Вторник, 23.04.2024, 18:02Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №05-06(11-12)2005

МЕДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ: история и современность (часть первая)

Секрет монастырского мёда

Сначала надо хоть как-то исцелиться, очиститься от скверны и начать, пусть и не полностью, но жить по-монашески.

Архимандрит Панкратий, игумен Валаамского монастыря.

 

История имеет удивительную, непостижимую способность объяснять настоящее, прогнозировать и открывать будущее. Без истории, без корней, которые определяют нашу сегодняшнюю жизнь, невозможно двигаться вперед. Чем глубже корни, тем выше и ветвистей дерево. Погружение в историю пчеловодства одухотворяет и вызывает сознание необходимости продолжать великие дела предшественников. Это неизбежно влечет за собой духовное обновление, формирует нравственную позицию.

В православных монастырях веками создавалась культура медового питания и врачевания, сохранились древние целебные рецепты. О православном питании и излечении, молитвах и обращениях к иконам, которыми с глубокой старины пользовались в монастырях, пойдет речь в этом и последующих материалах.

 

В жизни славян православные монастыри играли большую экономическую и просветительную роль. Монахи, удаляясь от греховной мирской жизни в лесные пустынные места, чтобы помолиться богу, основывали там обители.

С глубокой старины пчеловодство процветало в русских монастырях, практически каждый монастырь имел образцовую пасеку. Считалось, что мед — божественная сладость, посланная людям на Землю Небом для их земного счастья. Восковая свеча, чистая, угодная Богу, — приношение молящихся.

Монахи хранили и совершенствовали древнее искусство медоварения и медолечения. История доносит до нас имена святых: Aгапита (врача) Печерского, Афанасия Афонского и многих других святых, которые не считали грехом пользоваться природным лечением, а, напротив, сами оказывали врачебную помощь всем больным и нуждающимся. Подробнее о таком лечении мы поговорим далее, а сейчас давайте все же выясним, в чем секрет целебной силы монастырского меда. Почему он превосходил по своим целебным свойствам любой сорт меда, купленного на рынке или собранного на собственной пасеке? Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав один из случаев жития преподобного Феодосия Печерского.

Однажды великий князь Изяслав Ярославич посетил преподобного Феодосия Печерского и остался у него обедать. На простом столе стояла нехитрая монашеская пища: чёрный хлеб, обыкновенные овощи и мёд. Но эта еда показалась великому князю такой вкусной, что он с умилением спросил преподобного Феодосия: «Вот у меня всего много, припасы дорогие, приправа заморская, повара учёные, но я никогда дома не ел с таким вкусом, как у тебя. Отчего это?» «Государь! — отвечал Феодосий. — У нас братья, когда хотят варить пищу или печь хлебы, имеют вот какой устав: сначала берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку из лампады перед образом Спасителя и этою свечой разводят огонь в кухне и хлебне. Когда же нужно вливать в котёл воду, служитель говорит старцу: «Благослови, Отче». А тот скажет: «Бог да благословит тебя, чадо!»

Великий князь согласился, что святой старец говорит правду, принял от него благословение и возвратился домой. (Отец Вадим. Православное лечение медом и другими продуктами пчеловодства. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. С. 91-92).

Чему учит нас это предание? Принимаясь за какое бы то ни было дело, будь то покупка меда или начало лечения, всегда нужно помолиться Богу, или, по крайней мере, перекреститься и сказать про себя: «Господи, благослови!» С этими словами начинается жизнь в православном монастыре. Для монахов, принявших обет молитвенного уединения, — это настоящее искушение. В монастыре строгий устав, требующий напряжения всех сил, духовных и телесных. Каждое утро оптинские старцы, например, начинали с молитвы: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня. Руководи моей волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

 

Православный пост в культуре питания

Лучше блюдо зелени и с ним любовь, чем полный дом заколотого скота и с ним ненависть.

Ветхий Завет.

Вполне разумный вопрос, который может задать современный человек: «Что можно взять для сегодняшнего стола из монастырской трапезы?» Конечно же, Пост — дар древний, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красе. Ведь пост — это не только очищение тела, это прежде всего очищение и возвышение души. Когда мы держим в узде плоть, то наша душа становится более чуткой, мы начинаем ощущать больше любви к Богу и к окружающим нас людям, к нам приходит умение лучше различать добро и зло. Пост помогает возвыситься над обыденностью, над рутиной. Постепенно уходит осуждение людей, зависть, чревоугодие, человек начинает довольствоваться малым, и ему открывается смысл бытия.

Итак, еженедельными постными днями (за исключением сплошных недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в скорбное воспоминание — предание Иисуса Христа на страдания, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу. Кроме того, в период от недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздерживаться от употребления рыбы и растительного масла. Лишь, когда на среду и пятницу приходятся самые большие праздники, разрешается употребление растительного масла, рыбы и рыбопродуктов.

Посты по средам и пятницам соблюдаются почти весь год, за исключением сплошных седмиц (недель), а именно:

пасхальная светлая неделя;

двухнедельные святки — от Рождества Христова до Крещения Господня;

троицкая неделя — от праздника Святой Троицы до начала Петрова поста;

мясоед — в неделю мытаря и фарисея перед Великим постом;

неделя перед Великим постом, которую в народе называют Масленицей, а по церковному мясопустной, или сырной седмицей. Эта неделя называется сырной еще потому, что мясная пища уже запрещена, а молочные продукты едят в среду и пятницу.

Многодневных постов в году четыре:

Великий пост.

 Начинается Великий пост за 49 дней до Пасхи. Длится семь недель, его целью является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника — Светлого Христова Воскресения.

Петров пост.

Через семь дней после праздника Троицы начинается Петров пост. Продолжительность этого поста может быть различной в зависимости от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, а самый длинный — 6 недель. В течение его по средам и пятницам полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам и четвергам — с постным маслом, по субботам и воскресеньям к этому еще добавляется рыба. Кроме того, вкушение рыбы разрешается в дни памяти некоторых святых, если они отмечаются в понедельник, вторник или четверг.

Успенский пост.

14(1) августа начинается Успенский пост, или, как его называют в народе, Госпожинки. Он предваряет последний двунадесятый праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы, приходящийся на 28 августа. Слово «успение» значит «кончина». Успение Божьей Матери отмечается в честь окончания ее земной жизни и преставления к жизни небесной. Успенский пост длится всего две недели, но по строгости воздержания приравнивается к Великому посту. Согласно строгим монастырским уставам полагается вкушать только растительную пищу, причем без постного масла. Растительное масло разрешалось употреблять лишь в субботу и воскресенье. Несмотря на это, Успенский пост является самым обильным из-за поспевших овощей и фруктов, и поэтому считается самым приятным и лёгким. Оттого сложилась поговорка: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка».

Рождественский пост.

Великому празднику Рождества, великой радости встречи с Христом предшествует Рождественский пост. Он начинается 28 ноября. Заговенье на этот пост (последний день, когда можно есть пищу животного происхождения — 27 ноября) приходится на день апостола Филиппа, отсюда пост еще называется Филипповским, Филипповками. Длится он шесть недель, до 6 января включительно. Рождественский пост менее строг по уровню воздержания и напоминает Петров пост.

Всё вышеописанное касается физического поста. А теперь давайте коснёмся поста душевного, так как без поста духовного физический пост теряет смысл и представляет собой своего рода обряд, лишенный содержания. Всегда вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития, при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Успенский пост начинался сладким мёдом да маковыми затейливыми печеньями. Как общеукрепляющее средство во время постов мёд просто незаменим. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только акридами (сушеной саранчой) и диким мёдом. Из-за того, что мёд является одним из самых питательных среди постных продуктов, и вкушение его разрешается в любой день года, кроме Великой Пятницы на Страстной седмице (неделе), когда вообще запрещается принятие пищи, он стал неотъемлемой частью монастырской кухни.

Великий пост завершается Светлым праздником Пасхи — Христова Воскресенья, главнейшим богослужением. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Праздник сопровождается как молитвами, так и некоторыми развлечениями, прежде всего застольем. Кроме пасхальных блюд много традиционных лакомств православной кухни. Пасха — творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня. Обязательным на Пасхальном столе всегда был кулич, освященный в церкви. Крашенные и расписанные яйца натирали растительным маслом и укладывали на свежую проросшую зелень овса. Но и в Пасху, разговляясь за праздничным столом, не стоит забывать слова Серафима Саровского: «Только досыта ничего не вкушай: оставляй место Святому Духу».

Огонь, вода и колокольный звон

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.

О. Рубежов.

Обретая свою духовность, человек получает защиту, помощь и поддержку от Святого Огня, Целебной Воды и Колокольного Звона. Именно они сжигают, смывают и очищают все беды и болезни, зло и превратности судьбы, все негативное в ауре человека. Издревле открытое пламя костра присутствовало в старословянских ритуалах. Пионерские костры были символом советской эпохи.

Обязательным в туристических походах, на бардовских фестивалях является огонь костра, объединяющий единомышленников.

Но если горожанин не слишком часто может посидеть у костра, то свечку возле себя он всегда может зажечь.

Свеча — символ света, а там, где есть свет, исчезает тьма. Свеча — замечательный помощник при беде, она чистит помещение, врачует. Уникальность воздействия пламени свечи на биологическое поле человека состоит в том, что оно помогает очищать организм от всего негативного, что накапливается в человеке день за днем. Издревле считалось, что самые лучшие и сильные восковые свечи — церковные. Традиционно они изготавливались из пчелиного воска, которым были так богаты православные монастыри. Например, свечной завод знаменитой Сергиевой Лавры производил в год 800 пудов свечей для себя и 900 пудов на продажу.

Открытый огонь свечи уничтожает усталость, раздражение, обиды, снимает боль и смягчает печаль. Душевная боль уходит вместе с потрескиванием свечи, и вновь возвращается покой и равновесие, без которых невозможно воспринимать мир во всей его полноте и красоте.

Для здоровья души и тела очень важно, какую воду мы пьем, в какой купаемся. Еще из детских сказок известно, что вода бывает «живая» и «мертвая». Целебной «мертвой» водой смело можно назвать любые горячие источники и, конечно, моря. Морские купания полезны всем без исключения. Они насыщают кожу питательными веществами, нормализуют артериальное давление, улучшают состав крови, укрепляют мышечные ткани, улучшают структуру ногтей и волос. А вот «живую» воду следует искать в пресных проточных водоемах — реках, ручьях, родниках. Но особыми живительными свойствами обладает вода горных рек и озер. По сути, это льды, растопленные самыми яркими и самыми жаркими лучами солнца. При упадке сил, усталости краткое омовение такой водой вернет бодрость. Сходная структура воды у древних ледниковых озер, самое большое из которых у нас, в России, — Селигер.

Удивительное свойство воды — передавать информацию на молекулярном уровне. Вода способна стать важнейшим средством коррекции состояния человека, душевного и физического здоровья. Ученые доказали, что вода связана со всей Вселенной, обладает космической резонансной способностью. Исследованиями установлено, что биологически активные вещества, разбавленные водой, продолжают действовать на человека и лечить его — так срабатывает память воды о веществе. Недавно выяснилось, что на структуру воды можно воздействовать с помощью мысли (японский ученый Я. Масара). Когда наговариваются благословения и слова с положительной энергией, образуются структуры, похожие на молекулы ДНК наследственности здорового человека. Исследования российского ученого С.В. Зенина показали, что структура водной среды человека так же индивидуальна, как отпечатки пальцев. Именно она определяет качество крови, влияет на окислительно-восстановительные процессы, объясняет специфику каждого организма.

Вода способна стать лекарством, но для всякого рода лечебных действий годится не всякая вода. Воздействовать на структуру воды можно с помощью шунгита, который очищает воду, обеззараживает ее и нейтрализует примеси тяжелых металлов. На ионизированной серебром шунгированной воде изготовлен и применяется в лечебных целях экстракт прополиса водного. Повышая иммунитет и омолаживая клетку организма, он имеет общеукрепляющий, противоопухолевый эффект, снимает спазмы сосудов, понижает давление и выводит холестерин.

Во всех без исключения религиях мира практикуются религиозные и культовые обряды, связанные с водой. Она используется и в православной вере для духовного и физического исцеления. В канун Крещения Господня происходит освещение воды и при этом читается Молитва на принятие святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая твоя вода во оставление грехов моих, в просвещении ума моего, в укреплении душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвам Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Всем известно выражение: «От святой воды бесы бегут». И это не вымысел: святая вода не только исцеляет и закаляет дух, не только очищает тело, но и смывает энергетическую грязь. Большое содержание ионов серебра активизируют любу структуру, облагораживают энергетику. Хотите быть ближе к Богу, то есть обладать высоковибрационной энергетикой, — совершайте омовения святой водой.

Колокольная терапия. Символом христианской религии является крест. Это, по определению академика Ф.Я. Шипунова, одно из самых мощных устройств подпитки жизненных сил на Земле, с ним может сравниться разве что колокол.

Выяснилось, что колокольный звон излучает огромное количество резонансной ультразвуковой радиации, которая физически и духовно очищает пространство. Наши предки использовали колокольный звон, ибо его звук целителен для каждой живой клетки. Наука биоакустика установила, что скелет каждого человека представляет собой особым образом настроенную антенну, причем мужской скелет «звучит» в тональности до-диез, а женский — в соль-бемоль. Если колокола настроить в этих же тональностях, то при их звоне человек получает, что называется, Божьею благодать. Именно за такой энергетической подпиткой души ходит люди в церковь. То же самое происходит, когда поет определенным образом настроенный церковный хор.

В России до 30-х годов XX века имелось 1270 монастырей и примерно 80 тысяч церквей. Когда ученые посчитали потенциал излучения всех колоколов в ультразвуковом диапазоне, выяснилось, что по праздникам он был так велик, что в результате создавал своеобразный звуковой купол, защищающий жизнь и здоровье людей.

Современная наука, получив результаты новейших исследований, признала молитвы и два священных символа православной Руси — крест и колокол — мощнейшими источниками энергии, средством для исцеления от «неизлечимых» болезней, средством для очищения Души.

* * *

Медовые православные традиции живут и в наше время в «пчелиных праздниках»: весной, когда начинается весенне-летний сезон, и осенью — после завершения работ на пасеке. Это дни святых соловецких угодников Зосимы — 30 апреля, и Савватия — 25 октября. Осенний праздник так и называется — Савватий-пчельник». В этот день молились, веруя в то, что целебные дары улья требуют от человека добрых помыслов, нравственной чистоты и праведного перед Богом образа жизни.

Категория: №05-06(11-12)2005 | Добавил: winch (29.11.2016)
Просмотров: 715 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024