Пятница, 24.11.2017, 02:50Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №04(093)2012

По потребностям человека

От редакции. Желающие иметь Родину не только как территорию проживания, занимаемую государством, областью, краем, городом, посёлком или селом, но — прежде всего — Родину как родовую землю: кормилицу и сохранительницу рода, граждане всё ждут, всё надеются, всё просят Президента и Правительство страны и региональные власти издать, принять Закон о Родовых поместьях. То есть избрали для себя путь просителей. В то время как Конституция РФ — статья 3 — узаконила народ, то есть нас с вами, граждан, — Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Мы должны изъявлять свою волю, как минимум — давать распоряжения органам власти на местах. Инструментария для своего волеизъявления у нас достататочно: Конституция РФ, разработанный Л. Н. Бозиной механизм непосредственного управления Гражданами государством, и, безусловно, — осознание, владение духом и буквой Законов. Именно с этой точки зрения сегодняшняя статья Василия Петрова, преподавателя кафедры Гражданского права Московского Нового Юридического Института, даёт нам в руки инструментарий для грамотного Гражданского волеизъявления, чтоб быть Хозяевами на земле, а не приживалами у исчерпавшей себя государственной системы.

3 марта 2012 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин утвердил «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации» на 2012–2017 годы (Распоряжение № 297-р). Документ любопытный и, без сомнения, значимый, определяющий земельную политику в России на ближайшие пять лет. С какой целью он принят, что в результате получит Россия?

Первое, что бросается в глаза в Распоряжении, — обилие конкретных вопросов, по которым предполагается разработка и принятие нормативных правовых актов. Можно сказать, что это — своего рода план-программа ближайших изменений земельного законодательства в связи с накопившимися потребностями земельно-правовой практики, за которым последует принятие конкретных документов (проектов федеральных законов о внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, Приказов Минэкономразвития РФ и т. д.). Но уже из этого Распоряжения видны несколько моментов принципиального характера.

1) Отмена деления земель на категории.

Деление земель РФ на 7 категорий — базовый принцип советского земельного законодательства, унаследованный Российской Федерацией вместе с Земельным кодексом РСФСР 1991 года и сохранившийся в Земельном кодексе 2001 года. Однако в Земельном кодексе РФ 2001 года, помимо категорий земель, появилось нечто новое: виды разрешённого использования. Например: категория земель — СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, разрешённый вид использования (РВИ) — для личного подсобного хозяйства. Или: для садоводства. Или: для огородничества. Или: для ведения дачного хозяйства. Но все эти виды разрешённого использования можно обнаружить и в категории земель НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ! И это закономерно, так как любая земля может быть превращена в цветущий сад. А вот налоги на эти земельные участки будут рассчитываться уже по-разному. Для государства это неудобно. Для нас тоже, но с другой стороны. Практически все поселения Родовых поместий образуются именно на землях сельскохозяйственного назначения, а потом, пытаясь узаконить постройки, люди с превеликими трудами переводят свои земли в категорию земель населённых пунктов. Разница в земельном налоге после этого иногда 50-кратная.

Почему получается такая разница? Потому что меняется КАТЕГОРИЯ ЗЕМЕЛЬ. Эти земли предназначены для ведения сельского хозяйства, а те — для размещения построек и проживания. Там проживать нельзя, а здесь можно. Но это ненормально. Нельзя требовать от людей, чтобы они занимались на своём участке именно тем, что было на этой земле прежде, только потому, что она по документам оформлена именно так. Как же тогда на эту землю придёт НОВОЕ?

Однако вернёмся к нашей практике. Категорию земель обычно меняет губернатор (ст. 8 ЗК РФ), вид разрешённого использования — глава местной администрации (п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие ГРК РФ»). Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), то все земли попадают в определённые территориальные зоны (ст. 35 ГРК РФ). Например, зона СХ-1, зона СХ-2. Виды разрешённого использования внутри этих зон владелец земельного участка выбирает самостоятельно, путём подачи заявления в кадастровую палату, но — только из числа предусмотренных зонированием территорий видов. То, что там предусматривается сейчас, — это то же самое, что на этой земле было и прежде. Нюансы микроскопичны. Однако полномочия по изменению статуса земли уже как-то к простому человеку приближаются (вы заметили?). Глава местной администрации — гораздо ближе губернатора, а если у вас уже есть Правила землепользования и застройки, — вы сами свой РВИ и меняете. Другое дело, что выбор — от нужды, того, что нам нужно, в этих ПЗЗ всё равно нет.

А если в эти Правила землепользования и застройки ввести такие разрешённые виды использования, которые нужны нам? Пусть, например, появятся на землях сельскохозяйственного назначения такие РВИ, как «для создания Родового поместья», «для ведения усадебного хозяйства», «для ведения хуторского хозяйства», «для образования Родового поселения», «для размещения экологического поселения». Здорово? Конечно! Для земельных участков здесь же можно прописать минимальные и максимальные размеры. Например, для создания Родового поместья — от 1 до 3 га. Для ведения усадебного хозяйства — от 1 до 5 га. Для ведения хуторского хозяйства — от 3 до 10 га. Или до 20, 40, 50 — в зависимости от размеров свободных земель в районе и области. При наличии хороших рабочих отношений с местной администрацией всё это можно сделать уже сейчас. Закон этого не запрещает, а земля — требует. После 60 лет колхозов и 20 лет временщиков русская земля сегодня загажена, засолена, вытоптана, выпахана, обезсилена, отравлена, заброшена, предана и продана! Пора прекращать заниматься убийством земли под видом сельского хозяйства. Пора утверждать на земле конкретных сельских хозяев. Сельское хозяйство на Руси никогда не сводилось к колхозу. Сельское хозяйство — это усадьбы и хутора, это свой дом на своей земле, где хлеб и деревья растут. Это живые люди, у которых есть своя земля, и это люди, которые свою землю — любят.

2) Определение правового режима земельных участков на основании видов разрешённого использования в соответствии с документами территориального планирования.

Это означает, что теперь правовой режим земельных участков будет определяться не категорией земель, а видом его разрешённого использования, которые регулируются или 1) специальными законами («О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О родовых усадьбах» и др.), или 2) документами территориального планирования (это схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений), или 3) правилами землепользования и застройки и градостроительными регламентами. А, следовательно, правовое признание Родовых поместий, усадеб и хуторов возможно не только с помощью принятия областных законов «О Родовых усадьбах» (как в Белгородской и Брянской областях), но и путём внесения соответствующих изменений (ст. 33 ГРК РФ) в уже принятые Правила землепользования и застройки на уровне конкретных муниципальных образований. Инициаторами и разработчиками которых можем стать именно мы! В тех муниципальных образованиях, где ПЗЗ ещё нет, будет даже проще — прописать такие разрешённые виды использования в проекте Правил землепользования и застройки с самого начала. Занимаются разработкой ПЗЗ органы градостроительства и архитектуры, которые не будут иметь ничего против новых видов разрешённого использования, если вы привяжете их к общему проекту ПЗЗ с учётом соответствующих территориальных зон и продемонстрируете главе администрации и главному архитектору, что умеете мыслить по-государственному.

Такой прецедент необходимо создать в нескольких поселениях, районах и областях ещё и потому, что Правительством РФ в Распоряжении № 297-р поставлена третья задача:

3) Создание классификатора видов разрешённого использования земельных участков.

Это означает, что государство желает создать перечень всех видов разрешённого использования земельных участков, который преду­смотрен абзацем 3 пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ и которого у нас до сих пор нет. Разрабатывается этот перечень Министерством экономического развития РФ. Принципиально важно, чтобы в этот перечень РВИ попали Родовые поместья, усадьбы и хутора! Закрепление этих понятий и их правового содержания федеральным классификатором будет означать признание Родовых поместий на федеральном уровне, после чего в нижестоящих документах эти понятия просто продублируются. А закрепить Родовые поместья в качестве новых разрешённых видов использования можно, например, так:

I. Родовое поместье (усадьба) — земельный участок с находящимся на нём индивидуальным жилым домом и иными строениями вспомогательного использования, а также многолетними насаждениями, лесными насаждениями, прудами, животными и иным имуществом, на котором осуществляется ведение усадебного хозяйства.

II. Усадебное хозяйство — форма жизненного уклада, при которой осуществляется совершенствование среды обитания, приоритет отдаётся использованию земли как природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, внедряются экологические системы земледелия, осуществляется гармоничное взаимодействие с природой и минимальное негативное влияние на неё, обеспечивается проживание граждан в благоприятной окружающей среде, возрождаются исконные народные обряды, праздники и ремёсла, популяризируется здоровый образ жизни.

III. Поселение Родовых поместий — фактически возникшее населенное образование, относящееся к населённым территориям и состоящее из 1) земельных участков, предназначенных для создания и обустройства Родовых поместий; 2) земель общего пользования, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры и иного принадлежащего селениям Родовых поместий имущества общего пользования; 3) прилегающих земель, предназначенных для создания новых Родовых поместий (расширения Поселения Родовых поместий), рекреационных, сельскохозяйственных, природоохранных и иных не противоречащих закону целей.

IV. Селение Родовых поместий — объединение граждан, ведущих усадебное хозяйство в Родовых поместьях, компактно расположенных между собой и имеющих собственное имущество общего пользования.

V. Имущество общего пользования — имущество (в т. ч. земли общего пользования и иные природные объекты, а также права пользования ими), предназначенное для обеспечения потребностей жителей селений Родовых поместий в проходе, проезде, электроснабжении, водоснабжении, организации отдыха и иных потребностей (дороги, детские и спортивные площадки, общественные центры и места для проведения массовых мероприятий, противопожарные пруды, противопожарные полосы между селениями Родовых поместий и лесом, строения общественного назначения и т. п.).

VI. Прилегающие земли — земли вокруг поселения Родовых поместий (до 5 км), в том числе земли, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и имеющие статус экологических зон — зелёных зон или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах прилегающих земель запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы Родовых поместий. Жители поселения Родовых поместий имеют право безвозмездно пользоваться прилегающими землями (в том числе сельскохозяйственными угодьями, водными объектами и лесами) для целей сенокошения, выпаса животных, пчеловодства, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, валежника, сухостоя, мха и иных лесных ресурсов в соответствии с главой 36 Гражданского кодекса РФ, статьёй 23 Земельного кодекса РФ, статьёй 6 Водного кодекса РФ и статьёй 11 Лесного кодекса РФ. Распределение отдельных угодий между жителями поселения Родовых поместий производится в соответствии с местными обычаями, решениями общего собрания граждан и фактически сложившимся на территории поселения порядком природопользования.

Если Правительство РФ действительно желает возродить русскую землю и действовать в интересах русского народа, включить эти понятия в земельное законодательство оно просто обязано. Оживёт русская земля — оживёт душа народа. Оживёт народ — могучим станет и его государство. Сегодня государству и народу пришло время быть вместе.

4) Установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешённого использования земельных участков.

Любое разрешённое использование земельного участка, определяя основной (доминирующий) вид использования участка, предполагает возможность осуществления на земельном участке вспомогательных видов деятельности, как дополнительных к основному использованию земельного участка. Это правило хорошо известно теоретикам земельного права, однако в законе чётко не закреплено, отчего по-разному понимается и трактуется чиновниками и должностными лицами органов государства на практике. Некоторые из них предпочитают считать, что такого правила вообще нет, и при возникновении новых, нестандартных и неурегулированных законом вопросов, ситуаций и отношений в связи с использованием земельных участков зачастую предъявляют их владельцам требования или предписания об устранении «нарушений» или выносят постановления о наложении административных штрафов, а иногда и умышленно терроризируют владельцев земельных участков, допустивших отклонения от предусмотренного законом основного вида использования земельного участка, в известном смысле злоупотребляя своими полномочиями и должностным положением. Именно такая ситуация несколько лет назад произошла в поселении Родовых поместий Родное (Владимирская область), жителей которого обвинили в нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Прецедент Родного

Напомню, что произошло это после того, как из некоего «духовного» центра органам государственной власти (!) была дана команда «разобраться» с создателями Родовых поместий под предлогом обострившихся на тот момент отношений с местными жителями. От имени последних было подготовлено «жалобное письмо» в многочисленные органы и организации, которые, получив соответствующие инструкции («Рекомендации»), приступили к их выполнению.

Для начала депутаты района отменили собственное постановление об утверждении проектной черты проектируемого населённого пункта «Родное» (жители Родного оценили это благодеяние позже, когда узнали размеры земельного налога в тех поселениях РП, которые свою землю в категорию земель населённых пунктов перевели. Далее главой администрации района было вынесено Постановление о сносе возведённых жителями Родного жилых домов как самовольных построек (это после того, как районные власти сами утвердили документы об установлении проектной черты!). После чего районные власти попытались привлечь жителей Родного к ответственности за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения (РВИ — для сельскохозяйственного производства, земельные участки — в частной собственности).

Не смутившись того, что Постановление о сносе жилых домов по жалобе жителей Родного уже было признано незаконным в суде, районные власти трижды присылали инспекторов земельного контроля, которые, краснея и разводя руками (мол, мы-то всё понимаем, но нас прислали), обследовали земельные участки, производили их фотографирование и на четырёх листах расписывали обнаруженные ими «нарушения»: несколько деревянных строений, выкопанный пруд, а также гряды для овощей, ульи и саженцы фруктовых деревьев. Не указывая, какие именно из этих действий являются противоправными (что, разумеется, сделать было бы весьма трудно), и даже не задумываясь, каким образом обнаруженные объекты могут ухудшить почвенное плодородие, инспекторы выносили постановления о назначении административного наказания и предписания об устранении нарушений земельного законодательства. Разбираться в ситуации и признавать все эти нелепицы незаконными каждый раз опять приходилось в суде, благодаря чему жители Родного хорошо научились противостоять беззаконию, пресекать неправомерное поведение должностных лиц и отстаивать свои права.

Недобросовестные попытки привлечения граждан к ответственности за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения наглядно показали значение определения законом соотношения между основными и вспомогательными видами использования земельных участков. Прежде всего, следует понять то, что наличие основной цели использования земельного участка не исключает и иное, сопутствующее использование участка, которое относится к главному, как средство к цели[1]. Например, если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то они должны использоваться, прежде всего, для производства сельскохозяйственной продукции[2]. Однако на землях сельскохозяйственного назначения могут и должны располагаться объекты, обеспечивающие ведение сельского хозяйства — здания, строения и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции, гаражи для сельскохозяйственной техники, жилые дома граждан, занимающихся ведением садового, дачного, усадебного и хуторского хозяйства. Для ведения сельского хозяйства также необходимы защитные лесные насаждения (лесополосы на больших полях, живые изгороди вокруг отдельных участков), водоёмы (для питья, орошения, купания и в противопожарных целях), внутрихозяйственные дороги, объекты инфраструктуры и иные вспомогательные строения и сооружения (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).

Это означает, что земли сельскохозяйственного назначения и любые участки в составе земель сельскохозяйственного назначения как бы делятся на две части. Одна часть — та, которая непосредственно даёт сельскохозяйственную продукцию. Другая — обслуживающая, отведённая под размещение иных объектов ради того, чтобы на остальной части земельного участка выращивалась сельскохозяйственная продукция. Непонимание этой элементарной вещи (как гражданами, создающими Родовые поместья, так и посылаемыми в поселения РП проверочными инспекциями) ещё и сейчас продолжает порождать ситуации, подобные той, что произошла в ПРП Родное. Постыдность таких ситуаций для государства — не только в недобросовестности отдельных представителей местных администраций, пытающихся обвинять граждан в «нецелевом использовании» земель и привлекать их к административной ответственности несмотря на:

1) малозначительность и откровенную смехотворность «нарушений» («гражданином выкопан пруд и построен туалет»);

2) абсурдность всей ситуации (рядом — поля, которые не используются десятилетиями, но администрацию и инспекторов земельного контроля это почему-то не интересует);

3) полное отсутствие здравого смысла (чтобы заниматься сельским хозяйством и выращивать сельхозпродукцию, гражданину нужно где-то жить).

Постыдность таких ситуаций для государства ещё и в том, что у людей, реально занимающихся сельским хозяйством и возрождающих заброшенные сельские территории, до сих пор нет чёткого права строить дома на собственной земле, чтобы эту самую землю возрождать. Поэтому созданный жителями Родного прецедент может здорово помочь тем поселениям Родовых поместий, которые создаются на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства». Намеченное Распоряжением № 297-р «установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешённого использования земельных участков» является крайне необходимым и давно назревшим мероприятием, которое может решить этот вопрос на уровне закона. А для применения соответствующих норм закона к Родовым поместьям необходимо продумать этот момент при определении понятия усадебного хозяйства и его правового режима.

Правовой режим ведения усадебного хозяйства

Приведённое выше понятие усадебного хозяйства, взятое из белгородского закона «О родовых усадьбах», отражает больше идеологию, мировоззрение и принципы жизни в поселении Родовых поместий, чем содержание разрешённого использования земельного участка, почему и вызывает определённые нарекания со стороны госорганов, им, разумеется, привычнее определять РВИ через перечень видов деятельности, которые допускаются на данном земельном участке. Если подходить к определению усадебного хозяйства с этой точки зрения, то ведение гражданином усадебного хозяйства по содержанию его разрешённого использования, по меньшей мере, включает в себя:

1. Осуществление сельскохозяйственной деятельности (садоводство, огородничество, ведение прудового хозяйства, виноградарство, лесоводство, семеноводство, цветоводство, пчеловодство, животноводство и т. п.);

2. Строительство индивидуального жилого дома (не более трёх этажей) с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения или без такового (автономное обеспечение);

3. Возведение капитальных и некапитальных строений и сооружений вспомогательного использования (бани, гаражи, теплицы, погреба, сараи, колодцы, мельницы, ветряки, беседки, павильоны, дорожки, клумбы, фонтаны, скамейки, декоративные элементы и т. п.);

4. Осуществление мероприятий по охране природы и окружающей среды (высадка зелёных насаждений, сохранение травостоя дикорастущих трав, сохранение природных ландшафтов и ареалов (мест обитания) насекомых, пчёл, животных, сохранение и восстановление биологического разнообразия, восстановление природных экосистем и др.).

Поскольку основным и доминирующим видом использования земельного участка при ведении усадебного хозяйства является не строительство, а осуществление сельскохозяйственных и природоохранных видов деятельности, из этого следует, что:

1) Земельные участки, используемые гражданами для ведения усадебного хозяйства, должны относиться к землям сельскохозяйственного назначения, а после упразднения категорий земель — к зонам сельскохозяйственного использования либо выделяться в самостоятельные территориальные зоны Родовых поместий на основании ч. 15 ст. 35 ГРК РФ.

2) Предоставление земельных участков для ведения усадебного хозяйства государством должно производиться по правилам статьи 34 ЗК РФ, т. е. как для целей, не связанных со строительством (без торгов и без согласования места размещения объекта).

3) К гражданам, ведущим усадебное хозяйство, должны применяться льготы, предусмотренные для производителей сельскохозяйственной продукции Федеральными законами «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ и «О личном подсобном хозяйстве» от 7. 07. 2003 № 112-ФЗ. Продукция, выращенная (произведённая) и переработанная гражданами при ведении усадебного хозяйства, не должна облагаться никакими налогами.

4) Деятельность граждан по ведению усадебного хозяйства является формой охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и восстановления природных экосистем, подлежащих охране в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5) Обустройство Родовых поместий (усадеб) является деятельностью по созданию произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (ансамблей), подлежащих охране в качестве объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

6) Поселения Родовых поместий как территории, на которых осуществляются ведение сельского хозяйства и проживание граждан, признаются фактически возникшими населёнными территориями (населёнными образованиями) на землях сельскохозяйственного назначения, которые получают статус населённого пункта только по инициативе их жителей.

7) Создание поселений Родовых поместий как населённых территорий (населённых образований) на землях сельскохозяйственного назначения является формой реализации права граждан на выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст. 27), Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-I и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011№ 13-П[3].

8) При возведении гражданами объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также при строительстве капитальных строений и сооружений вспомогательного использования в границах земельных участков, предназначенных для ведения усадебного хозяйства, получение разрешений на строительство не требуется (пп.1-3 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Для применения вышеперечисленных требований и правил важно, чтобы большая часть площади земельного участка усадебного хозяйства была отведена гражданином не под застройку, а именно под сельскохозяйственные и природоохранные виды деятельности, то есть под лесные, садовые и иные многолетние насаждения, в том числе естественно растущие зелёные насаждения. Соответственно, задача состоит в том, чтобы установить разумный предел такой застройки, дабы:

— с одной стороны — не допустить неуправляемой застройки плодородных земель объектами коттеджного, коммерческого и промышленного строительства,

— с другой стороны — не допустить привлечения к ответственности за «нецелевое использование» сельскохозяйственных земель граждан, которые как раз и занимаются сельским хозяйством, реально возрождая заброшенные сельские территории.

Для решения этой задачи следует принять за правило, что при ведении усадебного хозяйства гражданин может застроить до 10% площади своего участка. В соответствующих документах это может быть сформулировано примерно так:

При ведении гражданином усадебного хозяйства коэффициент строительного использования земельного участка не может превышать более чем 10% от площади земельного участка, если иное не будет предусмотрено Федеральным законом «О Родовых поместьях и поселениях, состоящих из Родовых поместий» или законом субъекта РФ «О Родовых усадьбах». Под коэффициентом строительного использования земельного участка понимается отношение общей площади всех строений на участке (существующих и тех, которые могут быть построены гражданином дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная допустимая общая площадь строений на участке определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка.

Установление Перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или безплатно), в том числе учитывая необходимость поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и сохранения природы…

Это мероприятие может стать одним из самых значимых преобразований земельного законодательства, если в перечень случаев, когда земельные участки предоставляются по льготной цене или безвозмездно, будет отнесено предоставление земельных участков гражданам для ведения усадебного, хуторского, садового, личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Такие поправки действительно обеспечат социальную поддержку населения, дадут мощный импульс развитию сельского хозяйства, обеспечат гражданам подлинный выбор форм и видов использования земель, создадут условия для повышения уровня жизни сельского населения и сохранения природы. Простое же объединение случаев льготного предоставления земельных участков в единый перечень само по себе ничего не даст, так как такие случаи есть и сейчас, и, покопавшись в законах, такой перечень можно составить и самому. Только смотреть на него будет — стыдно.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки безплатно предоставляются в собственность граждан:

– имеющих звания «Герой РФ», «Герой СССР», «Герой Социалистического Труда», «Полный кавалер ордена Славы» и «Полный кавалер ордена Трудовой Славы» (ст. 5 Закона РФ № 4301-1, ст. 3 ФЗ № 5);

– взамен земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд, если гражданину не предоставили компенсацию (п. 4 ст. 63 ЗК РФ);

– в иных случаях, установленных законами субъектов РФ (п. 2 ст. 28 ЗК РФ).

Более случаев безплатного предоставления[4] Российской Федерацией земельных участков своим гражданам не установлено. Все иные случаи, когда граждане получают земельные участки безплатно, — это добровольная инициатива субъктов РФ. Именно субъекты РФ своими законами имеют право безплатно предоставлять гражданам земельные участки для соответствующих целей, хотя и по минимальным нормам (10–15 соток). При этом возможность безплатного предоставления земельных участков на основании нормативно-правовых актов Президента РФ, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления Земельным кодексом РФ не предусмотрена. Поэтому неудивительно, что именно законами субъектов РФ в настоящее время:

1) Осуществлено правовое при знание Родовых поместий как Родовых усадеб (Белгородская, Брянская области);

2) Производится однократное безплатное предоставление земельных участков любым желающим гражданам в Башкортостане, Иркутской, Самарской, Саратовской, Тверской и Челябинской области;

3) Гарантируется безплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан, наиболее остро нуждающимся в реализации права на землю (военнослужащим, участникам боевых действий, ветеранам, труженикам тыла, инвалидам, пострадавшим от радиации, пострадавшим от фашизма, репрессированным, реабилитированным, нуждающимся в улучшении жилищных условий, детям-сиротам, многодетным семьям, молодым специалистам, работникам сельхозорганизаций, работникам бюджетных учреждений, уволенным по сокращению или ликвидации предприятий металлургического и угледобывающего производства и их пенсионерам, членам казачьих обществ, почётным гражданам, героям, кавалерам ордена Славы и др.) в Алтайском крае, Приморском крае, Воронежской и Кемеровской областях;

4) Предусмотрено безплатное предоставление земельных участков для отдельных категорий граждан в Бурятии, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Орловской, Смоленской и Томской области, а также в Краснодарском и Красноярском крае.

Великодушно уступив прерогативу установления «иных случаев» безплатного предоставления земельных участков субъектам РФ, федеральная власть, прикрывшись Земельным кодексом, как фиговым листком, «умыла руки» и от дальнейшей социализации земельного законодательства отказалась. Между тем при применении ЗК РФ сложилась практика, по которой предоставление земельных участков производится по общему правилу на торгах, проводимых в виде открытых аукционов. Случаи, когда земельные участки должны предоставляться без торгов, рассматриваются как редкость и исключения (п. 8 ст. 22, ст. 34, ст. 36 ЗК РФ). Распоряжением № 297-р эту практику предлагается впрямую закрепить в законе. Как известно, победителем аукциона становится тот, кто предложит за земельный участок больше денег. Тем самым реализация конституционного права на землю ставится в жёсткую зависимость от финансовой состоятельности гражданина. Это полностью противоречит конституционным положениям о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и фактически устанавливает режим разделения граждан РФ в зависимости от их имущественного положения, наделяя тем самым их неравным объёмом прав и свобод в нарушение части 2 статьи 19 Конституции РФ. А это уже — основание для обращения в Конституционный Суд РФ, когда накопим силы, чтобы признать такой порядок неконституционным.

*   *   *

— Сейчас, согласно закону, принятому Государственной Думой, землю может купить каждый человек, — сообщила женщина-депутат.

— А если нет у меня таких денег, чтоб купить всего один гектар земли, значит, и Родины у меня нет? Нет и не будет? А если Россия — моя Родина, то у кого я должен покупать её? Получается, что кто-то захватил всю мою Родину, всю, до единого гектара, и теперь с каждого россиянина выкуп требует. Бандитские штучки какие-то получаются. И не по закону это и не по понятиям. Вот вы — генерал, по лампасам вижу. Так освободите нашу Родину от того, кто захватил её и выкуп требует. Или и вы тоже будете платить выкуп за свой кусочек Родины?

*   *   *

Дума приняла закон. В едином порыве миллионы российских семей стали высаживать сады и лесочки на своей родовой земле. И расцветала Россия…

В каком году произошло такое? Что? Ещё не произошло? Почему? Кто мешает? Кто не даёт расцветать России?

Василий Петров, преподаватель кафедры Гражданского права Московского Нового Юридического Института. ПРП Родное, Владимирская обл.

 

[1]  Это касается не только земельных участков, но и возводимых на них строений (объектов капитального строительства). Например, если у гражданина имеется разрешение на строительство жилого дома, то он имеет право без получения разрешения на строительство построить на том же земельном участке гараж, баню, сарай, погреб, колодец и другие капитальные строения и сооружения вспомогательного использования, которые будут являться как бы обслуживающими его жилой дом (п. 3 ч.17 ст. 51 ГРК РФ).

 

[2]  Правительством РФ утверждены несколько перечней сельскохозяйственной продукции, под которой, в частности, понимаются продукция цветоводства, садов, виноградников, многолетних насаждений, семена деревьев и кустарников, семена в плодах, сеянцы и саженцы деревьев и кустарников, лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие), орехи культурные и дикорастущие и др. См.: Постановления Правительства РФ от 19.05.2007 № 297, от 25.07.2006 № 458, от 16.05.2001 № 383.

 

[3]  Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 30 июня 2011 года № 13-П, «поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия «место пребывани» и «место жительства» определены в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вне привязки к населённому пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания) и целевого назначения земельных участков, на которых возведены жилые строения. При этом регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населённого пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по её благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесённом к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населённых пунктов».

 

[4]  Речь идёт именно о предоставлении и получении гражданами новых земельных участков, а не о «безплатной» приватизации и так уже имеющихся земельных участков в порядке «дачной амнистии», оформления земли под жилыми домами граждан и т. п.

 

Категория: №04(093)2012 | Добавил: anna (10.11.2015)
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2017