Пятница, 29.03.2024, 04:41Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №04(006)2004

Жимка бабушки Нюры

Летом 1999 года, когда мы (учредители предприятия «Странник») ещё не изготовляли кедровое масло, но очень хотели начать это производство, мы от случайного попутчика в автобусе узнали, что в небольшом посёлке недалеко от города «Ивдель» на севере Свердловской области живёт человек, который его делает. И, чтобы узнать секрет изготовления целебного масла, мы снарядили экспедицию на север, в край вековых кедров и неизбалованных цивилизацией людей.

Не буду рассказывать все сложности, с которыми мы всё-таки добрались до домика на окраине деревни, в котором, судя по адресу, записанному на клочке бумаге, и жил тот, кто знает, как делать кедровое масло.

Встретил нас лохматый цепной пёс лаем, скорее похожим на удивлённый, чем на угрожающий. Видимо редко здесь появлялись люди незнакомые. Вскоре из дома вышла женщина и несколько секунд молча рассматривала нас со своего крыльца.

«Здравствуйте!» — сказал кто-то из нас, давая понять, что именно этот дом является конечным пунктом нашего путешествия. Тогда женщина подошла к калитке, по другую сторону которой стояли мы — группа «Странников». Мы рассказали ей причину нашего визита и спросили можно ли встретиться с её мужем. Женщина отрицательно покачала головой — «Нет его, он в лесу — ответила она — вернётся не раньше, чем через две недели. А секрет масла... Да какой там секрет... Я расскажу, если хотите...» Она открыла калитку, приглашая нас войти во двор. Потом она показала рукой на небольшой агрегат, стоящий в глубине двора — «Это гидравлический пресс. Засыпаете туда орех, включаете в розетку, и подставляете вот сюда кастрюльку. И часа через два — полная кастрюлька масла».

Мы разочарованно и обескуражено стояли посреди двора. Такой путь, и ради чего?!!

— А как же «без контакта с металлом»? Здесь же сплошное железо! Вся целебность же теряется, — чуть не плача, наконец, проговорила я.

— А зачем нам целебность? — ответила женщина, удивлённо улыбаясь — Жарить можно, консервировать, в кашу добавлять. Не надо деньги на подсолнечное масло тратить. Даже продаём излишки — всё прибыль. А целебность... — она пожала плечами — да не болеем, слава Богу...

— А зачем вам «без контакта с металлом»? — снова нарушила молчание женщина — это же так трудно. В деревянном прессе так много масла не получится, да и орех нужен обязательно чищеный. Если есть гидравлический пресс, зачем же мучиться, как в девятнадцатом веке? Слава Богу, технический прогресс...

— Но если вы хотите непременно дедовским способом масло делать, то вам надо со свекровью моей пообщаться, бабой Нюрой — сказала она неожиданно, когда мы грустно направились в сторону калитки. Мы с надеждой развернулись — Только она сейчас тоже в лесу.... Но она должна скоро вернуться.

Баба Нюра вернулась примерно через час с бидоном ягод. Вкратце рассказав ей цель нашего странствия, мы задали основной вопрос за которым приехали: как делали масло из кедровых орехов, когда гидравлического пресса у них не было. Бабуля, немного помедлив, ответила вопросом на вопрос: «А вам зачем? Теперь же подсолнечное купить можно. Дешевле получится». Мы рассказали ей про книгу, которая вдохновила нас. Рассказали про таёжную целительницу, которая живёт в сибирской тайге, и которая рассказала людям про лекарство от всех болезней — кедровое масло. Объяснили, что для особой целебности масло должно быть сделано без единого контакта с металлом, и что, если верить той же отшельнице, до революции в деревнях его производили на деревянных прессах, но технология его изготовления утеряна. Вот мы и приехали в надежде найти кого-нибудь, кто помнит, как делалось настоящее кедровое масло.

Баба Нюра слушала нас очень внимательно, едва заметно улыбаясь. Но когда она начала говорить, мы поняли, что она едва сдерживала смех.

— Эх, какие же вы всё-таки смешные, городские, какие же наивные! Сидите в своём городе, света белого не видите. Кто чего напишет, вы всему верите. Думаете, если в книжке написано, то непременно, правда? Э-эх. — Баба Нюра встала, насыпала в миску ягод из бидончика, поставила её на стол — угощайтесь, я скоро вернусь.

Я ела чернику и обиженно сопела: то же самое говорили мои коллеги по работе, когда я пыталась рассказать им про Анастасию, только они при этом добавляли пренебрежительно «Деревня!». Я устала доказывать им, что всё, что написано в этой книге вполне реально, и — я уверена! — абсолютная правда. Самым веским доказательством, что всё это выдумка, мне приводили абсолютную невозможность жизни в лесу без дома и тёплой одежды, и при этом быть сильной и здоровой. А летом комары — как она может жить в лесу без репеллентов? Про дрессированных белок даже не упоминали, так как это даже не замаскированная наглая ложь, а я — наивная и смешная, легковерная дурочка.

Стоило ехать за тысячу километров, чтобы услышать то же самое от бабушки, живущей рядом с кедровым лесом.

Через несколько минут баба Нюра вернулась, держа в руках какие-то деревянные штуковины, почерневшие от времени. Положив всё это «сокровище» на пол, она села и сказала: «Не знаю, что было до революции — я тогда ещё маленькая была -но сколь себя помню, технология всегда была одна и та же, и никуда она не утеряна. Только слишком она устарела, потому и забыли её. Хотя Анастасия ваша правду говорит — масло вкуснее и качественнее получается, если орех давить, очищая его от скорлупы и на деревянном прессе. А я то думаю, почему Семён — это сын мой — никак не может масло сделать такое же вкусное, как я в детстве пробовала. Да ведь в детстве всё вкуснее... Баба Нюра вздохнула и подняла с пола массивную деревянную доску с желобком посередине. Вот смотрите: брали вот такую доску, сверху клали раздавленный в ступке кедровый орех, завёрнутый в крепкую льняную ткань. Сверху клали ещё один такой же брусок, а на него накладывали камней. Под желобок корытце ставили, и на ночь оставляли. На следующий день утром масло из корытца выливали в бочку и новую порцию ореха чистили, толкли и в давку заряжали. Вот вам и вся технология. Какой тут секрет? Неужто сами не могли до такой ерунды додуматься? В деревне нашей почти все масло кедровое делали, но не помню, что бы хоть кто-то после революции куда-нибудь уехал. Разве что на войну, или в город... Баба Нюра снова тяжело вздохнула. Её грустный взгляд был устремлён куда-то в даль, или наоборот вглубь себя. Интересно, что «на войну или в город» она произнесла так, как будто это было одинаково, как будто бы и город и война отняли у неё любимых людей.

— Баба Нюра, а как орех чистили? Какие-нибудь приспособления были для этого?

— Были, конечно! Или ты думаешь, что мы орехи зубами грызли? — И она рассмеялась, забыв мимолётное грустное воспоминание. — Вот — она подняла с пола деревянный молоток. Бьющая часть его была немного скошена. — Бьёшь по ореху,

он раскалывается. Потом берёшь и руками его очищаешь. Очень просто. Занимались этим женщины и дети. А чем ещё в деревне зимой заниматься?

— Баба Нюра, а как этим маслом лечились? Можете какие-нибудь рецепты посоветовать? Баба Нюра сделала удивлённое лицо: — Лечились? Да нет, мы им не лечились, мы его ели. А лечились мы травами: зверобой, крапива, лопух... Ну а если что-то серьёзное случалось, то живицу кедровую собирали, бальзам варили — и она дала нам рецепт, который был настолько прост, что и назвали мы его впоследствии очень просто: Масло кедровое с добавлением живицы кедра.

И ещё вопрос: а как вы использовали жмых?

Как мы использовали... что?

Ну жмых — то что осталось от ореха после отжима масла.

А-а-а, жимку... Баба Нюра снова весело рассмеялась. Слово какое-то смешное придумали — жмых. Первый раз слышу. Мы это называли жимка. Или отжимка, но чаще просто жимка. Жимку — это же была такая вкуснятина! — ели мы её, что же с ней ещё можно было делать? А теперь вот она у нас со скорлупой получается, так только курам или собакам... Баба Нюра опять чуть было не загрустила, но вспомнила какой-то вкусный салат, куда жимку обязательно добавляли, и оживилась: — доставайте бумагу, карандаши, пишите рецепты:

1. Свёклу потереть на мелкой тёрке, добавить туда соли, чесночку, взбитое до белизны яйцо, масла кедрового чуть-чуть и размешать с размолотой жимкой в пропорциях один к одному. Объеденье!

2. В творог с сахаром добавить жимку. М-м-м! Вкусно! Только есть его надо сразу, а то потом жимка размокнет, и будет уже не так вкусно.

3. Можно в оладьи добавить. Только не в блины! Блины будут разваливаться, потому что клейковины в кедровой жимке нет совсем. А вот в оладьи можно. Баба Нюра сглотнула слюну.

4. А если залить жимку мёдом, то просто пища богов получается.

5. А на пасху мама делала яйца: резала их на две половинки, доставала из них желток, размешивала его с жимкой, солила, добавляла туда масла (совсем чуть-чуть). Из полученной массы она катала шарики, и засовывала их обратно в половинку яйца.

6. Ну в любую кашу жимку обязательно добавляли — и вкуснее, и сытнее.

7. А молоко. Как же я чуть не забыла про кедровое молоко! Делали его так: Отсеивали жимку через сито. Муку убирали, а крупу толкли в ступке, подливая туда немного горячей воды. Получалась такая белая масса, подсыпали ещё крупу и подливали ещё горячей воды. И так много раз... Но сейчас, думаю, всё можно сделать намного проще. Берете крупу, засыпаете её в миксер, включаете максимальные обороты, потом добавляете туда горячей воды и молоко готово. Надо пожирнее — побольше крупы возьмите. Надо ещё соли и сахару немного добавить, а то вкус будет пресный. Таким молоком можно даже младенцев вскармливать, если (не дай Бог!) у матери молока не будет. Тьфу, тьфу, тьфу. Только для младенцев лучше не солить и не сахарить.

8. А муку, которая отсеялась, можно использовать для лечения изжоги и других желудочных болезней: растворяете две ложки на полстакана воды кипячёной остуженной и сразу выпиваете. Пить её надо на голодный желудок за полчаса до еды, ну или если изжога мучает, то прямо на изжогу. Только она не как сода работает — помедленнее, зато постепенно вылечивает, а сода только симптомы убирает.

9. А ещё её можно просто так есть. От блина откусывать, и есть, ну или, если её мать уже размолола, то ложками. И чаем запивать. Только много её так есть не стоит — ложки две-три не больше, а то она в желудке разбухнет, и будет тошнить. Мы все в детстве хоть раз жимкой объедались.

10. А ещё мы жимкой в бане мылись. Но это уж если год был сильно урожайный на кедровый орех, и мы видели, что до нового урожая съесть всё не успеем. Делали кашицу из жимки и на тело её наносили вместо глинки. Тогда мыла то не было — глиной мылись. После жимки всё тело, как новенькое, мягкое, шёлковое. А когда не очень много жимки было, то только на лицо её накладывали.

Ну, вроде всё рассказала, что вспомнила. А уж чего не вспомнила, то сами придумаете — дело то не хитрое. Только одно хочу вам сказать напоследок: Может быть, Анастасия ваша и права — ей виднее, раз она в тайге живёт. Тайга — она ведь и учит и лечит, в тайге ведь церквей нет, там человек один на один с Богом, что спросит, на то и ответ получит. Только скажу вам то, что знаю, а вы уж сами судите, где правда. Не лечит кедровое масло никаких болезней. Оно такое же масло, как все другие масла: льняное, подсолнечное, конопляное. Полезное оно, конечно, очень, но лечит не оно, а образ жизни, который позволяет его делать правильно. Когда без суеты семья садится за большой стол и все от мала до велика чистят орехи. Может песни поют, может обсуждают что-то, а может просто молча делают одно дело. Пальчики работают, а мысли свободные «в облаках витают». И мать здесь же с ребятнёй, в ступке орех давит, а не на работе у компьютера сидит. А вечером, когда уже стемнело, все дружно камни на пресс таскают. Отец тяжёлые, а малышня маленькие. Пару тонн камешков перетаскали — чем тебе не физкультура. А утром эту же пару тонн камешков ещё раз перетаскали. Вот и были здоровые. А масло... Не знаю... Ну ладно бегите с Богом, а то на последний автобус опоздаете.

Нам действительно пора было идти, чтобы успеть на автобус, который увезет нас обратно в город. Деревяшки свои для изготовления масла баба Нюра нам не отдала: — Старые они уже, пусть уж спокойно свой век на чердаке долёживают, вы себе другие сделаете, новые. А может, ещё лучше способ придумаете. На то ведь и голова, чтобы придумывать. А вдруг ко мне ещё какие странники за рецептом масла придут, а мне им и показать нечего будет. Вы ж не одни, поди-ка, книжку эту прочитали. Баба Нюра опять смеялась над нами. Но это было уже совсем не обидно...

Ольга ЮНЯЗОВА. г. Екатеринбург.

Категория: №04(006)2004 | Добавил: winch (02.12.2016)
Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2024