Этот ассоциативный тест настолько правдив, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие — как занятную игру.
Сказка-путешествие
Предлагаем провести тест как сказку-путешествие вместе со своими детьми. Можно одновременно играть вдвоём и всей семьёй. Младшие с особым удовольствием поиграют в «воображалки». Дети от 12 лет, узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и о мире, а вы — чёткий срез их эмоционального состояния.
Вначале пройдите этот тест сами, а потом предложите ребёнку «путешествие». Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу. При этом мягко и ненавязчиво задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы они не содержали подсказки и не навязывали ребёнку поведение (например, слово «перейти» имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово «преодолеть»; «оказаться» — меньшую, чем «достичь», и т.д.). Слушайте всё, что он хочет рассказать, и «мотайте на ус». Будете читать ответы — тогда «размотаете».
Воображаемый путь
Представьте себе... Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то?
Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдёшь? Будешь пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь, увидев его?
Ты идёшь дальше, впереди — река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Ты оказался на другой стороне и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к двери дома. Опиши дверь. На двери — табличка, как она выглядит? На ней написано твоё имя — прочитай «надпись».
Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдёшь сначала? Опиши её. Какие ещё комнаты в доме?
Ты пойдёшь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живёт? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?
Ты выходишь из дома с другой стороны и идёшь по тропинке. Впереди тебя — забор. Как ты окажешься на той стороне?
Около дороги, по которой ты идёшь, есть нора. Как ты поведёшь себя?
Наконец, тропинка выводит тебя к морю. Над морем — чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться?
Вот и всё, путешествие счастливо завершилось. Ребёнок возвращается домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Пусть не спеша открывает глаза. Спросите, ему понравилось? А вам?
Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает, а ещё даёт ощущение, что кто-то сильный и добрый ведёт по жизни за руку, помогает, направляет и не даст пропасть ни в коем случае.
Ключ к тайнам
Теперь расшифровка ассоциаций. В тесте даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей. Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как все, но именно поэтому в тесте есть «дублирующие» ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой.
Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница: вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу. Обратите внимание на сам лес — насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Так же важно посмотреть на то, каким видит он дом издалека: светлым или тёмным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье. Обратите внимание на то, какую деталь дома и как человек выделяет особенно — крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.
Родник — восприятие всего нового, что приносит жизнь. Если он видит захламлённый, грязный родник, то, скорее всего, он не привык ждать от жизни милостей. Образ животного — то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный медведь или пушистая белка и кто первым идёт на контакт — он сам или ребёнок ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтобы его не увидели?
Река и стена — символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обратите на этот пункт особое внимание, если в нём появились крайности — «взорву на фиг» или «повернусь и уйду».
То, на что в доме обращает внимание человек, — для него значимые вещи. Кто-то сразу идёт на кухню, значит, для него там смысл и центр дома. Кто-то тотчас замечает детскую. Стоит обратить внимание: если при описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то человека ребёнок игнорирует безсознательно. Например, комнату брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, ребёнку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не «тусоваться» со всеми. Кстати, обратите внимание на общее описание дома — тесно, просторно, темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.
Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак — это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в школе, в университете... Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда там всё разложено по полочкам. Или там живут весёлые коты или добрые птицы. Но у многих он захламлён или запылён. А может быть, ваш ребёнок настолько «переучился», что вообще не захочет туда идти?
Подвал — все подсознательные или плохо осознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится, то, скорее всего, подсознательные страхи его сильно не тревожат. Если он боится идти в подвал и видит его захламлённым, грязным, опасным, то, видимо, ребёнка тревожат смутные страхи. То же самое касается норы. Если ребёнок легко проходит мимо или лезет в нору «покричать», посмотреть, кто оттуда вылезет, то скрытых страхов у него немного.
Чайки у моря — это родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените «уровень шума», который они создают. Похоже на правду?
Ну и, наконец, корабль — заветная мечта. Посмотрите, насколько чётко ребёнок видит детали корабля, это покажет, ясно он представляет себе то, чего хочет. Кстати, если это разбитый остов корабля, посмотрите, какие его гнетут разочарования. Ещё одни критерий — может ли он до корабля добраться. Не беда, если пока не может и видит вообще «корабль с алыми парусами». У него много лет впереди на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия — нет лодки, чтобы добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, это возрастное «видение мира», оно проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.
Напомним, что ответы, которые вас обеспокоили, — это не повод записывать себя или ребёнка в разряд «неблагополучных», а всего лишь «слепок» нынешнего состояния сознания и подсознания. Однако на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и учесть их в дальнейшем.
Заряна и Нина НЕКРАСОВЫ.
http://rodonews.com |