать математические способности своих детей.

Не исключено, что когда родители организуют жилище ребёнка «математически», с самого детства будут учить его рассчитывать свои силы, находить оптимальный путь между разными объектами, тренировать его аналитический аппарат, задавая ему интересные задачки, то в дальнейшем их ребёнок научится видеть во всём закономерности и использовать их наивыгоднейшим для себя образом. Когда же он вырастет, то не будет опаздывать на работу, переутомляться, создавать пробки на автодорогах, поскольку с детства в нём будет заложена привычка к оптимизации усилий. Та самая, что помогает пчёлам быстро и без особого напряжения собирать мёд.

 

http://naceka­online.ru.

Категория: №05(106)2013 | Добавил: winch (28.10.2015)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024