Среда, 18.09.2019, 16:54Главная | Регистрация | Вход

Корзина

Ваша корзина пуста

Свежий номер "РЗ"

Газета Родовая Земля

Поиск

Новости коротко

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Газета «Родовая Земля»
"Родовая Земля" » Архив статей » Номера "Родовой Земли" » №03(140)2016

Движение – жизнь

Более 33 лет доктор, учёный, педагог Владимир Базарный посвятил решению судьбоносной для России проблемы — предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях он показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.

 

Для чего нужна конторка

Веками известна фундаментальная роль осанки в формировании здорового человека, особенно ребёнка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» мы сами и создаём. Так, например, ребёнок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Ещё с древних времён люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.

Фактор сидения отнесён к базовым факторам риска в возникновении самой тяжёлой соматической патологии в XX столетии.

Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления мы рекомендуем укоренение в детстве телесной вертикали, ­
т. е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счёт использования в учебном процессе специальной мебели — конторок.

Минздравом РФ ещё в 1989 году были изданы методические указания, рекомендующие внедрение режима динамических поз (с использованием конторок) во все детские сады и школы страны. Повторно санитарно-гигиеническая экспертиза была выполнена в 2000–2001 годах. Итогом явилась выдача Департаментом государственного санитарно-эпидемио­логического надзора Минздрава России гигиенического заключения №77.99.95.3.Т.000674.07.01, разрешающего использовать данную технологию.

Идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в образовательные учреждения является воспитание детей в режиме телесной вертикали в семье и в детских дошкольных учреждениях с раннего детства!

К сожалению, часто дети в школу приходят уже «засиженные»,
т. е. телесно «расслабленные», неактивные, с пониженными координаторными способностями тела. Такие дети требуют значительного времени для укоренения сообразного его природе прямостояния и прямохождения. Поэтому нами предложена методика постепенной перестройки «засиженного» динамического стереотипа, постепенного вхождения ребёнка в привычную и удобную для него телесную вертикаль как доминант­ную позу в организации учебного процесса (смена привычки).

Нами разработаны как простейшие модели конторок, которые ставятся на имеющиеся столы, так и оригинальная современная модель, заменяющая собой школьные столы.

 

Общие рекомендации

Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Повторяем, этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чём идёт речь? Если при исходной высоте конторки ребёнок во время письма продолжает склоняться, то вся поверх­ность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребёнок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.

Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.

Самым важным здесь является воспитать у ребёнка способность слышать потребности своего тела. Он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача родителя и учителя — изначально предоставить ребёнку свободу такого выбора. При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт периодических смен поз! И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребёнок меняет позы, тем полезнее. Как показывает практика, потребность стоять за конторкой нарастает у ребёнка постепенно, и уже через год быть на ножках становится для него потребной доминирующей позой.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.

При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребёнка.

2. Оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверх­ности) является 15–17°.

3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребёнок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — босиком).

4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т. п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетённый из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

5. При работе в режиме «динамических поз» ребёнок может на 3–5 минут прилечь на ковёр! Это очень эффективный приём, восстанавливающий его активность. При этом писать и рисовать лёжа недопустимо!

При пользовании настольной ростомерной конторкой необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом. При этом на стол мы настоятельно рекомендуем ставить наклонную поверхность в виде клина с углом наклона 15–17°.

 

О режиме дальнего зрения

Важно помнить, что глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать» характеристики пространства, с помощью которых происходит формирование психических функций человека. Кроме того, через глаз идёт «настройка» организма на экологическую среду.

Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… отторжения. При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения (а так работают наши дети, да и мы сами) наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.

Вот почему ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ланд­шафты. Ну а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор и прочего, что мешает глазу ребёнка, да и взрослого, работать в наилучшем режиме дальнего зрения.

Нужно стремиться, чтобы в процессе выполнения домашних заданий лицо школьника было обращено к окну. Периодические непроизвольные взгляды в пространство крайне важны и полезны не только для глаз, но и для работы мозга. Конторка устанавливается рядом со столом, за которым обычно школьник выполняет домашние задания.

 

Методические особенности

При адаптации и в последующем при работе за конторкой всегда за основу берётся индивидуальный подход к формированию режим смен стоя-сидя (лёжа) у каждого ребёнка. Мы рекомендуем следующие этапы адаптации.

Тот ряд столов, который отстоит дальше от окна, убирается из класса. Вместо них становится ряд конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Первый же ряд столов остаётся для занятий в режиме сидя. По команде учителя (примерно через каждые 10–15 минут, т. е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя, становятся за конторки.

Тем детям, у которых появилась потребность в более продолжительном пребывании на ножках, мы рекомендуем постоянную рабочую конторку, сбоку от которой находится стульчик. Школьник сам по своему самочувствию периодически приседает на стульчик и слушает учителя.

Несколько требований:

1. Конторки расставляются таким образом, чтобы вокруг каж­дой из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребёнка в движении.

2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц (см. ниже).

3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребёнок мог бы в любой момент присесть.

 

Режим меняющихся рабочих мест учащихся

Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказалась наименее благоприятной. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1–2 раза в месяц. Мы предлагаем следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, рис. 3). Безусловно, определённые ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.

Опыт показал, что дети с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но и повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. А главное, улучшается умственная деятельность. Дети растут стойкими, способными пре­одолевать жизненные испытания. И я уверен, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно.

Владимир БАЗАРНЫЙ.

www.hrono.ru

Категория: №03(140)2016 | Добавил: winch (09.09.2019)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
© Зенина С. В., 2019