Символ России известен каждому человеку, который жил или живёт в России, это образ медведя. До сих пор на Западе наша страна воспринимается так: по улицам ходят медведи, что медведь — это вообще символ русских и России в целом. Даже на эмблеме правящей партии «Единая Россия» изображён медведь. То есть медведь — это актуально для России.
Мне захотелось посмотреть, как к этому общепринятому символу (не только сегодня, но и в историческом смысле) относились власти и господствующая Церковь в лице Никонианской РПЦ до 1917 г. И здесь выяснилось очень много интересного.
Оказывается, Романовы и Церковь на дух не переносили медведей, образ медведей и вообще всё, что с ними связано. Меня это очень заинтересовало. 30 декабря 1866 года при Александре II вышел правительственный указ о воспрещении водить медведей по улицам городов и населённых пунктов («О воспрещении промысла водить медведей для забавы народа»), то есть запрет был на какие-то мероприятия, игрища, связанные с медведями. Любой может почитать этот закон, он находится в Полном собрании законов. Мотивировался этот указ очень благородной целью: надо запретить появление медведей где бы то ни было, поскольку те, кто их приводит, медведчики, занимаются издевательством над животными. Этот указ появился по поводу письма Общества покровительства животных, возникшее в Петербурге в 1865 году. Оно очень озаботилось плохим отношением к медведям, что медведей мучают те, кто их водит по сёлам, деревням и городам, издеваются, подпиливают им клыки и когти, сажают на цепь, эту цепь закрепляют к кольцу, продетому через челюсть животного, и что с этим нужно немедленно кончать.
Однако этот указ, несмотря на его благовидное содержание, послужил основой для отнюдь не милых и благородных целей — стал базовым для отстрела медведей, и этот отстрел носил массовый характер. Как удалось установить, только по Центральным губерниям России никонианскими властями было целенаправленно отстрелено 4500–5000 медведей.
Эта ненависть никонианских властей продолжилась и дальше. В царской России в феврале 1892 года вышел первый полноценный закон об охоте, в котором среди хищников, на которых можно охотиться круглогодично и убивать различными способами, кроме отравы, за номером один числятся именно медведи и только потом волки и другие животные.
Вот такая получается метаморфоза: указ о заботе животных заканчивается расстрелом этих животных, заботиться о которых он призывает. Меня это очень удивило, и я начал раскручивать эту тему, искать, откуда такая патологическая ненависть к медведю, который всегда пользовался любовью у населения России.
Оказывается, для всего российского населения медведь — это некое священное животное. Я прочитал в русских народных поверьях, что Бог-Создатель сделал медведя и человека одновременно. Более того, медведь — священное животное ещё потому, что населением Руси святыми считались и признавались только те, кто вышел из леса с медведем, то есть медведь такого человека не тронул и спокойно относился к нему, даже находился с ним, можно сказать, в дружбе. Это считалось знаком Природы, знаком Свыше.
Когда я знакомился с житием очень уважаемых святых России, обнаружил, что начиная с Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского и заканчивая Серафимом Саровским, везде фигурирует медведь. И именно общение признанных народом святых с медведем и указывает на их святость.
Многие скажут, что Церковь и сама гордится Сергием Радонежским и Кириллом Белозерским. Конечно, гордится. Всегда никонианская Церковь, чувствуя свою слабую позицию в русском народе, пыталась укреплять свой авторитет, подтягивая уважаемых и почитаемых людей к себе, как бы включая их в свою орбиту. Это излюбленный приём.
Однако канонизация Серафима Саровского совершилась лишь в 1903 году при Николае II, который настаивал на ней. А Победоносцев как обер-прокурор Синода и все архиереи не хотели эту канонизацию проводить, что и стало причиной конфликта между царём и Синодом. Для царской семьи канонизация Серафима Саровского имела очень важное значение, поскольку именно после паломничества царя и царицы к месту жития святого у царской четы родился наследник. Даже образ Серафима Саровского находился в царских покоях.
Те «святые», которых канонизировали представители правящих классов, Соборы РПЦ, вряд ли имели отношение к медведям и в глазах народа не признавались таковыми. У народа были свои признанные святые, и многие из них неизвестны нам именно потому, что их не «рекламировала», не признала правящая прослойка.
Почему же было такое почитание медведей? Почему водили медведей по деревням и сёлам? Каждый крестьянин просил медведчиков зайти к нему в дом. Самой большой честью было, если человек, который водит медведя, переночует с животным во дворе крестьянина. Каждый старался накормить медведчика и животного, поэтому они не испытывали недостатка в продовольствии или чего-то ещё при передвижении по российским сёлам, деревням и городам.
По народным поверьям считалось, что через медведя происходит персонализация предков. То есть узнать о судьбе умерших родителей на том Свете можно через медведя, потому что медведь живёт в тесном взаимодействии с человеческой душой, у человека и медведя одна душа, как тогда считалось. Вот отсюда такое почитание медведей.
То, как чувствуют себя предки в горнем мире, волновало тогда всех, минусуя, конечно, правящий класс.
Думаю, если глубже рассматривать этот вопрос, можно наткнуться на немалое количество «подводных мин», которые в корне изменят видение представлений никонианской церкви и народных слоёв. И история с медведем наглядно указывает на это.
Александр ПЫЖИКОВ,
доктор исторических наук,
профессор МПГУ.
www.planet-kob.ru/video/7078/rpc-protiv-simvola-rossii |