Прочла статью «Звенящая правда барда» Владимира Патова («РЗ» № 2, 2011 г.), которая, как многие, меня затронула. Хотела промолчать сначала, ведь написано довольно жёстко, чего стоит словосочетание «песенная макулатура». Но потом подумалось, что тема эта столь же важна, как и остальные, ведь песни, их исполнение играют большую роль в формировании Образа будущей Родины. И от песен рассветных, о которых говорится в книгах В. Мегре, я вправе, думаю, ждать чуда: чтобы раскрылась душа, зазвучали струнки (ведь воздействуют же слова Анастасии на читающих!). Песни эти, по-моему, должны быть, безусловно, прекрасны — по мелодии, словам, исполнению, они должны быть безупречны настолько, чтобы самый строгий профессионал, самый яростный скептик сказал: «Да, это действительно Песня…».
Что сказать о бардах, выступающих в рамках движения «Звенящие Кедры России»? Слушала диски «Мечты сбываются. Мечтайте», сборники «Радуга», «Караван Любви» и т. д. Мало, очень мало песен, которые хочется услышать вновь. Простите, но основное чувство, испытанное мною (помню, как ждала, затаив дыхание, включив впервые диск с новыми песнями), — разочарование. Ни силы, ни глубины… Справедливости ради отмечу, что очень понравились многие песни на диске «Из Нерюнгри с любовью»: «Спи, Земля любимая», «Всё живёт, всё поёт, всё ликует», «На заре да на зореньке» и др. Очень нравятся песни барда Олеся. В них есть и мысль, и сила, и красота, и мастерство исполнения. Если бы все так подходили к творчеству, возможно, бардов было бы гораздо меньше…
Были пару лет назад в нашем городе два концерта «солнечных бардов». Замечательные ребята и девушки, интересное общение. Масса положительных эмоций. Отмечу исполнение Олега Арзамасцева, Романа Соколова, виртуозное владение гитарой и флейтой Максима Григорьева. Они и вынесли на себе концерты… Как бы ни относились мы тепло и дружески друг к другу, правда в том, что петь в узком кругу и на большой сцене, особенно если многие об идеях «ЗКР» впервые узнают именно их этих песен и в этой интерпретации, — разные вещи. Здесь — огромная ответственность. Никто не станет слушать бездарное, непрофессиональное исполнение, если речь идёт о любом концерте. Исключений быть не может.
Я не могу отнести себя к знатокам и ценителям авторской песни, но нечаянно услышав тех же В. Высоцкого, Ю. Визбора, прислушиваюсь, чему-то радуюсь, улыбаюсь — доходят они до сердца, хотя — в записи, когда личное обаяние и энергетика человека никак не могут повлиять на восприятие. Не всё может нравиться, но признаю, что это — мастера своего дела, знающие, что такое музыка, песня.
В детстве я восхищалась песнями А. Пахмутовой и Н. Добронравова, росла на многих прекрасных творениях профессиональных музыкантов, талантливых исполнителей. А теперь понимаю, что многие песни, созданные тогда, созвучны мечтам о Пространстве Любви, воспевают то, что открылось благодаря книгам. Вот лишь некоторые строки: «Стань моей вселенною, смолкнувшие струны оживи»», «Желаю тебе, Земля моя», «Ждите весну, обязательно ждите…», песня «Эхо Любви» в исполнении Анны Герман… Они уже есть, прекрасные песни, их много.
А год назад посмотрела великолепный концерт Дмитрия Хворостовского и Игоря Крутого в Кремлёвском дворце. Слушала и удивлялась. «Есть рожденья свет — смерти нет!» — этим гимном Жизни и Любви завершилось Прекрасное Чудо. Смотрела, слушала и думала: «Вот так должны звучать настоящие песни».
На такие вот размышления навела статья. Что касается обличения, то и этому должно находиться место в песнях. Ведь Анастасия, чей образ — воплощение Любви, не боится высказывать нелицеприятное любимому человеку, если знает, что это ему на пользу. То же и о её дедушках, в чьих устах нередко звучит критика.
Надеюсь, что те, кто берётся за создание Песен Рассветных, стремится нести их к людям, больше будут обращать внимание на повышение мастерства своего, ведь в основе исполнения должно быть уважение к слушающим.
А с Владимиром Патовым согласна. Жму руку.
Елена Фошина. г. Новотроицк, Оренбургская обл. |