О вязанье бабушка потрясающие вещи рассказывала! Например, что существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи.
Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы. Прялась пряжа (тоже разными способами), это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время. Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий. Причём для «передачи» чаще использовалась, скажем так, «линейная вязка».
А для сохранения (летописания), поучения или наставления будущему поколению применялась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка. В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию. Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, но и как обереги.
В «линейной вязке» плотность информации была тоже очень высокой. По сути дела узлы (вязы) — это как бы трёхмерные иероглифы.
Вязы существовали как основные (корневые), их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы (подвязки). Были и специальные (технические) вязы, они облегчали чтение и как бы переводили чтеца на новые «регистры» считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка, ещё какие-то, всё не помню.
Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имели важное значение.
И вообще вязка осуществлялась с помощью родового «Устя». Усть — этакая палка длиной в локоть и толщиной с руку, она полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Я его сам лично держал в руках с разрешения бабули. Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено или, скорее, даже на палицу.
Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками (перстками) и знаками, а также в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины, там они самые большие (4 штуки с фалангу большого пальца).
Усть у бабули был, по её словам, из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена.
У других родов бывал Усть и костяной, и из бивня мамонта. Родовой Усть хранят как святыню, обернув в материю.
Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями. С его помощью не только «вяжут» разговор (т. е. записывают, наматывают на Усть «нить повествования»), но и «завязывают» боли или душевные муки. Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи.
Кстати, можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально «вымотать» у человека душу.
Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат.
Иногда адресат был не один, и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть («мотал на ус (Усть)») себе от него. «Из уст в уста». А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку, и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»! Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали.
И ещё бабуля утверждала, что царь (король на её картах) в руках держит не что иное, как Усть и клубок, которые являются своего рода грамотой, документом, заверяющим народ, что сей князь посажен править с благославления Ведающих людей и принадлежит белому (славянскому) роду!
Это объяснение истинной природы символов власти — Скипетра и Державы — для меня вообще удивительно, такой версии я нигде больше не слышал!
И ещё бабуля говорила, что вообще письменность простого люда произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи.
То есть узлы, если их обмакнуть в краску и прижать к той же бересте, отпечатаются узором, и из этих узоров как раз и был составлен тот древний «алфавит», от которого пошла через много тысяч лет глаголица. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.
Так что лично для меня такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной.
www.slavyanskaya-kultura.ru |