Воскресенье, 22.05.2022, 07:57Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №04(165)2018

Как мы спасали дочку от гаджетов

Расскажу историю о знакомстве нашей дочки с цифровым миром. Историю о ранних родительских ошибках и их последствиях. И о том, как мы решили убрать телевизор, планшет и компьютер куда подальше. 
Сразу скажу, что никому не навязываю свою точку зрения. Все любящие родители желают своему ребёнку только лучшего и выбирают для него то, что считают нужным и правильным. Мы с мужем сделали свой выбор почти год назад и ни разу об этом не пожалели. 
Судьба подарила нам замечательную дочку. Стася с самого рождения была солнечным, жизнерадостным и спокойным ребёнком. Ни тебе истерик, ни ночных подъёмов, ни проблем с питанием. Только улыбки и смех. А ещё естественное любопытство: книжки, развивающие игрушки, да и просто какие-то интересные предметы — всё принималось «на ура». 
Кстати, слово «развивающий» было нашим пунктиком. Мы проглатывали всё, что подавалось под «развивающим» соусом. Поэтому очень рано, где-то с полугода, дочка посмотрела свой первый мультик из серии «Tiny Love». Стася сразу его полюбила, так что смотрели этот мультик регулярно. Даже сейчас вспоминаем его с теплотой, поём оттуда песенки и вставляем полюбившиеся фразочки. 
Ну что ж, если это так нравится ребёнку, почему бы не добавить ещё мультиков? К году Стася уже вдоль и поперёк пересмотрела и Timmy Time, и Патрика и его друзей, и многие советские мультики вроде «Бременских музыкантов». Вскоре мы познакомились с Лунтиком, Фиксиками и нашей обожаемой Свинкой Пеппой. Наконец даже канал «Карусель» с его Пчёлкой Майей и Аркадием Паровозовым стал для нас родным и любимым. И дочке, конечно, хотелось больше и больше. 
В то же время Стася осваивала гаджеты. Сначала, когда ей было месяцев девять, мы закачали в смартфоны всякие интересные приложения: музыкальные, с голосами животных, да и просто забавные вроде «Sago Mini». Исключительно чтобы развлекать ребёнка в дороге — тогда мы полетели в первое семейное путешествие. 
К году дочка уже хорошо знала все эти игры. Но вот беда: теперь она при первой же возможности отнимала наши смартфоны. И тут мы с мужем решили, что доченька созрела для собственного гаджета, и закачали все те же игры на планшет. Теперь это был Стасин планшет. Все удивлялись и радовались: как же быстро освоилась наша девочка, как она ловко справляется с этим прибором. Казалось бы, всем стало хорошо: и дочка «развивается», и у родителей есть свободное время. 
Проблемы появились в год и два месяца. Сначала снизился темп развития речи. Оказалось, что очень много новых слов Стася узнавала из книжек, которые на тот момент почти перестала читать. Потом начались сложности со сном. Наша дочка, которая всегда легко укладывалась, вдруг стала капризничать. Но всё это можно списать на возрастную перестройку, адаптацию и т.п. А всерьёз мы заволновались, когда Стася, обычно всегда позитивная, стала без повода раздражаться, закатывала истерики и даже пыталась драться. К тому же постепенно пропадал интерес к другим любимым занятиям: рисованию, лепке, книгам, музыке…Ей теперь хотелось только мультики и планшет. 
Я давно подозревала, почему так происходит. Но всё время пыталась найти оправдания и другие причины. 
Решила посоветоваться с педагогом в нашей Монтессори-группе. Ольга — настоящий профессионал своего дела, да и просто очень хороший человек. На вопрос о том, как вообще ТВ и гаджеты вписываются в их концепцию воспитания, я получила однозначный ответ: до трёх лет полный отказ. А после — только в целях образования и познания нового. Родителей, конечно, никто не заставляет, но рекомендации именно такие. 
Тогда я вернулась домой в раздумьях. Действительно, когда Стаська ещё не родилась, я каждый день мечтала о том, как мы вместе гуляем, разговариваем, занимаемся творчеством, готовим. Телевизора и планшета в этих планах не было. После откровенного разговора с самой собой я поняла, что за намерениями дать ребёнку всестороннее развитие уже давно скрывались банальная лень и принцип удобства. В тот же день я озвучила эти мысли мужу, и он согласился: пора что-то делать с этой проблемой. 
Мы решились. И вот телевизор отключён от сети, планшет спрятан поглубже в шкаф, наши смарт­фоны тоже вне досягаемости. С дочкой провели подготовительную беседу. Кстати, с бабушками и дедушками тоже, чтобы все знали об этих правилах. В общем, приняли меры и начали новую жизнь. 
Думали, что будет очень сложно, ведь все эти цифровые радости так плотно вошли в нашу жизнь. Мы были готовы к истерикам, крикам и глухой обороне. И, честно говоря, не рассчитывали на лёгкий результат. 
Именно поэтому придумали для дочки целую программу адаптации (очень громко сказано). Главная задача — не дать скучать и заново открыть для неё всё многообразие интересных занятий, помимо мультиков и планшета. 
В первый день эксперимента Стася пару раз просила планшет, иногда подходила к телевизору, просила включить мультик на компьютере. Но, услышав, что айпад от нас ушёл, телевизор якобы не работает, а мультики потерялись, она только чуть-чуть капризничала и сразу же начинала искать альтернативы, с чем мы ей и помогали. Так что началось всё спокойно, а через неделю дочка уже и думать забыла про мультики и планшет. 
Чтобы помочь дочке втянуться в новую, «безцифровую» жизнь, мы придумали вот что.
Скачали песни из любимых мультфильмов. Стася была очень рада такой замене, она до сих пор любит и слушает эти песенки. 
Купили пару-тройку книг про разных персонажей из мультиков. Попадались даже музыкальные, с кнопками-песенками. Дочка очень радовалась, узнавала и называла всех героев. Чуть позже к таким книгам прибавились маленькие журнальчики с наклейками. И тоже очень понравились. 
В эру планшета и телевизора Стася совсе забыла про книги. Но стоило нам отказаться от электроники, и чтение снова стало самым любимым занятием. Мы можем весь день провести с книжками, и дочке не будет скучно. 
Нашей девочке очень по­нравилась затея с кукольным театром. Купили несколько знакомых Стасе персонажей: резиновую Пчёлку Майю, Пеппу, Лунтика и т.п. Все фигурки маленькие и стоят копейки, в детских магазинах их сейчас полно. 
Мы ставили детский стульчик — это сцена. Затем выбирали 2–3 игрушки (сначала мультгероев, а потом любые другие игрушки), на ходу придумывали простенький сюжет: от маленьких поучительных зарисовок до повторения фраз вежливости. И разыгрывали мини-спектакль, не дольше двух минут. Получается тот же мультик, только ещё лучше, ведь тут можно потрогать всех героев и самому придумать сюжет. Стася с большим энтузиазмом приняла эту идею. А сейчас она уже сама выбирает героев и сценарий, разыгрывает перед нами собственное представление: куколки здороваются, узнают про дела друг друга, кушают, купаются, ложатся спать и ходят на горшочек. Очень уморительные маленькие сценки. 
Вскоре после отмены гаджетов у дочки проявился огромный интерес к музыкальным сказкам. После введения «строгого режима» Стася с упоением слушала «Бременских музыкантов», «Кошкин дом», сказки Сутеева и Чуковского. А музыкальную оперу «Мойдодыр» мы с дочкой вообще выучили наизусть и сейчас можем процитировать любой отрывок. 
Стася снова полюбила рисовать и лепить. Лепка — это ещё одна увлекательная альтернатива мультикам и планшету. 
Позже купили диапроектор — полноценную замену мультикам. Нашли в магазине удобный детский проектор «Светлячок», там же продавались и кассеты со сказками и потешками. Темнота, яркие красивые картинки прямо на стене в детской, а фоном идёт качественная озвучка. Стася была в восторге. Смотреть диафильмы — это и сейчас одно из любимых занятий. 
Отличная альтернатива мультикам и гаджетам — прогулка. Мы выходили в парк, садились на скамеечку и наблюдали за всем, что происходит вокруг. Могли придумать историю про любую мелочь и, что мне очень нравится, научились эти мелочи замечать. Любая шишка или листок становятся поводом для увлекательной сказки. 
Конечно, можно столько всего придумать, было бы желание. Перечисленные идеи очень просты и требуют минимум усилий и затрат. 
Сложнее всего в нашем эксперименте было изменить собственный образ жизни (наш, родительский) и справиться с дурными привычками. Хотя нет. Сложно было принять это решение, мысленно отказать себе в телевизоре и постоянном сидении в телефоне. 
А на деле всё оказалось гораздо проще. Нам было так интерес­но проводить время с дочкой, как будто мы сами стали детьми, любознательными фантазёрами. И, если честно, на телевизор больше не тянуло. Со смартфонами первое время было сложнее: ограничили себя до того, чтобы просто отвечать на звонки и сообщения, исключили безцельный «серфинг» в присутствии ребёнка. И наши усилия окупились с лихвой. 
Результат 9 месяцев цифрового «воздержания» в почти два Стасиных года таков.
• Дочка отлично разговаривает, с полутора лет небольшими предложениями, а сейчас уже в ходу и сложные фразы. Она может спеть пару куплетов песенки, рассказать стишок или простую сказку. 
• Стася проявляет огромный интерес ко всему новому. Её не нужно заставлять заниматься. 
• У девочки отлично развивается фантазия. Она сама выберет героев, сама придумает сюжет, сама расскажет историю. 
• Стася стала самостоятельной. Ей больше не нужны мама с папой на каждом шагу. И у нас с мужем появилось достаточно свободного времени на дела и отдых. Те свободные минуты, которое так ищут родители, отдавая детей на растерзание гаджетов, появились сами собой. А все потому, что ребёнок умеет себя занять, применяя уже развитую фантазию и природную страсть ко всему новому. 
• Случайно столкнувшись с телевизором или планшетом (например, в гостях), дочка реагирует на них очень спокойно. Интересуется, конечно. Но не плачет и не куксится, если ТВ вдруг выключили, а планшет забрали. 
• Дочка осталась такой же весёлой и позитивной. Капризы и истерики — редкие гости в нашей семье. 
Мы пока не знаем, какими будут отношения с цифровым миром в будущем. Рано или поздно ребёнку захочется включить телевизор и освоить компьютерные игры. Но, когда придёт время, дочка сделает выбор осознанно, помня о том, как много вокруг других замечательных занятий. 
Напоследок наш совет родителям, которые хотят уберечь детей от раннего цифрового влияния: попробуйте! Не сомневайтесь, просто выключите телевизор и спрячьте подальше планшет. Ведь тот яркий, красочный и ЖИВОЙ мир, который вы откроете ребёнку, точно стоит всех усилий. 
Александра Блох.
https://vk.com/nova_shkola_bydyshego

Категория: №04(165)2018 | Добавил: winch (15.04.2022)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2022