Про сдержанность
Всё началось для меня давным-давно. Моя первая, теперь старшая дочь начала много и активно рисовать. Причём рисовала она в основном людей, что у меня вызывало священный трепет, потому как для меня это — вещь до сих пор непостижимая, как тройное сальто. Рисовала она примерно так:
Человечки были по-всякому уродливы, но общей отличительной чертой были руки-солнца. Руки у всех заканчивались ладонями размером больше головы, с безсчётным количеством растопыренных пальцев. Поскольку сама я людей рисовать не умела, я притормозила с идеей исправления ситуации. И вот заходит ко мне подруга художница, видит Варины рисунки и серьёзно, строго и даже зло, пожалуй, мне говорит: «Не вздумай! Слышишь? Не вздумай учить её рисовать!» Ну это мне далось легко. Варя не стала абстракционистом, она чудесный творческий человек и художник-дизайнер. Но, думаю, важно здесь не только это, а то, что у неё такие вот руки-солнца, и у её друзей тоже.
Потом много ещё было уроков.
Трудно было не учить Маринку одеваться. (А одевала она порой купальник сверху платья). Теперь у неё учусь. И не учить её же танцевать... Потом надо было не учить Олега не играть с едой. Ведь придумать что-то новое на кухне можно, только придумав новую игру.
Первый сын научил меня сдерживаться от стандартной взрослой реакции — отнимать у малыша ножи, острый и тяжёлый инструмент. Теперь я прям-таки счастлива, когда он, глядя на мои жалкие потуги что-то мастерить, говорит: «Отойди, а, мам».
Как же нам, взрослым, быть? Что же делать, если не учить? Как же они всё поймут и узнают? Я нашла такой компромисс для себя. Мы, взрослые, действительно важны, потому как у детей много вопросов, и им надо отвечать. Да, кстати, первое правило — ничего не объяснять, пока не будет вопроса. Держаться!
Смотрите же, о Люди! Не растите детёнышей, у которых отучена привычка к возникновению вопросов!
Есть ещё одна допустимая и работающая формулировка: «Хочешь, я покажу тебе, как удобнее (быстрее/ легче/ красивее/ как ещё можно)?»
Недавно пересмотрела старый советский фильм про Михаила Ломоносова. Детям его смотреть скучновато, а взрослым полезно, может быть. Все помнят, что Ломоносов ушёл подростком из Архангельска пешком в столицу ради учения, и кем потом стал. А в фильме хорошо передана обстановка его жизни до того. Никакого учения, кроме рыбацкой науки, простейшей навигации, и постоянно зреющие вопросы, на которые никто толком не отвечает. Две книги, которые читает тайком, урывками. Жажда, привычка к формулированию вопросов и поиску ответов.
Учёба и учение
Два слова «учение» и «учёба». Учение — старинное русское понятие, с ним множество поговорок и пословиц. Именно оно — свет. Детей раньше отдавали именно в учение — заимствование, обретение навыков и знаний. Учёба — слово не звучное, сравнительно новое, изначально соответствовало чему-то насильственному: порке, военной муштре, зубрёжке и т. п. Чудно, правда, что второе вытеснило у нас в языке первое?!.
Недавно довелось прочесть автобиографию великого нашего соотечественника и чудесного Учителя, 40 лет проработавшего в школе, — Константина Эдуардовича Циолковского. Вот цитата о нововведениях в школе с приходом советской власти: «С Октябрьской революцией преобразовали школу: изгнали отметки и экзамены, вводили общий для всех паёк и всеобщее право на труд». Хорошие изменения сделали. Что ж, из всего, похоже, остался только паёк, а жаль.
Циолковский тоже, кстати, был почти самоучкой, школы не знал и учиться пошёл сразу в училище.
Не буду предаваться критике традиционной ныне школы. Все уже, наверное, поняли, как негативно сказывается на нашем будущем система насильственного впихивания в голову объёмов информации. С единственной целью — её «сдачи». Сейчас только ленивый и безразличный не находится в поиске альтернативы. Отрадно слышать, как разрабатываются и внедряются методики объяснения математики и физики на конкретных жизненных задачах. В этом много преуспевают родители, берущиеся за домашнее обучение. Одна мама поделилась со мной своим пониманием образования. Например, физика. Наука великая и очень жизненная, в школьной программе вызывает обычно ненависть, отвращение, непонимание. Наташа говорит: «Вот можно ведь показать ребёнку: кипит чайник; почему он кипит — объясняешь про вещества и другую физику...».
Я, конечно, согласилась. Один только есть самый, на мой взгляд, важный и трудный момент. Объяснять всё это надо, только когда спросят! И никак не раньше. Готовы ли вы ждать годами? Трудно? Ну как сказать. Это ведь с любым ожиданием так, ждать вообще трудно. А вы и не ждите — занимайтесь своими делами. У вас есть идея, что вы отвечаете за образование своего ребёнка? Тогда будьте человеком активным и интересным себе, деятельным...
Сейчас черезчур «раскручена» идея раннего развития. Рынок образования оказался весьма чуток к запросам родителей в духе: «скорее бы он научился», или «научился раньше, чем у соседки». Психологи, нейрофизиологи бьют тревогу, отговаривают... Да, это, безусловно, тешит амбиции родителей, если ребёнок научился читать, танцевать и кататься на коньках в 3-4 года. А он хотел этого? Успел захотеть? Часто даже говорить ребёнок не успевает по-настоящему захотеть.
Знания
Возвращается семья вечером из гостей. Сынишка дёргает отца:
— Пап, а сколько звёзд на небе?
— Не знаю.
— Пап, а почему они на Землю не падают?
— Не знаю.
— Пап...
Мать:
— Не приставай к отцу! Видишь, он устал.
Отец:
— Ничего, кто же ему ещё всё объяснит!
Что же, совсем бросить детей на произвол?.. И куда девать собственную жажду учительства? Ну, во-первых, когда-нибудь вас всё-таки начинают спрашивать. Но главное, есть огромная область знаний, которые практически не добыть экспериментальным путём, тут вам придётся попотеть.
Вообще для себя полезно заметить, что знания можно отнести к трём большим категориям: первая — то, как устроен мир, точнее, то, что нам на сегодня удалось понять о том, как устроен мир — наши последние представления об этом; вторая — система человеческих знаний как договорённостей. От алфавита до законов социума, от цифр до систем координат; третья — навыки, полезные для жизни и развития.
Первая категория — естественнонаучные знания, они с удовольствием усваиваются и открываются ребёнком в процессе наблюдений и исследований. Кроме того, есть ощущение, что многое о мире человек знает и лишь вспоминает или учится называть.
Третья категория — сродни первой. Жаль, что утрачена система учения у мастеров ремесла. Родителям можно постараться самим уметь многое (готовка и вождение автомобиля, столярное мастерство и рисование, танцы и шахматы). Но опять — старайтесь обойтись без учёбы.
Вторая категория — объяснять. Большая часть знаний, которые мы должны помочь малышу усвоить, — это человеческие договорённости. Попробуем отделить то, как устроен мир, и то, о чём люди договорились. Большая часть знаний — вторая категория. Язык, математика, многое в географии... всё невероятное нагромождение условностей и договорённостей.
Когда вы объясняете малышу уроки, вы можете заметить, что обычно эти две категории сильно перемешаны, и вторая всё больше вытесняет первую. Именно это, похоже, делает учение труднопроходимым. Реальные законы мира гармонично усваиваются (может быть, потому что они вообще изначально известны всем). А вот понятия времени, календарей, систем записывания формул и т. п. — всё это, до невероятных объёмов разросшееся «человеческое знание», входит в голову часто с трудом.
Замечательный этнопсихолог А. Андреев приводит мудрое замечание одного старичка о том, что не труд и прямохождение сделали человека человеком, а «свойство». Каждый народ и другая общность культивируют признаки, по которым свои отличаются от чужих. И это в первую очередь — язык. И не только русский или английский, ещё куча профессиональных и научных языков. Но кроме того есть общечеловеческий язык, отличающий хомо сапиенса вообще.
Когда вы объясняете ребёнку календарь или проценты, или ... Очень полезно повторять почаще, как заклинание: «Просто люди так договорились». С одной стороны, это облегчает работу по усваиванию, потому что человек уже не морщит лоб, стараясь понять, почему именно так. С другой, это полезно, закладывает основу для более открытого и творческого восприятия мира. Потому что в какой-то момент мы оказываемся опутанными сетью условностей и вдруг перестаём помнить: то, что мы считаем незыблемой системой координат, всего лишь допущение.
Каждый ребёнок однажды задаёт вопрос о том, почему люди снизу Земли не падают с неё. Взрослые обычно на это отвечают объяснениями об отсутствии верха и низа и силе притяжения. Однако звучит неубедительно. Почему? Да потому, что мы сами подсознательно уверены, что мы сверху. Это закреплено во всех глобусах и картах, когда-то изобретённых европейцами. А ведь рисуй его, глобус, новозеландцы, он вполне мог бы выглядеть по-другому. И «макушка» Земли также может быть и в Африке, и в Австралии...
Не правда ли, расширяет сознание?
Когда учите детей, полезно потратить часок-другой для пересмотра собственных представлений о мире. Например, недавно 25-летняя девушка уверяла меня, что Солнце круглое, «а как же иначе?!»
Наш язык изобилует двусмысленностями и рудиментарными отложениями. Например, спустя три столетия после Коперника мы всё ещё говорим о том, что «Солнце встало и зашло», всё ещё утверждая себя центром мироздания.
Уверяю вас: это не «просто так говорится». Сознание начинает перестраиваться, когда вы говорите: «Ну вот, мы и повернулись к Солнцу».
Большинство детей экспериментирует в младшем школьном возрасте с изобретением языков. А пробовали вы пожить в своей системе отсчёта времени? Или хотя бы вне её несколько дней?
Или меры длины... До революции в России использовались 15 различных саженей, до сих пор старая система признаётся исследователями уникальной для строительства дома, например. Наверное, многие родители сталкиваются с трудностью усвоения ребёнком сантиметров, дециметров, километров... А пробовали померить что-нибудь локтями и саженями?
Чем всё это полезно? У человека возникает ощущение «свойства». Того, что есть на самом деле (возможно), и сложной паутины человеческих «карт местности». Он также может почувствовать возможность творческого подхода и места, где можно ставить под сомнение и пересматривать договорённости.
Конечно, для такого подхода нам нужна определённая смелость. Мы подпрыгиваем над землёй, не уверенные, что находимся сверху (хотя бы над экватором). Мы строим дом, осознавая, что «горизонтальная линия» — вещь более чем условная...
Но мы оставляем ребёнку возможность не понимать, почему, и найти, может быть, что-то...
Юлия Жемчужникова. РП Милое, Калужская область. youzhe@yandex.ru |