В России появилась тенденция образования новых деревень. Таких селений в России более 200: создаются инициативные группы и от 20 до 100 семей и поселяются в сельской местности. Это в основном молодые семьи с детьми, люди трудолюбивые, грамотные. Они желают жить и работать на земле, при этом помогать друг другу в создании и поддержании инфраструктуры поселений, образования местного самоуправления. Это очень благоприятный процесс для России. Но часто из-за несостыковки и несовершенства законов, разной их трактовки разными ведомствами (комитет по имуществу и земельным отношениям, кадастровая палата, администрации районов) семьи, в частности малообеспеченные, не могут начать строить дома на своих участках в начинающихся поселениях на землях с/х назначения.
Это касается и нашего экопоселения Буртасово Судиславского района. Нам не даётся «добро» на присоединение к прилегающей деревне Буртасово. Пока ещё нельзя строиться и прописываться в построенных жилых домах на земле сельхозназначения, хотя участок земли в собственности каждой из 20 семей. Если даже и будет принят Госдумой законопроект 21184-6 о возможности строительства жилого дома с пропиской на приватизированном участке, то этот закон только для КФХ.
Меня очень огорчает факт, что процедура образования новой деревни в России усложнена. Чем это объяснить и где в этом здравый смысл? Соответствующее обращение я направил начальнику правового управления администрации Костромской области Е. Е. Красавиной.
Владимир Симонов.
г. Кострома.
З
аконами субъектов РФ об административно-территориальном устройстве определяется порядок возникновения и упразднения населённых пунктов — посёлков, хуторов, деревень и других сельских населенных пунктов, к числу которых могут относиться и поселения Родовых поместий. Именно в эти законы должны быть внесены принципиальные поправки, чтобы создание населённых пунктов осуществлялось на порядок легче, чем их упразднение. Сейчас всё происходит как раз наоборот.
В настоящее время ЛИКВИДАЦИЯ фактически прекративших своё существование населённых пунктов, из которых 1) выехали или переселились все жители и в которых 2) отсутствуют зарегистрированные на праве частной собственности жилые дома, производится по решению главы сельской администрации, который удостоверяет фактическое исчезновение населённого пункта и безперспективность его восстановления. Упраздняемые населённые пункты после вступления в силу соответствующего закона субъекта РФ исключаются из учётных данных, а земли упразднённого населенного пункта переводятся в состав иных категорий земель в порядке, установленном земельным законодательством.
Для СОЗДАНИЯ же новых населённых пунктов данными законами предусматривается целый перечень документов, необходимых для образования населённого пункта. Сегодня, чтобы создать новый хутор или деревню, требуются топосъёмка территории, градостроительные планы земельных участков, разрешения на строительство, согласования с комитетами и ведомствами, генеральный план населённого пункта, постановление районного законодательного собрания об утверждении его черты, заключение главы района, постановление губернатора, закон области об образовании нового населенного пункта и Постановление Правительства РФ об утверждении его наименования! При этом все эти документы принимаются вышеуказанными органами местного самоуправления и государственной власти в порядке их собственного усмотрения и произвола. Они наделены ПРАВОМ принятия данных документов, НО НЕ ОБЯЗАННОСТЬЮ. При этом в законах нет указания о государственном финансировании расходов, необходимых на разработку данных документов. Соответственно обязанность их оплаты целиком и полностью переносится на граждан, которым данный населённый пункт и требуется. Только в одном законе — Пермского края — имеется правило, согласно которому снятые с учётных данных населённые пункты, в которые вновь поселились граждане на постоянное место жительства, подлежат восстановлению с сохранением прежнего наименования. Во всех остальных субъектах РФ обратное восстановление ликвидированных населённых пунктов уже практически невозможно.
Почему же наши законы об образовании населённых пунктов написаны именно так? Логика данных законов не поддаётся никакому объяснению, если, конечно, не допускать мысли о том, что целью этих законов является окончательное и безповоротное уничтожение русской деревни. Казалось бы, тот же самый глава администрации должен прийти и составить акт о том, что на ранее пустовавшей территории поселились люди, в связи с чем данная фактически заселённая территория признаётся новым населённым пунктом. Далее уведомить вышестоящие органы исполнительной власти, которые внесут соответствующие поправки в Реестр населённых пунктов и поставят его на соцобеспечение. При этом ведь не обязательно к каждому вновь образованному населённому пункту тут же подводить дорогу, газ и электричество. Достаточно установить само право граждан России создавать новые населённые пункты, т. е. осваивать новые земли и строить на них жилые дома! Для этого в каждом законе об административно-территориальном устройстве необходимо закрепить как общее правило, что населённый пункт образуется в случае возникновения территории, имеющей жилую застройку и служащей постоянным или преимущественным местом проживания людей. А для чиновников сельской администрации установить сроки регистрации фактически возникшей населённой территории в качестве населённого пункта. Например, в течение месяца со дня принятия решения об образовании нового населённого пункта общим собранием граждан, являющихся собственниками земельных участков и проживающих на данной территории. Проще говоря, решение об образовании населённого пункта должны принимать его же жители, а не бюрократы, которые там не будут жить и не живут. Соответственно вместо административно-разрешительного порядка образования сельских насёленных пунктов в законах должен появиться порядок заявительный или уведомительный. Тогда в стране начнётся создание десятков и сотен тысяч новых селений и хуторов, а русское сельское хозяйство получит могучую историческую основу.
Для возрождения в России сельских населённых пунктов необходим такой же порядок восстановления населённых пунктов, который применяется к их упразднению. С целью создания правовой основы восстановления упразднённых населённых пунктов предлагаю ввести в законы субъектов Российской Федерации об административно-территориальном устройстве следующие положения:
Статья **. Восстановление упразднённых сельских населённых пунктов
1. Упразднённые сельские населённые пункты, в которых вновь поселились граждане на постоянное место жительства, подлежат восстановлению.
2. Основанием для принятия решения о восстановлении упразднённого сельского населённого пункта являются заявления граждан о восстановлении населённого пункта в связи с его фактическим заселением.
3. К заявлениям граждан о восстановлении населённого пункта прилагаются правоустанавливающие документы на земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество (жилые дома или иные объекты капитального строительства), а также кадастровые паспорта или кадастровые выписки на земельные участки. Представление гражданами иных документов, подготовка иной документации не требуется.
4. Для установления фактического заселения ранее упраздненного населённого пункта решением представительного органа местного самоуправления соответствующего сельского поселения может быть создана комиссия, которая составляет акт о появлении на данной территории жителей и возведении ими жилых домов или иных объектов капитального строительства. В состав комиссии могут входить представители местной администрации, представительного органа, органов территориального общественного самоуправления, а также местные жители. Выводы и данные, указываемые в акте, должны основываться на непосредственном осмотре комиссией территории населённого пункта, подлежащего восстановлению.
5. Населённый пункт восстанавливается в границах, установленных на момент его упразднения.
6. По заявлениям граждан, являющихся владельцами земельных участков, которые примыкают к границам восстанавливаемого населённого пункта и входили ранее в территорию данного населённого пункта, населённый пункт может восстанавливаться в границах его исторически существовавшей прежде территории.
7. Решение о восстановлении сельского населённого пункта принимается представительным органом местного самоуправления сельского поселения. Копии принятого решения направляются гражданам и органам местного самоуправления муниципального района. Контроль за исполнением решения возлагается на главу администрации сельского поселения.
8. Изменения в схему территориального планирования муниципального района, иную градостроительную документацию, принятие закона субъекта Российской Федерации о восстановлении населённого пункта, занесение в учётные данные административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации принимаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в том же порядке, в каком было произведено его упразднение.
Этот порядок заселения российских территорий и должен быть положен в основу новых российских законов.
Василий Петров. ПРП Родное, Владимирская область. vassilijus@mail.ru |