Родовые поместья существуют в России и за рубежом уже больше 10 лет. За это время сформировалась группа «поселенческих» детей. Эти дети выросли в поместьях или же прожили в них своё детство, некоторые встретили в них своё совершеннолетие, для некоторых поместье стало Домом Рождения.
Но всё ли хорошо у тех детей, которых родители осчастливили поместьем, своей землёй, своей усадьбой? Попробую разобраться в этом вопросе на собственном опыте.
Прочитали мы с мамой в «Родовой Земле», в январском номере, статью Лилии Кудриной «Куда полетят «белые вороны»?». Затронула нас эта тема, особенно меня, поэтому пишу.
Первая ступень понимания между родителями и детьми — это спрашивать детское мнение. Но не всегда и не у всех получается согласовывать свои поступки с детьми. Ведь кажется, зачем это мне советоваться с ребёнком — переезжать в поместье или нет?
Человек с рождения — личность, а не подчинённый раб. В детской светлой головке всегда есть интересные мысли, но разве ребёнка слушают? Если родителям кажется, что он несёт белиберду, то ответ простой: «Замолчи и иди играй».
С кем играть? Где играть? Если родители отправили ребёнка в детский сад, то «играй» с теми детьми, которые в той же группе, что и ты. Это совершенно случайный набор детей, и далеко не обязательно, что среди них найдутся хорошие друзья для вашего ребёнка. Но у маленького человека нет выбора, и он дружит и общается с теми, у кого тоже выбора нет...
Потом подросший человечек идёт в школу, отнюдь не по собственному желанию, а по «необходимости». А действительно ли существует эта необходимость? Существует, если мама с папой с утра до ночи на работе, бабушка живёт в другом регионе, братья выросли и уехали в другой город, а маленькая сестрёнка ходит в садик. Поэтому он идёт в школу, просиживая там своё время и детство. Ребёнку приходится общаться с одноклассниками. Возможно, с кем-то из них он знаком ещё с детского садика.
С каждым годом становясь взрослее, человек задумывается, с кем он дальше будет жить и где? Вот он окончил школу, потом и вуз. Скорее всего, соединил свою судьбу с каким-нибудь одноклассником или однокурсником. И потекла жизнь по начерченной прямой — семья, работа, дети. Хорошо, если есть дача, куда можно поехать на выходные. Хорошо, если остались связи с одноклассниками, хорошо, если подружился с коллегами по работе… Примерно так протекает городская жизнь.
А теперь заглянем в поместье.
...Жила-была одна семья. Бедностью не выделялась, богатством не сияла. И вроде всё было хорошо в той семье: красавица жена, работящий муж, трое подрастающих детей. Жила семья в городе, в квартире на 4-м этаже. Дети исправно учились в школе, родители трудились на работе. Судьба преподнесла однажды им сюрприз — работу на турбазе отдыха на море. Скептически отнёсся к этому отец, жена же с радостью восприняла: «На свежем воздухе, в природе круглый год!»…
С тех самых пор, когда переехала жить и работать на турбазу семья, прошло немного лет, в семье родился четвёртый ребятёнок. И вроде радость бы принёс, но как-то меркла радость в веретене забот. Что-то случилось в отношении мужа с женой, уже не жили складно и с любовью. Подали на развод и разошлись на разные пути. Муж остался на турбазе жить-работать, а остальные в город уехали обратно. Дети старшие — учиться в институт, средняя с бабушкой жила да в школу ходила. А мама с дочкой маленькой своей поехала поместье создавать, как прочитала в книжке одной, что подарила ей подруга.
Купила в селе одном домик с участком большим, что на краю располагался. И стали жить там вдвоём — мамочка и дочка. Не было у дочки выбора, где жить, поэтому жила в селе и помогала, чем могла, в создании поместья. Друзей себе нашла из тех детей, что жили в соседях или по улице неподалёку. Общалась с ними, весело играли и гуляли во дворе. И ещё тогда в детской душе ребёнка затаился страх, что вот-вот в школу отдадут её, туда, где нет свободы мысли, свободы слова, свободы дела и движения. Но мама знала: нельзя с ребёнком вольным и природным так поступать, поэтому в школу не пустила. Но пришлось ходить сдавать уроки каждый месяц и каждую контрольную работу. Первые пару классов девочка дружила с одноклассниками, дети ещё собирались вместе на поляне в центре села и играли в разные игры. Но потом дети поняли, что эта девочка какая-то не такая: и в школу ходит редко, и только с мамой. А может, это поняли не дети, а надоумили их умные родители, которые с опаской и сомнениями относились к этой странной семье.
Прошла ещё пара лет, и одноклассники ходили мимо девочки, задрав носы и хихикая по углам. Она же старалась не обращать на них внимания, но всё же продолжала общаться с некоторыми соседскими ребятами.
Прошла ещё пара лет, и одноклассники стали уже совсем не одноклассниками, а просто какими-то отдалёнными знакомыми, которые что есть сил делали вид, что не знакомы. Но у девочки нашлись другие знакомые. Вернее, в селе стали все знакомы ей. Идя по улице, она здоровалась со всеми, приветливо улыбалась. Нескольким знакомым бабушкам ходила в магазин, сама всегда всё что нужно дома, покупала, бегала на почту и в сельскую библиотеку за книгами. Её все жители знали по имени, удивлялись её воспитанности. Иногда она ходила с мамой в гости к нескольким знакомым семьям, где были девочки младше её. Она с ними дружила.
Поддерживая во всём свою маму, она старалась выполнять большинство работ по поместью. Но всё же иногда приходили ей в голову сомнения. «А вдруг мы одни такие? А почему мы должны жить именно так и именно здесь?» Однажды нашлись ответы и на эти вопросы.
Дочка с мамой поехали через всю страну в другой регион, чтобы встретиться на фестивале с другими им подобными. И тогда девушка посмотрела на мир немного иными глазами. Ведь она никогда раньше не видела сразу столько много единомышленников! А какие они все были радостные, приветливые и родные! Иногда даже родственники не кажутся такими родственными, как абсолютно незнакомые люди, но объединённые единой идеей и мечтой о Родовых поместьях! Девушка с мамой несколько лет ездила на всякие встречи и обрела благодаря этим слётам и фестивалям много друзей. Она не задумывалась, как именно выглядят друзья и сколько им лет, она просто общалась и дружила с ними, а они дружили с ней.
Со временем появился в селе мобильный телефон и Интернет, девушка стала общаться в сетях с единомышленниками, находить новых друзей. И главное, продолжала жить в своём Родовом поместье, продолжала его совершенствовать...
Из этого коротенького повествования о моей жизни не всё можно понять и не очень отчётливо представить нашу «поселенческую» жизнь. Но сейчас мы рассматриваем вопросы дружбы и общения поселенческих детей.
Лишь недавно я задумалась о том, а с кем же я общаюсь, какие они — мои друзья? А разные они — и молодые, и в возрасте, и низкие, и высокие, и общительные, и молчаливые, и городские, и сельские, и из поместий, и только мечтающие о них. И уж откуда только нет у меня друзей — от Приморья до Санкт-Петербурга! Отметила для себя интересный момент — с одногодками не общаюсь совсем. У меня есть несколько подружек и друзей младше меня на несколько лет, а остальные все — старше. Некоторые старше на 7–10 лет, некоторые на 16, некоторые на 25–35, и всё равно они все — мои друзья.
При общении не замечаешь разницы в возрасте совсем. Что удивительно, меня нередко принимают за ровесницу, а когда узнают мой настоящий возраст, долго пытаются понять, шутка это или правда. Мне интересно общаться с детьми, с теми, кто ещё до 8 класса. Интересно общаться со взрослыми, даже с теми, кто намного старше меня. Но с ровесниками не общаюсь. Да и о чём нам общаться? Они сейчас просиживают время в учебных заведениях, а я сажаю огород и гуляю по лесу. Конечно, практически все мои друзья — единомышленники, но всё равно я могу пообщаться с кем угодно, тем более Интернет предоставляет такую возможность.
Раньше иногда чувствовала себя «белой вороной», но со временем это чувство совсем испарилось, так как пришло понимание того, что каждый человек — разный, каждый индивидуален. Но всё же как приятно, что есть такие же, как ты.
Детям в поселениях нужно дать возможность не ходить в детские сады, в школы, институты. Конечно, если они хотят туда ходить, то это другой вопрос, а если нет — не нужно их заставлять. Делание чего-то без удовольствия под тяжестью «заставляния» не пойдёт на пользу, только во вред. Да к тому же если бы в школе учили чему-то нужному. Всем азам учат ребёнка родители — это нужно хорошенько запомнить. А потом тебе в помощь самообразование.
Друзей можно встретить на слётах и фестивалях. Но почему-то я ни на одном слёте не познакомилась с ровесниками. Детей будто бы куда-то отодвинули отдельно, а взрослых — отдельно. Я же всегда в компании со взрослыми, поэтому большинству моих друзей 30–35 лет. Но меня этот факт нисколько не огорчает, мне интересно с ними, а им — со мной.
В заключение хочу сказать ребятам из поместий: не нужно переживать по поводу «белых ворон», это уже ни к чему. Нас становится всё больше и больше, вы только не стесняйтесь выходить и знакомиться! Если сидеть и грустить, что у вас нет друзей, то откуда они появятся? Езжайте на слёты, танцуйте в хороводах, пойте у костра, и вы никогда не будете одиноки!
Всем счастья и доброй дружбы!
Дарья Лютенко. с. Мельничное, Приморский край. dar.lutencko2011@yandex.ru |