Как любая мама, мечтающая вырастить счастливым своего ребёнка, я интересуюсь воспитанием детей. Однажды на прогулке знакомая, наблюдая за нами, спросила: «Катя, ты, наверное, очень много читаешь про то, как воспитывать детей? Ты так общаешься со своим сыном! Сразу видно, что он развитый и мудрый ребёнок!»
Я ответила односложно, что-то типа: «Да нет, не много читаю. Просто стараюсь, чтобы он был счастлив и мог выйти из любой ситуации самостоятельно!»
Придя домой, я задумалась и решила написать свои мысли, оформив их в эту небольшую статью.
Чего я НЕ делаю в общении с ребёнком
1. Я не говорю: «Я не люблю тебя!»
Мой ребёнок знает: что бы он ни натворил, я всегда его буду любить.
Наоборот, когда он что-то сделал неприятное, я ему говорю: «А я всё равно тебя люблю, но мне неприятно, когда ты так поступаешь!»
Я понимаю, что родителям, которые говорят ребёнку: «ты плохой», «я не люблю тебя, если ты так делаешь», гораздо проще манипулировать своим ребёнком. Но для меня гораздо важнее то, кем он вырастет, чем лёгкость в воспитании и управлении сыном сейчас.
2. Я не успокаиваю и не задабриваю ребёнка сладостями
Я сама из детства принесла привычку заедать проблемы сладким, поэтому для своего ребёнка я стараюсь использовать другие успокоители.
Я всегда спрашиваю, почему, чем он расстроен и что ему может помочь решить этот вопрос. В редком случае я могу ему купить игрушку. Но чаще мы танцуем, смеёмся, начинаем прыгать, говорить разные смешные фразы, чтобы поднять настроение.
Фразы придумываем сами или берём из мультфильмов, но они знакомы только нам. Окружающие могут даже не понимать значения этих фраз, так как они сформировались в процессе нашего общения с ребёнком.
3. Я не пугаю ребёнка страшными дядьками, бабайками и пр.
Я считаю, что мой ребёнок достаточно развит, чтобы понять меня. Чаще я ему объясняю, зачем нам то или иное действие нужно сделать. Если ребёнок совсем не хочет, его тоже стоит понять.
Так, Андрей сам перестал спать в обед. Он просто однажды в возрасте 4-х лет сказал: «Мама, я не хочу больше спать в обед!» Хотя в саду бывает, что он спит. Бывает, просто лежит.
Реже я лишаю ребёнка сказки на ночь или мультика, но чаще нам удаётся договориться без запугиваний, лишений и прочего.
4. Я не ругаю ребёнка в присутствии других людей
Мне всегда было неприятно, когда при других детях родители начинали ругать мою подругу. Я сама начинала себя чувствовать так неприятно, скованно. Я даже считала себя виноватой. Представляете, что чувствовала моя подруга?
Поэтому сейчас я стараюсь не делать замечаний, не ругать, не отчитывать и не кричать на ребёнка в присутствии других людей.
Если у меня есть к нему какой-то вопрос или фраза, которую я хочу сказать прямо сейчас, я отзываю его в сторонку и говорю то, что хотела.
Так же этот принцип действует в отношении взрослых.
5. Я не бью и не кричу на ребёнка
В моей жизни было время, когда я поднимала руку на ребёнка. Слава Богу, теперь я стала мудрее, сильнее, опытнее и умнее.
Когда ребёнок привыкает к партнёрству и к переговорам, потребность в криках, упрёках и тем более физическом насилии отпадает.
Что я делаю в общении
с ребёнком
1. Я обнимаю, целую ребёнка
Считаю, что телесный контакт с родителями очень важен для ребёнка не только в младшем, но и в старшем возрасте.
Я безмерно благодарна своим родителям, которые приучили нас обниматься и целоваться при первой возможности.
Объятия и поцелуи помогают ребёнку принять и полюбить себя ещё больше.
2. Я хвалю его за его успехи и старания
Даже если что-то не получилось, я всё равно хвалю ребёнка за его старания. Объясняю ему, что он приобрёл ценный опыт и многому научился, но если будет стараться вновь, у него наверняка получится ещё лучше.
Даже когда у ребёнка что-то не очень хорошо получается, я всё равно хвалю его за это. И в следующий раз у него получается уже гораздо лучше.
3. Я извиняюсь, если не права
Это было самое тяжёлое для меня. Но мы научились извиняться. Если я ошиблась, сорвалась, не сдержала слово или просто была не права, я извиняюсь.
Были случаи, когда я долго доказывала что-то своему ребёнку, а потом спустя полчаса понимала, что я не права. Я шла и извинялась. На первых порах просто заставляя себя.
4. Я даю ему возможность учиться и пробовать всё самому
Я стараюсь как можно меньше делать тех вещей, которые ребёнок может сделать сам. Просто потому, что я верю в него, я ему доверяю.
Так, в четыре года я перестала помогать ему раздеваться и одеваться в детском саду. Оставались лишь мелочи, например, завязать шапку и шарф. Всё остальное он мог сделать сам. И я старалась проснуться раньше, чтобы у ребёнка было время самостоятельно одеться не торопясь.
Он сам научился читать и считать до 1000 в четыре с половиной года. Единственное, в чём я помогала ему, — это всевозможные игры на слух.
Он исписал все стены цифрами, обклеил все двери буквами, много вырезал, клеил, и всё это я разрешала ему делать самому.
5. Я прививаю ему позитивное мышление
Это мы стали практиковать только недавно. Но я понимаю, что без позитивного мышления ребёнок не сможет стать счастливым. А ведь моя задача — именно это. Помочь ребёнку оставаться счастливым и уметь выйти из любой ситуации самостоятельно.
Конечно, есть много других вещей, которые мы делаем, но это тот список, который, я думаю, поможет начинающим мамам и папам стать счастливее и помочь своему ребёнку войти в наш мир.
Екатерина Ковалёва, психолог. |