К итогам Итало-Российского студенческого форума: «Мобильность студентов и гибкость образовательных программ в перспективе Европейской унификации прогрессе преподавания экологии и наук об окружающей среде»
Существуют области человеческих знаний, обеспечивающие единство, несмотря на различие традиций, языков в разных уголках земного шара. Одно из таких направлений — современная экология. Гармонизация отношений с биосоциальной средой как цель воплощения достижений данной науки создает уже сегодня категорию специалистов-экологов, решающих вопросы не только на уровне отдельных регионов, стран, но и в целом, можно сказать, на биосферном уровне. Кроме реализации экологической безопасности сегодня, а также решения других экологических вопросов, важно предвидеть ситуацию и, главное, готовить к меняющимся условиям окружающей среды будущих специалистов. Именно обсуждению вопросов будущего экологического образования был посвящен Итало-Российский студенческий форум.
В состав российской делегации входили представители ведущих вузов России, в которых осуществляется подготовка студентов по специальности «Экология»: Московского государственного университета имени Ломоносова, Казанского, Санкт-Петербургского государственных университетов, Уральского государственного университета им. А.М. Горького, Международного университета экологии и политологии, а также Архитектурно-художественной академии Москвы. Итальянскую сторону представляли студенты и преподаватели университетов Палермо, Барии, Катании, Туска, Сиены, Урбино, Университетского института архитектуры Венеции и научные работники Итало-Российского института экологических исследований.
Форум проводился при поддержке Министерства образования РФ и Министерства по образованию, университетам и науке Италии. Рассматривались проблемы унификации образовательных программ в области преподавания экологии и наук об окружающей среде в России, Италии и Европе, проблемы мобильности студентов и преподавателей в пределах общеевропейского образовательного пространства. Обсуждалась возможность «совместного высшего образования» — студенческого обмена между университетами, участия российских студентов в европейской программе студенческого обмена «Eras-mus», а также научных и преподавательских стажировок сотрудников университетов.
Была проведена также стендовая сессия, на которой участники Форума представляли работы по темам своих научных исследований: аутэкологии, геоэкологии, экологической химической технологии, морской экологии, экологическому туризму, и, конечно, по различным аспектам подготовки студентов-экологов.
Одной из главных, мешающих «свободному» обмену студентами-экологами, была признана проблема совместимости учебных программ университетов, а также «неравноценность аттестатов» о среднем образовании. Для её решения были предложены рекомендации к министерствам образования Российской Федерации и Европейскому сообществу, направленные на интеграцию процесса экологического образования.
Участники Форума, определили приоритетные задачи, способствующие развитию экологической культуры, и выработали перспективную программу подготовки и стажировки специалистов-экологов на базе университетов Италии и России. В данном обмене в течение последних пят лет активно был задействован МГУ. Сегодня эстафету принимают университеты Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
В ходе неофициальной части Форума состоялся товарищеский футбольный матч между российскими и итальянскими студентами. В рамках культурной программы участникам показывали известнейшие города и храмы Сицилии, археологические и природные памятники.
Но особое место занимали памятники природы. Наиболее запоминающейся была экскурсия на единственный в Европе действующий вулкан — Этна.
Самым важным итогом Форума стала реальная возможность познакомиться и поделиться наработками по экологическому образованию в разных странах, завязать научные контакты. Форум подтвердил качество экологического образования наших вузов. Студенты-экологи, аспиранты из России демонстрировали высокий научный уровень, заинтересованность и сознательность выбора перспективной профессии — ЭКОЛОГ!
А. ИЛЬЮХИН, студент биологического факультета Уральского государственного университета.
Е. АМИРОВА, доцент кафедры экологии Уральского государственного университета, кандидат педагогических наук. |