Многие черты характера и поведения достаются нам от родителей и окружающих нас родственников. Именно им подражает ребёнок, пока растёт, и только выходя в социум, он начинает копировать поведение других людей. Так что, если вам не нравится поведение вашего ребёнка, посмотрите на себя и своё родственное окружение его глазами. Он является точным отражением кого-то из близких или всех понемножку. Пока ребёнок маленький, он постоянно зеркалит чужое поведение. И это происходит не потому, что он вредный или капризный, а потому, что не знает, как нужно вести себя по-другому. Для него это — норма поведения. В его голове ещё не заложена информация о правилах и законах мира, в который он попал. Что он видит вокруг себя, тому и учится, то и делает, лишь повторяя поведение окружающих. У ребёнка нет выбора. И он искренне не понимает, почему взрослые наказывают его за то, что им самим позволено.
Если ребёнок капризничает или истерит и что-то требует, истошно вопя, нужно понять, почему он это делает.
Возможно, в семье тоже кто-то ведёт себя подобным образом. А может быть, вы перегибаете палку в воспитании или, наоборот, слишком позволяете ребёнку сесть вам на шею и, свесив ножки, кататься на ней. Или, может, не обращаете на ребёнка должного внимания, что очень часто случается. Ребёнок начинает требовать вашего внимания тем способом, на который вы обязательно отреагируете, несмотря на подзатыльники и окрики в ответ, лишь бы обратили на него внимание.
Если вы реагируете на ребёнка сразу или объясняете ему, что подойдёте на его зов через пару-тройку минут и выполните своё обещание, ребёнок привыкнет, что вам не надо повторять по 10 раз и ждать вас часами. Он будет тихо, спокойно и терпеливо вас дожидаться. А если вас нужно звать долго, но вы никак не можете оторваться от разговора по телефончику, от ТВ сериала, словоблудного чата или компьютерной игры, то всё кончается именно истерикой ребёнка, так как он ждёт и ждёт…
Поставьте себя на его место. А ведь у него больше прав вас не всегда слышать сразу. И это не потому, что он не хочет вас слышать. Он просто порой очень глубоко погружается в свои мечты, а оттуда звуки этого Мира не всегда слышны отчётливо. Поэтому не сердитесь на ребёнка за то, что он не услышал вас сразу.
Если вы будете уважать Пространство вашего ребёнка, он научится уважать ваше Пространство. Что делаете вы, то будут делать ваши дети.
Никого и ничему нельзя научить насильно или с помощью запретов, скандалов и т. п. Учить можно только лаской, вниманием, искренней заботой и обязательно собственным примером с применением некоторых педагогических хитростей.
По крайней мере, это будет до определённого момента, пока ребёнок не осознает себя вполне самостоятельной личностью, которая сможет думать и принимать решения самостоятельно и осознанно без подсказок и направляющего напутствия со стороны старшего поколения. И чем больше вы вкладываете знаний и умений в своё чадо в детстве, тем быстрее и легче он войдёт в своё собственное Пространство жизни и создаст свой собственный Мир. Но для этого нужно приобрести качественные знания о Мире и правилах достойного поведения в нём.
Родители часто прививают ребёнку стереотипные варианты поведения и шаблонные решения каких-либо вопросов и жизненных задач, часто не прислушиваясь к нестандартному мнению ребёнка, говоря примерно такую фразу: «Не выдумывай, так не положено!»
У ребёнка есть чувство единения с Природой и всем Мирозданием, если это не ликвидировать насильно, поэтому он может слышать подсказки своей Души без искажений. Взрослая же броня «знаний, умений и жизненного опыта» не пропускает подсказки Души именно из-за гордыни. Уверяю вас, дети во многом мудрее нас, взрослых, они изначально чище и возвышеннее, а значит, к их мнению прислушиваться очень даже полезно.
Однако вседозволенности быть не должно. Ребёнок чётко должен понимать, что делать можно, что нежелательно, а что категорически нельзя по определённым причинам. Но причины этого «нельзя» нужно обязательно объяснить и доказать. Дети не любят ничего воспринимать на веру, ведь, чтобы познавать Мир, нужно быть великим экспериментатором. Вот они и лезут всюду, не понимая опасности, чтобы попробовать этот Мир на нюх, на слух, на глаз, на язык, на зуб, на ощупь…
У ребёнка безграничная фантазия, и именно дети учат нас нестандартно мыслить. Ребёнок должен фантазировать, мечтать, «летать», прыгать, бегать, набивать шишки и приобретать свой собственный жизненный опыт. А вы, взрослые, не должны мешать ему в этом. Помощь же ваша заключается в том, чтобы незаметно приглядывать за ребёнком со стороны и порой предостерегать его от опасностей, объясняя, почему это опасно, не допуская непоправимого, вовремя вмешавшись в процесс излишнего баловства и чрезмерного интереса маленького человечка.
Но главное в воспитании и образовании — на собственном примере увлечь ребёнка творчеством, постоянно создавая интригу для большего азарта и желания познавать Мир, и, вовремя поняв способности ребёнка, направить их в нужное русло.
Ребёнок не должен быть как все. Он должен стать личностью, отличающейся ото всех.
Дети — не взрослые. У них совсем другое мышление и восприятие происходящего. Они ещё не разучились фантазировать и мечтать. Пусть же эти качества останутся с ними на всю жизнь. Не загоняйте их в кружки и институты против их желания. Спросите у ребёнка: чего он сам хочет? К чему стремится? К чему у него лежит Душа? Ведь если вы о чём-то мечтали в юности, но не смогли или не захотели это воплотить в жизнь, то это не значит, что ваш ребёнок должен прожить вашу жизнь вместо своей.
Чтобы быть счастливым, нужно, по крайней мере, самому заниматься по жизни любимым делом и не мешать это же делать другим. Есть огромное множество вариантов найти себя, особенно сейчас, когда в интернете есть куча разных платных и безплатных курсов и мастер-классов по любому направлению. Интернет, конечно, липкая паутина, но его можно использовать в своих корыстных целях — для обучения.
Часто человек катится по одной и той же наезженной колее (так как это привычнее, спокойнее, стабильнее), вечно жалуясь на всех и на всё вокруг, упорно не желая свернуть с проторённой дороги. И всё потому, что либо лень, либо страшит неизвестность нового Пути. И страшит сильно. Через меня (как психолога) прошло много людей с разными страхами, но самый главный из них — выбор нового Пути! Чтобы сойти со старой колеи, нужно принять на себя ответственность за своё решение. На это нужна немалая отвага.
И тупиковое положение помогает нам быстрее принять решение что-то изменить в своей жизни, отсеять сомнения и сделать самый важный первый шаг к новой жизни, полной приключений. Порой судьба специально загоняет человека в угол, чтобы он наконец увидел новые варианты Пути, раскрыл свои возможности и начал заниматься своим делом.
Удача преследует смелых и решительных. Как только вы будете готовы к переменам и к тому, чтобы принять новую реальность, ваша жизнь обязательно изменится к лучшему.
Детям нужно давать право выбора и предоставлять шансы так же, как Жизнь предоставляет эти шансы вам. Не втягивайте ребёнка в жёсткие рамки взрослого социума и постоянной зависимости от чужого мнения. Дайте ему расправить крылья и сделать свой выбор, начать свой великий полёт в его собственное Прекрасное Будущее.
Научитесь сами философски и с юмором относиться к жизни и быть счастливыми и научите этому своих детей.
Имейте мужество следовать зову своего Сердца и своей Души и никогда не сдавайтесь!
Алёна Амелина,
член Ассоциации творческих учителей России,
соучредитель и член Европейской академии художеств,
автор образовательно-игровой методики преподавания «Смотри, Играй, Читай, Считай, Слушай и Запоминай»,
руководитель Универсальной Родительской Академии (УРА),
поэтесса,
автор серии книг и игр под общим названием «Пособие для будущих великих академиков».
amelinaalena@mail.ru.
vk.com/amelinaalena.
stihi.ru/avtor/amellina.
Публикуется в сокращении. Полный вариант текста можно посмотреть на страничке в ВКонтакте, в группе УРА (Универсальная Родительская Академия) https://vk.com/@amelinaalena_ura-put-k-sebe-rodom-iz-detstva. |