Для поселений РП, тяготеющих не к частной, а к коллективной (общей) собственности на землю, особо значимы договоры об осуществлении долевой собственности, когда в поселении не производится межевание земли и вся земля находится в общей долевой собственности всех семей, создающих Родовое поселение, жители которого строят там свои Родовые поместья. Эти люди осознают себя не просто единоличниками, но неким сообществом, которых объединяет нечто большее, чем просто совместное соседство на этой земле. Они имеют общие интересы, общие цели, общий для всего поселения Уклад и общее осознание своего на этой земле предназначения. Живя, по сути, одной большой Семьёй, они приходят к ощущению, что частная собственность на землю вредна, она разделяет, превращает людей в единоличников, думающих только о себе. Такие сообщества чем-то похожи на русские общины — Родовые общины, не территориальные (соседские) с обязательным переделом земли, появившиеся в России по указаниям властей только в XVIII веке.
Каждая семья в Родовой общине являлась хозяином своей земли, имела её в наследственном (родовом) пользовании и владении. Родовыми угодьями из поколения в поколение являлись усадьба (дом, сад, огород), пашня, сенокосы, пастбища (выпасы) и иногда даже лесные угодья (бортные ухожаи, лесные ухожаи). При этом у общины обязательно были общие сенокосы, общие сады, общие луга и всегда общими были озёра, реки и леса — всё то, что создал на этой Земле Бог.
Земля считалась Божьей, и присвоение созданного Им блага (дары лесов, озёр и рек, лугов и полей) осуществлялось лишь наравне с другими, сообща, совместно. Но там, где в землю вкладывается значительный труд, где производителем и создателем блага земли является сама семья, она уже является хозяином. Она и присваивает созданное ею, и передаёт по наследству уже только своим детям, наследникам, потомкам, с тем, чтобы эта земля и всё созданное на ней сохранялось внутри этого Рода из поколения в поколение, переходило бы от предков к потомкам вместе со всеми её улучшениями как Родовая (принадлежащая именно этому Роду) земля. Ни другой Род, ни кто-либо иной на эту землю уже не претендует.
Этим выделялись общие угодья и Родовые угодья, общинное владение и Родовое владение.
В русской общине эти понятия соединялись, существовали одновременно. Каждая семья из поколения в поколение владела своими Родовыми угодьями, но также пользовалась общими землями, имела долю в праве пользования общественными (Божьими) благами или созданными трудом всей общины (запруды, мельницы, капища, ярмарки, хозяйственные заведения, постройки и др.). Всё это считалось достоянием всей общины как сообщества Родов, имеющих общие интересы, сплачивающие их в одно поселение «одного Рода-племени».
Не было оттого и понятия о частной собственности на землю («собе», «особе», «особисто», «отделённо», отдельно). Частичкою себя не мыслили, «собе» и «особе» не жили — лишь сообща да вместе. Какая радость лишь «особе» богатство, благосостоянье, счастье накопить, когда сосед нерадостен, с хозяйством и семьёй несчастен, благого состоянья не имеет и значит, в Родах соседних Лада нет? Кого сынам тогда брать в жёны и за кого тогда отдать придётся замуж дочерей? За тридевять земель? И что такой неблагий и несчастный Род общине может сотворить? И что случиться может чрез него в годину трудную иль времена лихие?
Вот от того добрососедства предков наших мудрость великая была, культура жизни образа счастливого для всех Родов. И помогать друг другу каждый сам стремился. Добром, Любовью поделиться с радостью спешил. Открытием полезным, новой мыслью, советом мудрым или словом, а когда и делом. И ощущали все Рода себя Семьёй большой и Племенем единым. И молодым дом строили, хозяйством всей общиной обзаводиться помогали. Но и трудилась в интересах всей общины каждая семья. Когда с другими семьями поочерёдно, а когда совместно. Не тягостно, а радостно такое было. Как праздник общий для всех семей или Родов для всех. Как сенокос совместный, например. На празднике таком себя младые юноши и девицы стремились друг другу показать. Знакомству, познанию друг друга в труде совместном такие праздники Родам общины помогали.
Переходили души из Рода в Род, венчались, женились и роднились. И каждая семья не мыслила себя от Рода-племени и поселения отдельно. Культура жизни образа счастливого землёю общей для Родов счастливых по всей Руси цвела.
Вот этот изначальный, тысячелетиями существовавший на Руси поземельный строй, о котором интуитивно и сегодня знает каждый человек, потому что он остался в наших генах и нашей Родовой памяти, которые и сегодня подсказывают нам, что Земля — Божья, что Право на землю — от Бога, что Мы — Его Дети, что всю эту Землю Он подарил нам, чтобы мы заполнили и украсили её всю. И значит, у каждого из нас была, есть и будет на этой Земле своя Родина, своё конкретное место, на котором живёт конкретный Род, конкретная Семья и наследует эту землю как своё родное, родовое гнездо, улучшая её и облагораживая из поколения в поколение, что только Труд на Земле даёт право присвоения от земли её Блага и право считать себя её Собственником, что вся не занятая конкретными Семьями и Родами земля свободна для приложения труда каждого желающего обустроиться на ней своей Семьёй, ещё не имеющей пока своей земли, и облагородить эту землю, устроить на ней своё родное гнездо, своё Родовое, из поколения в поколение наследуемое конкретное на этой Земле место, и обрести Право на эту землю — по факту приложения к ней своего труда и праву рождения в этом государстве, законы которого и должны служить интересам Родов и Народов, проживающих на этой территории, и тем выполнить своё предназначение на этой Земле от Бога — усовершенствовать Его подарок, украсить и облагородить эту Землю и нашу собственную на ней Жизнь, стать Счастливыми на этой Земле вместе со своей Семьёй, Родом и Народом своим, о чём Он, Создавший эту Землю, для нас и мечтал.
Вот и сегодня во многих поселениях Родовых поместий, жители которых, проходя свой Путь Роста, приходят к пониманию того, что именно Род — не личность и даже не совсем семья, а именно РОД, т. е. приходящие в жизнь друг за другом люди, где первый из них — от Бога — Род, воплощаясь новыми и новыми Душами и тем живя на выбранной им земле вечно, может единственно являться её хозяином, определяющим предназначение и судьбу этой земли, владение, пользование и распоряжение ею, её настоящее и будущее. И потому права отдельной личности и даже семьи на эту землю в значительной степени условны и подчинены интересам всего Рода, которому эта земля должна остаться и достаться улучшенной, способной вместить и взрастить новые и новые поколения. Что именно выполнение своих Родовых задач и предназначения на этой земле каждым жителем поселения открывает счастливую вечность для всех проживающих в нём Родов и потому несёт общую ответственность за судьбу всей земли, на которой они проживают совместно.
Вот это самоосознание жителями поселения себя как сообщества Родов, которые вместе живут в одном поселении, на одной земле, и возрождает вновь тот изначальный русский поземельный уклад, когда каждый Род является хозяином своего Родового поместья как своей родовой земли, и все эти Рода одновременно определяют судьбу всей возделываемой ими земли, владение, пользование и распоряжение ею, её настоящее и будущее предназначение. Вот этим соборным укладом Родов своих и создавая условия для выполнения на этой земле Программы Бога, для выполнения каждым Родом на этой земле своего Божественного предназначения.
Юридически это делается следующим образом.
Первое. Создаётся общая долевая собственность на земельный участок всего поселения. Каждая семья получает долю в праве собственности на весь земельный участок (по договору купли-продажи или дарения долей). Размер доли соответствует площади её Родового поместья.
Второе. Между всеми этими семьями как участниками долевой собственности заключается многосторонний гражданско-правовой договор — Соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 247 ГК РФ), принадлежащим всем им сообща, на праве общей долевой собственности.
Договором определяется желаемый ими порядок её осуществления.
Каким образом это соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком разворачивает общую долевую собственность на служение благу для семей и Родов, способствует не их разделению, а их единению, помогает вернуть на Русь её исконный земельный строй, приносит Лад в поселение? Надо подумать и найти этот ответ в себе многим из нас; может быть, и всем вместе. Вот, например, в одном из поселений Тверской области этот порядок был выработан так.
Вся принадлежащая поселению земля оформляется как один земельный участок, который без межевания передаётся в общую долевую собственность всех семей, вложивших денежные средства на его приобретение. Каждая приходящая в поселение семья, выбравшая себе часть земельного участка для её обустройства в качестве Родового поместья, по истечении 1 года пользования землёй также наделяется долей в праве собственности на весь земельный участок. У каждой семьи размер доли соответствует площади её Родового поместья. Доля каждого привязывается к конкретной части земельного участка (ЧЗУ), и всё это закрепляется договором и соответствующей схемой. На схеме показываются площадь, границы, координаты угловых точек каждого поместья и ФИО его владельца. Показаны все остальные ЧЗУ — свободные участки и земли общего пользования (дороги и др.). Схема применяется для любого использования земельного участка, а также на случай раздела или выдела земельных долей. Впрочем, для этого нужно решение общего собрания. Никакое решение общего собрания не принимается без достижения согласия всех. Все вопросы типа размеры денежных взносов, обустройство общих территорий, распоряжение землёй и другие общие вопросы решаются только совместно, всеми семьями поселения, их общим Собранием. Это правомочно, потому что каждый участник собрания — сособственник (участник долевой собственности), а соглашением между всеми ними такой порядок принятия решений и установлен.
Своеобразный порядок установлен и в отношении бремени содержания земельного участка. Земельный налог и другие обязательные платежи распределяются между всеми участниками долевой собственности соразмерно доле каждого. А все затраты на строительство дорог, обустройство общих территорий поселения и несение других расходов, решение об осуществлении которых принято самими жителями поселения, распределяются поровну между всеми семьями, обустраивающими Родовые поместья, независимо от размеров их долей. При этом все неотделимые улучшения земельного участка следуют его судьбе (ст. 135 ГК РФ). Они достанутся тому, кто на земле останется. И это правильно.
Продать такую землю, по сути, нельзя, можно продать лишь вложенный в неё труд (улучшения земельного участка), а также вернуть деньги, отданные за её приобретение (себестоимость), с учётом некоторой инфляции, коэффициент которой определяет общее собрание. Оно же активно участвует и в оценке улучшений, не позволяя не трудившемуся на ней лодырю продать пустой участок по баснословной стоимости. Всё это становится возможным потому, что юридически продаётся не участок, а доля в праве собственности на него, а это затрагивает права других собственников долей и потому решается лишь их общим собранием. Поэтому цена земли в таком поселении — это её себестоимость + реальные улучшения, произведённые в границах Родового поместья. Потому что всё сделанное за границами поместья (на общей земле) — это уже общая собственность всех семей поселения. А эти вложения при уходе из поселения не возвращаются, т.е. они уже рассматриваются не как товар, а как подарок.
Такое бывает не во всех поселениях; иногда оговаривается компенсация. Зависит это от того, какого рода проектом для людей является создание поселения — инвестиционным или благотворительным (какого рода отношение к земле у её владельцев преобладает) и имеется ли равенство между организаторами поселения и семьями, приходящими позже,
т. е. какой именно договор по своей сути заключается между участниками поселения.
Итак, доля в праве собственности продаётся (но именно как труд семьи на своей земле), при необходимости дарится или наследуется, и это тоже регулируется договором, определяющим условия вступления правопреемника в долевую собственность и в само поселение как большой инвестиционный проект. Новая семья должна получить согласие общего собрания на её участие в этом проекте и заключить с участниками долевой собственности дополнительное соглашение о присоединении к договору. Без этого сделка по отчуждению или дарению доли не совершается — по условиям договора в Росреестр должны быть сначала представлены протокол решения такого собрания и дополнительное соглашение. Ограничения оправданы — это созданная гражданами долевая собственность, и они сами правомерны определять круг её участников и условия вхождения в неё. Купленная на их средства земля — их общий инвестиционный проект.
А вот для наследников такие ограничения не применяются, поскольку их «кандидатура», как известно, определяется без решения общего собрания, а на основании закона или решения собственника земли. Точно так же и при дарении доли (поместья) другому члену семьи или любому родственнику из числа возможных наследников по закону (ст. 1142 — 1146 ГК РФ). Это уже передача Родового поместья внутри Рода. И никакое собрание здесь не указ. Почему? Потому что, приняв однажды на эту землю человека для обустройства Родового поместья, мы принимаем всю его семью и весь их Род.
Но у земли этой есть своё предназначение, ему следуют и покупатели, и наследники, которые тоже присоединяются к Договору. Оно отражается в Договоре, начиная с самого понятия Родового поместья, и может уточняться принятыми общим собранием Правилами землепользования и проживания в поселении, отражающими порядок владения и пользования этой землёй, который, согласно ГК РФ, определяется всеми участниками долевой собственности вместе, но при этом не допускается произвольное вмешательство в дела семьи и другие частные дела (ст. 1 ГК РФ). Поэтому обустройство земельного участка в границах Родовых поместий осуществляется по усмотрению их владельцев с соблюдением Правил землепользования и проживания в поселении, которые выступают как приложения к договору. Вмешательство в деятельность семей по обустройству Родовых поместий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами и законодательством РФ. А обустройство земельного участка на территориях общего пользования, а также обустройство или хозяйственная деятельность на свободных участках осуществляются каждым из участников долевой собственности только при взаимном согласии их всех. Достижение согласия всех семей вообще нужно для жизни поселения. Но это уже его Уклад, это уже не Договором определяется.
Это может быть и любой другой необходимый поселению порядок владения, пользования и распоряжения земельным участком и образуемыми в нём частями (Родовые поместья, свободные участки, территории общего пользования), помогающий осуществлять право собственности на землю на благо всех семей, а главное — Родов, пришедших на эту землю, когда каждый Род из поколения в поколение владеет участком своей родовой земли и является на ней полноправным хозяином, но эта земля используется для того, чтобы: 1) совершенствовать среду обитания, 2) продолжать на ней Род и 3) творить Жизнь, и за этим смотрят все Рода поселения совместно.
Третье. Одновременно с Договором принимается Уклад поселения Родовых поместий, определяющий взаимоотношения между семьями и Родами всех пришедших на эту землю и принимающих складывающийся здесь образ жизни, чтобы выполнять на этой земле своё предназначение.
Укладом определяются взаимоотношения между семьями и Родами жителей поселения, не затрагиваемые Договором, — взаимопомощь, добрососедство, соборность, общие праздники, общая школа, общие цели и задачи, общие свершения и дела, совместное принятие решений, достижение согласия, путь роста и опыт каждого на этом пути, его осмысление и осознание, полученная мудрость, разум, культура ладного образа жизни всех проживающих в поселении семей и Родов, её устои и каноны, сложившиеся на территории поселения обычаи, традиции, ценности, обряды и иные писаные и неписаные правила поведения (ст. 5 ГК РФ).
Вырабатывается такой Уклад постепенно, по мере роста осознанности и понимания необходимости единения всех семей и Родов, образования их соборной воли, мысли и энергии и совместного выполнения ими своего предназначения.
В поселении, которое имеет такой земельный строй и Уклад, не остаётся места для личности с её индивидуальным мнением и стремлением навязать своё, с её самостью и ограниченностью ею же от других людей, их чувств, правды и мыслей. В таком поселении личность растворяется и уступает место Человеку как представителю своей Семьи и Рода, открывая Человека Соборного и от своего Рода-Племени неотделимого. Сам Уклад такого поселения не является каким-то Уставом, написанным юридическим языком и принятым общим собранием по большинству голосов из потребности создать общие правила поведения для ограниченных своими гордынями личностей, желающих навязать своё и сделать хорошо только себе самому. Такой Уклад рождается соборной энергией всех Семей и Родов, их стремлением к Счастью Истинному для каждого и всех вместе, их желанием осознать Истину и воплотить её на Радость всем, создать Пространство Любви, помочь Душе каждого выполнить на Земле своё предназначение. Достичь Согласия не через «рычаги» и не через объединение мнений, а через объединение сердец, через осознание Истины, открывающейся сердцу каждого в искреннем стремлении принять Правду каждого, и через единство чувств достичь Согласия. И эта Истина ясна и понятна Душе каждого. Такой Уклад является Совместным Творением счастливого образа жизни, куда каждый внёс частичку себя. Каждая семья и Род каждый. И это сотворённое Родами ЕДИНСТВО будет хранить эту землю и всех рождённых на ней поколениями.
Таковы мудрость и культура предков наших.
Василий Петров
ПРП Заветное, Владимирская область
vassilijus@mail.ru |