Мы не устаем рассуждать о загадочной Атлантиде. Пытаемся понять истоки возникновения письменности Шумера. Нас не в меньшей мере занимает математическая астрономия майи. Да и не все свои тайны раскрыли древнеегипетские жрецы... И Древняя Русь — со своими тайнами. Одно из самых загадочных её достижений — измерительной система... Говорят, ещё древних греков осенило: всё видимое и осязаемое должно радовать глаз. Главное — соизмерить... Так появилось золотое сечение, мы узнали о золотых цифрах, пропорциях... И выяснилось: в этих «золотых» делах — цифры особенные. То, что творилось в пределах золотых пропорций, не только обладало высокими эстетическими качествами, но и благотворно влияло на человека...Но, оказывается, и наши далёкие предки, живя по законам «золотых» отношений, так или иначе имели сакральную связь с храмом иудейского царя Соломона, вавилонским столпотворением, пирамидами Древнего Египта и сооружениями куда более древних цивилизаций. Речь идёт о потаённых знаниях изначальной Руси, в сути которых — и святое, и прекрасное, и чудесное... И, Бог знает, что ещё через нас откроется миру... Об этом беседуют основоположник новой русской механики, академик Международной академии информатизации при ООН, автор оригинальных книг «Тайны пирамиды Хефрена», «Большой сфинкс: знак беды», «Золото Древней Руси», «Неньютоновскоя механика», «Диалектика пространства», «Авиакатастрофы», «Камни падают в небо» Анатолий ЧЕРНЯЕВ и журналист Сергей КАЛЕНИКИН.
Космос — дело тонкое
— Анатолий Фёдорович, посмотришь на древнерусские постройки — глаз радуется и душа светится. А наши величавые монастыри, храмы, соборы! От них сама благость исходит. Постройки прошлого на удивление соразмерны и гармоничны. Но каким же чудесным образом зодчие Древней Руси сотворили такую красоту, когда они понятия не имели о миллиметрах, сантиметрах, метрах! Как им удавалось совершать такого рода творения, не имея представления о дробях, корнях?.. Не говоря уже о геодезических приборах! В чём тут секрет?
— В саженях. В прошлом они и были основным измерительным инструментом на Руси. Среди основных — городовая, великая, греческая, казённая, царская, церковная, народная, кладочная, простая, малая, косая... Правда, некоторые сажени имели несколько названий.
— Так сколько же их было на Руси?
— О том никто толком не знает. Грубо говоря, существовало несколько десятков саженей, если не сотен. Ведь в каждой местности были свои — черниговские, московские, новгородские, владимирские... Да и любой знающий мастер мог изобрести не одну персональную сажень. Она не являлась директивно неизменным инструментом. Причём сажени имели не только разную длину, но и, что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу, хотя и использовались при замере объектов одновременно!
— А зачем столько саженей для одного и того же замера? Явный нонсенс! Без всякой головной боли можно обойтись одной, как обходится ныне весь мир одним метром.
— Метр — продукт исторического развития человека. Это — стандартизованный, исключительно измерительный инструмент. И больше он ни на что не годится. Во всяком случае, для соизмерения не пригоден. Метр не отражает объём нашей Планеты.
— Разве? А кубический метр?
— Та же картина. Наши математики исходят из того, что длина, ширина и высота являются одинаковыми. А система саженей создавалась для соизмерений. То есть у древних зодчих метр в длину не равнялся метру в высоту и метру в ширину. Если мы будем придерживаться этого правила — сохраним это неравенство, то получим пропорции сооружения, которые будут соразмерны пропорциям Земли.
— Что это значит?
— То, что пропорции полученного сооружения чётное число раз будут пропорциональны объёму Земли. Скажем, возведённый храм становится соизмерим с Планетой. А если использовать обычный метр, то наше сооружение будет с нею несоизмеримо.
— Выходит, сажень — явление космическое?
— Выходит, так. Но вернёмся к метру. Считается, что измерительный инструмент должен с большой точностью делиться на некоторое количество одинаковых мерных единиц, обычно кратных круглому числу. Метр делится на десять дециметров, дециметр — на десять сантиметров... Сам по себе метр является стандартной величиной, десятимиллионной долей от одной четверти парижского меридиана. И получение его эталонной длины — достаточно сложная, продолжительная и дорогостоящая операция. Полученный эталонный метровый отрезок, в виде выверенного платинового стержня, уже почти 200 лет хранится в футляре при постоянных температуре, давлении и влажности. Но даже в этих условиях требуется уточнение его длины. Сажень имеет иную логику (см. таблицу «Фрагмент русской матрицы»).
В центре — единица. А по диагонали от неё слева направо и снизу вверх идёт восходящая ветвь золотой пропорции. Главная диагональ пересекает вертикальный ряд чисел под углом 45 градусов, образуя вместе с другой диагональю, вертикальным и горизонтальным рядами фигуру двойного креста.
Не оргии, а Всемер
— Как раз с логикой саженей не всё понятно. Обилие различных видов, их диспропорциональность в единой кратности и несоразмерность каким-либо мерным инструментам вызывают недоумение. К тому же, насколько я понимаю, нет и единой минимальной единицы измерения для всех саженей. Кстати, откуда родом древнерусская измерительная система?
— Различные авторы по-разному определяют время её возникновения. По мнению одних, большая часть саженей у славян образовалась в XII–XIII веках и развивалась примерно до XVII века. Некоторые считают, что она собрана с миру по нитке, «занесена на русскую равнину, вероятно, задолго до утверждения там славян, в III–II веках до Рождества Христова, из Пергама через малоазиатские греческие колонии». Кто-то полагает, что сажень привнесена в Древнюю Русь из других сопредельных или отдалённых стран.
Утверждается, что-де церковная сажень имеет в основе древнеримские пассы, греческая — греческие оргии, великая сажень — шведский межевой локоть, а царская — египетский царский локоть... Иными словами, славянский народ, мол, был не способен ввести единый измерительный инструмент и потому безсознательно собирал и диспропорционально использовал знания, наработанные соседними народами. С этих позиций даже предположение о возможности существования строгой пропорциональной системы древнерусских саженей представляется просто невероятным.
Однако видному архитектору А. Пилецкому удалось получить схему, отображающую системную зависимость между саженями Древней Руси. Используя её, он пришёл к построению системы пропорций, которую условно назвал «Древнерусским Всемером». Получилась своего рода числовая матрица. И её важнейшая особенность заключается в том, что она впервые показала глубинную суть древнерусских саженей, которые, как оказалось, имеют золотую пропорцию! Больше того, «Древнерусский Всемер» превращает отдельные — вроде бы не связанные между собой — измерительные инструменты определённой длины в систему соразмерных, пропорциональных «золоту» длин, образующих поле взаимосвязанных чисел — матрицу. Она и обусловливает числам органическую взаимосвязь всех саженей. Есть и другие особенности.
«Древнерусский Всемер» А. Пилецкого — важнейшее историческое, культурное и архитектурное открытие XX века в России. Мы восстановили необыкновенный инструмент. Он определяет весь процесс зодческого творчества древности. Этот инструмент позволяет получать принципиально новые (точнее — полностью утраченные) числовые взаимосвязи, отображающие пропорциональное «золоту» совмещение длин саженей.
Древнерусские сажени (по А. Пилецкому) в сантиметрах: городовая — 284,8; без названия — 258,4; великая — 244,0; греческая — 230,4; казенная — 217,6; царская —197,4; церковная — 186,4; народная —176,0; кладочная —159,7; простая — 157,8; малая —142,4; без названия —134,5...
— То есть речь идёт о кратности всех саженей золотому числу — 1,618?..
— Совершенно верно. И кратность всех саженей золотой пропорции однозначно демонстрирует надуманность всевозможных рассуждений о заимствовании каких бы то ни было случайных измерительных инструментов. Древнерусские зодчие необоснованных или случайных размеров не допускали.
— То, что пропорции золотого сечения отличаются исключительно высокими эстетическими качествами и определяют наивысшую соразмерность между целым и его частями, известно многим. Но спрашивается: откуда возникли представления о делении отрезков в крайнем и среднем отношениях, позволяющем получать золотое число и пропорцию, названную Леонардо да Винчи «золотым сечением»?
— Уже в Древней Греции на основе золотого числа посредством последовательного умножения и деления базисной единицы на число 1,618 получали ряд из 11 чисел, имеющий название «золотого ряда», безконечного в обе стороны: ...; 0,034; 0,056; 0,090; 0,146; 0,236; 0,382; 0,618; 1,000; 1,618; 2,618; 4,236; ...
Каждое число этого ряда представляет собой иррациональную — безконечную — последовательность цифр, округлённых до четырёх знаков. Каково собственное значение этих чисел и к какой геометрии они относятся, также неизвестно, а потому числа эти стоят на обочине современных наук.
— Интересно, а как выглядел инструмент сажени в Древней Руси?
— В качестве «рулетки» или «метра» наши предки использовали металлический пояс. Но он мог быть и из ткани.
— Но ведь ткань деформировалась — растягивалась или по какой-то причине «усыхала»...
— Ну и что? Если пояс был заранее отмечен узлами, то он деформировался пропорционально. Но чаще всего пользовались деревянными инструментами. И в этом сажень качественно отличается от метра, который — статическая измерительная единица, эталон, предназначенный для сопоставления с собой всех измеряемых тел.
Сажень соразмеряет пропорции процессом. Он как бы оживляет их. Всё, что движется, — живёт и дышит, — соразмерно. И пропорции саженей подвижны. Их динамика подвигала истинного мастера на создание гармоничного объекта. И чем большей духовностью обладал мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт его творчества. Потому сооружения Древней Руси и отличаются такой соразмерностью, пропорциональностью и эстетической красотой — с облагораживающим воздействием!
Что есть живое
— Эзотерика утверждает: числа и геометрические фигуры делятся на живые и неживые. Вы, в принципе, касаетесь этой же сферы.
— Минутку. С моей точки зрения, общим недостатком эзотерического подхода в этом вопросе является отсутствие однозначных критериев отличия живых чисел и фигур от аналогичных неживых. Насколько мне известно, в публикациях эзотериков не сообщается, какое качество, а быть может, качества способны придавать таким абстрактным понятиям, как число и геометрическая фигура, свойства, признаваемые за живыми и неживыми телами.
— Возможно. А каково ваше понимание живого и неживого? По сути. Что вы, предположим, скажете о «живом квадрате» или...
— Коли бывали в храме, замечали, что у вас одно состояние, настроение — ощущение живого. А находясь в обычном — стандартном помещении, мы этого состояния не улавливаем. В чём тут дело? Вникнув, к примеру, в план церкви Успения в Старой Ладоге, увидим: что-то не так. Стенки храма почему-то «поехали» — относительно оси они явно сдвинуты. Лихая небрежность зодчего? Отнюдь.
Тут вот какая закавыка. Наше зрение настроено на восприятие объёма, мы всё равно, автоматически, стены видим под прямым утлом. И находясь в помещении, построенном в русских саженях, мы видим, что помещение вроде бы строго квадратное. Однако если изменим положение тела, перекинув свой взгляд в иную точку, у нас всё меняется! Нет былой симметричной строгости. То есть, когда я двигаюсь, изменяется угол, но между тем суммарные пропорции угла помещения остаются неизменными. От движения глаз помещение не только оживает, но и на глазах меняет свои размеры — разумеется, для глаза.
В старых помещениях строгой параллельности никогда не было. Всюду имелись живительные углы наклона. Таковы архитектурные тонкости, и глаз непременно их улавливает. К тому же, настрой идёт от стен, которые возведены по тройным саженям. В таком помещении нет негативно-скрытой — стоячей волны, выкачивающей из человека энергию. А когда её нет, сама конструкция помещения настраивает человека на благоприятный — благостный резонанс. С другой стороны, и сам человек в нормальном помещении своим колебанием возбуждает благодатный для себя резонанс.
|