Вы знаете, отчего люди порой становятся злыми и вредными?
Да просто их когда-то недолюбили и не поняли те, кого любили они. Из-за этого у многих из них с детства развился и продолжает развиваться комплекс неполноценности. С малых лет им кажется, что если их не любят, значит, они не достойны этого, значит, они плохие. Сначала недолюбленный ребёнок становится обидчивым, потом «уходит в себя» и возвращается к людям лишь затем, чтобы выставить свои колючки на любые слова и действия в свой адрес, даже если они совсем необидные. Но он так привык ото всех обороняться, сидя в своей «скорлупе», что ощетинивается просто по привычке, даже не задумываясь. Просто его тело уже привыкло к этому и делает это рефлекторно, помня свой горький опыт.
Потом ребёнок настолько вживается в роль плохиша, что старается поддерживать этот имидж как можно достовернее. И, несмотря на то, что внешнее поведение его может быть похоже на поведение озлобленного дикаря или даже страшного монстра, в душе его кипят боль и отчаяние от непонимания окружающими его израненной Души.
К сожалению, его все и принимают таким, каким он пытается казаться. И часто взрослые забывают о том, что он всего-навсего ребёнок со своими проблемами, переживаниями и психологическими травмами. Ребёнок, который нуждается в помощи, как никто другой. Душа его «зачахла» без тепла, заботы, ласки, внимания и просто человеческого понимания. Детская психика намного слабее взрослой, и она требует постоянной моральной поддержки, особенно в критические возрастные переходные периоды. В эти периоды даже ранее послушным деткам, которых в семье все любят, бывает тяжело найти с окружающими их людьми общий язык. А что же говорить о тех детях и, тем более, подростках, которым пришлось несладко без поддержки, любви и понимания близких и родных для него людей?
Такому ребёнку в социуме «выжить» сложнее, чем другим детям. У него своя специфика поведения, которую он выработал, живя вечно в обороне от всех и вся, держа наготове тысячи шипов и иголок, готовых в любой момент выстрелить в каждого, кто посмеет нарушить границы его внутреннего или внешнего пространства. Вот и растёт такой маленький «дикобразик», считая, что весь огромный Мир ополчился против него. А ведь это не так. Просто ребёнок об этом не знает. Мало того, он ещё и никому не доверяет в этом Мире, так как его часто обманывали и отвергали, выставляя перед всеми дураком или монстром. Вот он и оправдывает эти звания, чтобы, если уж не уважают, то хотя бы боялись.
Ребёнок всем своим видом хочет показать, что он «крутой», а чтобы казаться «крутым», нужно грубить старшим, обижать младших и хулиганить.
Но ведь таким деткам, как, впрочем, и всем остальным, нужен не только воспитательный кнут за неправильные поступки, но и поощрительный пряник за правильные.
Взрослые на то и взрослые, чтобы суметь найти подход к таким детям, но для этого нужно себя поставить на его место и почувствовать: «Каково это, когда ты изгой во всех кругах общества, и само это общество вынуждает вести себя, как отъявленный хулиган, поддерживая общепринятое мнение о нём, причём часто по неподтверждённым сведениям, по принципу: «Так все о нём говорят». Ведь никто и никогда не заглядывал в Душу такого ребёнка, не спрашивал его: «Почему ты ощетинился и строишь из себя плохиша?»
Ему и самому наверняка это противно, но общество выделило ему эту роль, которую он, хочешь или не хочешь, а должен играть, следуя стандартным стереотипам.
А ведь в Душе такого ребёнка тоже есть струны, которые могут петь, но пока его Душа плачет и страдает вдали от посторонних глаз, а у всех на виду он «выёживается», отстреливаясь колючками, выставляя на всякий случай шипы напоказ. Вдруг кому-нибудь придёт в голову мысль «напасть», а у него уже крепкая броня наготове. Но он не просто обороняется, он ждёт нападения, часто сам его провоцируя, причём ждёт постоянно, не зная отдыха ни днём, ни ночью. Днём его к этому вынуждает социум, а ночью Душу терзают сомнения и неуверенность. И эта неуверенность в себе, в завтрашнем дне и неверие в волшебные счастливые перемены в жизни заставляют ребёнка ещё глубже забиваться внутрь своей ракушки, но обязательно выставляя оборону с колючками.
С такими детьми нужно много работать психологически, причём долго, серьёзно и очень незаметно для них самих, не оставляя ничего на потом. Им нужна срочная помощь — сразу, здесь и сейчас.
Им некогда ждать у моря погоды. Они уже вжились в свою роль и не ждут, что Мир для них изменится по мановению волшебной палочки. Здесь нужен очень основательный и тонкий подход. Нужно ухитриться достучаться до внутреннего Мира ребёнка, но для этого нужно, чтобы он начал вам доверять. Но не думайте, что заслужить доверие очень просто. Отнюдь нет. Он — «тёртый калач» в плане «ежистости». Попробуйте «влезть в его шкуру» и почувствовать его состояние. Да, заслужить доверие такого ребёнка непросто даже потому, что он уже «наобжигался» и никому не верит. А нужно, чтобы поверил и смог постепенно оттаять, раскрыться, понять и почувствовать, что Мир не такой агрессивный, каким ему казался, особенно, если самому стать чуточку добрее к этому Миру. Ведь какой ты сам, такой и Мир вокруг тебя, и это, кстати, касается не только детей, но и взрослых, которым в детстве вовремя не встретился на Пути человек, который показал бы ему Мир с другой стороны и нашёл бы подход к его израненной Душе, просящей помощи. Поэтому помощь таким людям нужно оказать как можно раньше, пока их Душа ещё не успела совсем «зачерстветь» и запереть все двери на засовы и амбарные замки.
Вы спросите: «О какой помощи Вы говорите?» Да всё достаточно просто. Нужно только попробовать хоть раз поговорить с человеком по Душам и понять, что его тревожит, чем он увлекается, какие у него интересы, какие цели в жизни...
Однако бывает, что человека трудно вынуть из его глубокой ракушки и разговорить о его проблемах.
На этот случай есть 100% проверенный способ помочь ему. Просто он должен в чём-то помочь вам. И эта помощь должна быть реальной, а не придуманной. Не допускается никакого обмана. Человеку нужно почувствовать, что ему доверяют, и не просто абы что, а спасение другого в каком-то важном, судьбоносном вопросе. Значит, нужно найти в своих запасниках давнюю, никак не решаемую проблему и рассказать о ней подопечному, дав ему понять, что только он и никто другой сможет помочь, что если не он, то никто не поможет. Он может помочь не обязательно вам. Вы вправе направить его к тому, кто очень нуждается в его помощи и поддержке. Это может быть человек, брошенный зверёк... Так он сможет поверить в себя и свои силы. И только когда он поможет кому-то, тогда почувствует свою нужность и искреннюю благодарность того, кому помог, посмотрев на Мир другими глазами. Он наконец скинет чёрные очки и начнёт видеть оттенки разного цвета.
Так для него блеснёт первый лучик надежды на спасение. Если вы сможете заслужить доверие такого человека, проявите искренний интерес к его судьбе и заботу о нём, то сердце его обязательно оттает и засветится доброй улыбкой. Так, делая маленькие шаги навстречу друг другу, можно будет растопить заледеневшее сердце ранее не уверенного в себе человека. Вы увидите, как он преображается на ваших глазах, как распускается цветок его Души и за спиной расправляются крылья, а заодно постепенно тают все обиды на Мир, людей и самого себя.
Если помочь человеку поверить в себя и показать ему, что в него верят и другие, то он обязательно станет опять самим собой, настоящим и никогда не подведёт тех, кто в него верит. Тот, кто помог ему поверить в собственные силы, становится ему очень дорог. А тех, кто нам дорог, подводить не хочется никогда, потому что они в нас верят. Вера в человека кардинально и навсегда может изменить его судьбу. И это относится в равной степени как ко взрослым, так и к детям, мальчикам и девочкам.
Любовь и понимание творят настоящие чудеса, которых мы все постоянно ждём. Вера в чудо не даёт угаснуть надежде, а надежда помогает выстоять в самые трудные времена. Но ведь чудеса мы можем творить и сами, помогая тем, кто попал в беду, кто очень нуждается именно сейчас в этом чуде.
Дарите людям Радость и улыбки, и всё это вернётся вам многократно увеличенным. Помогая другим, мы сами становимся лучше. А значит, нам это нужно так же, как и тем, кто нуждается в нашей помощи.
Алёна Амелина,
член Ассоциации творческих
учителей России, поэтесса,
рук. Универсальной Родительской Академии, психолог,
тренер по позитивному мышлению, автор образовательно-игровой
методики преподавания
«Смотри, Играй, Читай, Считай, Слушай и Запоминай»,
педагог семейного образования.
https://vk.com/amelinaalena.
amelinaalena@mail.ru. |