Четверг, 25.04.2024, 08:45Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №04(165)2018

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина

Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин создавал уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор никому не удалось.

Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764 году помещиком Бахметьевым по указу Екатерины II — «делать хрустальную и стеклянную посуду самым добротным мастерам…». Из европейских стран сюда стали завозить образцы изделий, на которых следовало учиться местным бахметьевским мастерам.
И они, очень быстро освоив все премудрости стекольного дела, смогли не только повторить европейские образцы, но и привнесли в производство стеклянных изделий свою неповторимую манеру.
Очень много сложных выдувных форм...
Для украшения своих изделий мастера использовали матовую гравировку, обработку алмазной гранью, роспись золотом, серебром, красками. Применяли и древнюю технику декорирования — филигрань (венецианскую нить).
В стенах завода выросло много талантливых стекольщиков, но самым незаурядным из них был Александр Вершинин. Многие работы этого мастера уникальны. Но он проявил себя не только как виртуозный стекольщик, но также и как химик, и художник.
Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами...
За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола на 70 персон, государь-император «пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив своё удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства».
Но больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами, которые теперь так и называют — «вершининские».

Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней — точно не известно. Часть из них находится в личных коллекциях и лишь изредка «всплывает» на аукционах, несколько штук хранятся в музеях.
Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его гордостью.
На стенках вершининских стаканов изображены целые пейзажи — кавалеры прогуливаются с дамами, неподалёку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия… Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. Как такое можно было сделать и не сжечь макет, когда стаканы изготавливают при очень высокой температуре? 
Несколько вершининских стаканов с разными сюжетами, изображенными на них, хранятся в других музейных собраниях. Оказались вершининские стаканы и в США.
Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, и композиция размещена не в стекле, а между стенками. 
И тем не менее остаётся ряд загадок, оставляющих специалистов в восхищении и недоумении: как мастер прикреплял свои макеты к стеклу, ведь стаканы совершенно прозрачные и следов клея на них не видно? Каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала, ведь зазора между стаканами практически нет? И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию?
В последние годы чисто теоретически предложены варианты, как можно было это сделать. В качестве клея можно использовать лёд. Сначала картинка наносится на мокрую поверхность, которую потом замораживают. В дальнейшем, когда стаканы будут вставлены друг в друга, лёд растапливают. Чтобы вставить один стакан в другой, наружный стакан нагревают, а внутренний охлаждают. Зазор между ними увеличивается, и стаканы осторожно вставляют один в другой, используя в качестве направляющих, допустим, соломинки.
А для сварки краёв стекла можно обмазать их фосфором и поджечь наподобие фейерверка. Выделится большое количество тепла, которого будет достаточным для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, всё равно это весьма кропотливая и трудоёмкая работа, которая под силу лишь настоящему виртуозу. Но пока никто не пробовал это повторить.
Есть сведения о том, что одна московская семья является обладательницей одного совершенно уникального, даже не двухслойного, а трёхслойного стакана. Конечно, его цена баснословна. Именно поэтому сведения об этом стакане крайне скудны и не разглашаются. Но, может быть, этот уникальный стакан всё же когда-нибудь попадёт в музей и великий русский мастер Александр Вершинин ещё удивит нас?
https://kulturologia.ru.

Категория: №04(165)2018 | Добавил: winch (15.04.2022)
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024