В прошлом номере «РЗ» опубликовано очень серьёзное, на наш взгляд, интервью современной повитухи Ирины Мартыновой «Что значит родиться по собственному желанию». Очень рекомендуем почитать тем, кто ещё не успел это сделать.
Два года назад из печати вышла книга Ирины Мартыновой «Родиться по собственному желанию» (www.povituha.ru). Автор рассказывает о самых интересных, сложных случаях домашних родов за 30 лет практики, о подготовке к родам, послеродовом уходе за женщиной и ребёнком. Но не менее интересна летопись повивального дела в России. Отрывок из книги, с разрешения автора, публикуется в журнале «Круголет» № 2. С небольшими выдержками из книги мы решили ознакомить и читателей газеты.
Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили Бога за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребёнка, но и со смирением принимали его потерю.
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.
Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.
При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чьё мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начал формироваться медицинский научно обоснованный «мужской» подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное «женское» ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века «врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд» (В. П. Лебедева, 1934).
В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». Все «бабки российские и иностранные» должны были, согласно этому «Представлению», пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, «кои по аттестатам явятся достойны», приводились к Присяге — отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию «для народного известия».
Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала среди прочего:
— «днёмъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были»;
— «ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго совершенно удерживаться»;
— «къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ-либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ» и др.
29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии со всеми его приложениями, издав Указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества».
Первым профессором и преподавателем «бабичьего дела» в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну).
В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока ещё было запрещено прикасаться к беременной женщине.
С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растёт число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц. Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоёв населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.
В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нём Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение — Родильный госпиталь — для бедных родильниц.
В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нём был учреждён первый повивальный госпиталь — для незамужних и неимущих родильниц (ныне — Родильный дом № 6 им. проф. В. Ф. Снегирёва).
Научное становление акушерства и улучшение преподавания «бабичьего дела» в Петербурге произошло благодаря Н. М. Максимовичу-Амбодику (1744–1812), которого справедливо называют «отцом русского акушерства». В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н. М. Максимович-Амбодик ввёл занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле», по которому обучались многие поколения русских акушеров.
Н. М. Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый учёный и педагог, горячо любивший своё дело, первый ввёл преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России. Эпиграфом к своему «Искусству повивания» он поставил выведенные жирным шрифтом слова: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа полезным содержанием новорождённых детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами».
С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи — всего 200 лет тому назад дали им «дотронуться» до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с её законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.
При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан «Устав повивальным бабкам», по которому к «бабьичему занятию» допускаемы были только испытанные в знаниях и принёсшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, «дабы во всякое время в состоянии были дело своё исполнять». Важно отметить, что присяжные бабки «недостаточным родильницам» должны были «услуживать безденежно». В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.
В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Фёдоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение — Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). «Родильня» принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н. М. Максимович-Амбодик.
После смерти Марии Фёдоровны Николай I Указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название «Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем». При нём в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.
В 1806 году при Московском университете был открыт новый Повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское медучилище №1 «Павловское»). В 1820 году число коек увеличилось до шести.
После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также «за долговременное рачительное исполнение обязанностей» они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.
В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование).
Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание «повивальная бабка» выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия «Присяги повивальных бабок о должности их». На повивальную бабку возлагалось «подавание пособий» и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорождённым. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.
Повивальные бабки ежемесячно представляли во врачебные управы отчёты о проделанной работе, сельские повивальные бабки — раз в квартал.
Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.
Сельская повивальная бабка получала трёхлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.
Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.
Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.
Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.
Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась. Как уже отмечалось, согласно Уставу, «всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днём или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно». В учебном пособии «Полное руководство к изучению Повивального Искусства» от 1886 г. доктора П. И. Добрынина, доцента при «Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении» указано: «Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чём всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства». |